Урок «Образ «маленького человека» по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
СЛАЙД 1
- Повесть Н.В.Гоголя, написанная в 1841г., оставила значительный след в истории литературы: известна крылатая фраза, записанная М.Вогюэ со слов одного русского писателя: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Вокруг повести шли горячие споры. Что же такого замечательного было в повести? Чем, на ваш взгляд, она могла привлечь такое внимание?
СЛАЙД 2 - Повесть «Шинель» вызвала к жизни целый ряд произведений, в которых главным героем был особый тип человека – «маленький человек». Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станционный смотритель Самсон Вырин. В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение.
-Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»? (Учащиеся, уже прочитавшие повесть «Шинель» отметили такие качества, как незаметность, униженность, одиночество, существование в своём мирке, появление цели в жизни героя, ради которой он пошёл на жертвы, бессмысленность существования, бедность)
- Познакомимся с этим понятием. СЛАЙД 3
Маленький человек – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение.
Отличительные черты этого героя: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвлённая гордость.
Сюжет произведения строится на истории обиды, оскорбления или несчастья «маленького человека.
Как правило, «маленькому человеку» противопоставлен другой герой – высокопоставленный человек, «значительное лицо».
СЛАЙД 4 - Как же в воображении писателя возник этот этот образ «маленького человека»? Прочитаем отрывок из воспоминаний П.В.Анненкова об истории создания повести.
• «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.
СЛАЙД 5.
• Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».
-Перейдем к самой повести. Кто является главным героем произведения? Что он из себя представляет?
• СЛАЙД 6. Итак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный________________, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться.
Итак, пропущено словосочетание титулярный советник.. Кто такой титулярный советник? (гражданский чин 9 класса) Итак, Гоголь говорит, что герой был титулярным советником. Почему вечным?
· СЛАЙД 7. Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники. Так что герой наш был не знатен.
-Что обозначает фамилия главного героя? (с.357 «Фамилия чиновника… только три раза в год подмётки»).
- А что обозначает его имя? (с.357-358 «Имя его было…другого имени дать было никак невозможно»).
- Хотя писатель и уверяет в том, что имя героя не выисканное, но значение этого имени говорит об обратном:
• СЛАЙД 8. Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя - Акакий (к. III — н. IV веков) — христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства.
Из его жития известно только о перенесенных им пытках, которые не причинили ему вреда. Святой был казнен путем отсечения головы, из раны по преданию вытекла кровь и молоко.
СЛАЙД 9. -Расскажите о службе Акакаия Акакиевича в департаменте. Как относились к нему его коллеги по работе и начальство. (с.359-360 «Когда и в какое время…С тех пор оставили его навсегда переписывать»).
-В этом отрывке есть сравнение. С кем Гоголь сравнивает Акакия Акакиевича? ( с мухой).
-Почему с мухой? Что позволяет это сравнение представить? (Сравнение Акакия Акакиевича с мухой позволяет представить, насколько «маленького человека» не удостаивали вниманием. Мало того: его не считали за человека. )
- СЛАЙД 10. Такой приём называется литотой. (запись в тетеради)
Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
- Гоголь хотя и с некоторой усмешкой описывает неловкого Акакия Акакиевича, но его смех беззлобный в отличие от жестоких насмешек и издевательств чиновников-коллег. Юмористический тон повествования меняется, когда Гоголь описывает молодого чиновника, которого поразили слова Акакия Акакиевича. Юноша увидел в нём такого же человека, как и он сам: «Я брат твой», т.е. я также создан Богом по образу и подобию его. Эти слова перевернули жизнь молодого человека, в то время как для большинства других Акакий Акакиевич продолжал быть «мухой».
·
СЛАЙД 11. Брат -
это слово употребляется в различных значениях:
1) в значении "родной брат", когда дети имеют общих родителей
2) в значении кровного родственника
3) так называют представителей одного народа или представителей
родственных народов
5) так может быть назван друг или просто ближний
6) слово брат указывает также на схожесть судеб или характеров
7) поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то так стали называть и единоверцев-христиан.
Слово "брат" наиболее точно отражает родство отдельных людей, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца.
• СЛАЙД 12. Итак, главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин— мелкий чиновник, который занимается переписыванием документов. Тихий, очень незаметный, старше 50 лет. У него нет ни семьи, ни друзей. Очень увлечен своей работой.
СЛАЙД 13, 14. – Гоголь подчёркивает и ещё одну важную черту в Акакие Акакиевиче: он служит «с любовью», что нельзя отметить у других чиновников. Пусть его любовь – это любовь всего лишь к буквам, но в переписывании бумаг он своего родамастер: каллиграфический почерк является искусством, особенно во времена, когда делопроизводство велось в рукописной форме.
СЛАЙД 15. Титулярному советнику не повезло еще при выборе имени в день, когда он родился, все имена были странные. Как мать не старалась подобрать в Святцах сыну подходящее, не получилось. Тогда решили назвать его в честь отца — Акакием. Уже тогда стало понятно, что он будет титулярным советником.
Башмачкин снимал квартиру в бедном районе Петербурга, потому что на свое жалованье не мог позволить себе большего. Вел он жизнь скромную, друзей у него не было, семьи тоже. Главное место в его жизни занимала работа. Да и на ней, Акакий Акакиевич никак не смог отличиться. Сослуживцы над ним посмеивались, а он, будучи человеком очень скромным и тихим, никак не мог им ответить, только тихо спрашивал, когда они перестанут его обижать. Но Башмачкин сильно любил свою работу.
Даже дома он занимался работой — что-то старательно переписывал, любовно относился к каждой буковке. Засыпая, продолжал думать о своих бумажках. Но когда ему дали дело сложнее — самому исправить недочеты в документы, у бедного Акакия Акакиевича ничего не получилось. Он попросил, чтобы ему не давали такой работы. С тех пор он занимался только переписыванием.
СЛАЙД 16. - В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда как военных, так и штатских, причём покрой шинели в 19в. отличалася от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата.
СЛАЙД 17. -Почему сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над его шинелью?
(с.363 «Надобно знать, что шинель…мешковато и некрасиво»).
-Итак, подтрунивая над шинелью Акакия Акакиевича, сослуживцы называли её капотом (верхняя мужская или женская одежда в виде халата), подчёркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.
- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.
(с.364-365 «Здравствуй, Петрович!...вышел совершенно уничтоженный»).
- Расскажите, что происходило с главным героем потом, когда он вышел от портного? (с.367-368 «Вышед на улицу…поник совершенно духом»).
-Откуда бедному чиновнику взять деньги на новую шинель? Прочитайте размышления Акакия об этом. (с.368-370 «Как же, в самом деле, на что, на какие деньги её сделать?... нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели»).
СЛАЙД 18. Башмачкин всегда носил одежду старую, с заплатами, потертую. Такая же была у него шинель. И он бы даже и не подумал купить новую, если бы не настали сильные холода. Пришлось ему пойти к Петровичу, бывшему крепостному, а теперь портному. И Григорий сказал ужасную для Акакия новость — старую шинель не отремонтировать, надо покупать новую. И попросил очень большую для Акакия Акакиевича сумму. Бедный Башмачкин думал всю дорогу, что ему делать.
Он знал, что портной охотник до выпивки и решает прийти к нему, когда тот будет в подходящем состоянии. Акакий Акакиевич покупает ему спиртное и уговаривает сделать ему новую шинель за 80 рублей. Половина суммы у советника была: благодаря своей экономии, он умудрялся откладывать со своего жалованья. А для того, чтобы собрать на оставшуюся часть, решил жить еще скромнее.
СЛАЙД 19. Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму. Но его приободряли мысли о новой шинели и он часто ходил к портному и советовался по пошиву. Наконец, она была готова, и Башмачкин, счастливый, пошел на работу.
- Какие выводы вы можете сделать об изменениях в жизни героя? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?С какой целью его использует Гоголь?
- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь. «Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…»
СЛАЙД 20. Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни. Сослуживцы оценили его обнову, сказали, что теперь у него стал гораздо респектабельнее вид. Смущенный похвалами, Акакий Акакиевич был очень доволен покупкой.
Ему предложили проставиться в честь сего события. Это поставило советника в затруднительное положение — у него не было денег. Но его выручило значительное лицо, которое устраивало праздник в честь своих именин, на который был приглашен и Акакий Акакиевич.
СЛАЙД 21. "Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, – стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича."
СЛАЙД 22. "По мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, – напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость."
СЛАЙД 23. На празднике поначалу все продолжали обсуждать шинель, но после все разошлись по своим делам. Башмачкин впервые в жизни позволил себе расслабиться и отдохнуть. Но он все равно ушел раньше всех, окрыленный своим новым положением и шинелью.
СЛАЙД 24. "Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки"
- Все ли справились с домашним заданием? Были трудности? (Учащиеся отметили, что им трудно было найти подходящие цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период новой шинели. Видимо потому, что этот этап ещё не разбирался в классе.)
СЛАЙД 19-21 - Обратимся к возможному варианту заполнения таблицы:
Период «капота» |
Период новой шинели |
|
Отношение к переписыванию бумаг |
Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир |
Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки… после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг |
Отношение к внешнему миру и развлечениям |
Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. |
Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою… |
Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев |
Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам… шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое… |
скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать… |
Отношение к переменам в жизни |
нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь… При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. |
Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться… Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. |
СЛАЙД 25 УРОК 2. МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
СЛАЙД 26 - Благодаря шинели Акакий Акакиевич впервые оказывается вечером на улице Петербурга. Вспомним, что эта повесть входит в так называемый сборник «Петербургских повестей». Гоголь так писал о Петербурге в одном из своих писем: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Каким выглядит Петербург в повести «Шинель»? (Ученики наделяют Петербург такими эпитетами – тёмный, холодный, мрачный, безжизненный)
СЛАЙД 27 - Многие художники иллюстрировали повесть. Но из всех иллюстраций я выбрала иллюстрации Саввы Бродского, на мой взгляд, взгляд художника поможет нам проникнуть в художественный замысел писателя. Обратимся к первой из них. («Новая шинель») Какой момент изображён на иллюстрации? Какие детали и особенности вы можете отметить? (Учащиеся называют, что на иллюстрации изображён Акакий Акакиевич перед его уходом в гости к богатому чиновнику, пригласившему на именины. Отмечают, что обстановка комнаты убогая и старая, а в зеркале мы видим героя в новой одежде.)
СЛАЙД 27- Рассматривая следующую иллюстрацию – «На именинах» ученики отмечают повторяющийся мотив зеркала и противопоставления: Акакий Акакиевич среди женских кринолинов и его шинель, валяющаяся на полу. Начинают спорить, новая это шинель или старая. Зачитываю текст:
«Он остановился весьма неловко среди комнаты, ища и стараясь придумать, что̀ ему сделать. Но его уже заметили, приняли с криком и все пошли тот же час в переднюю и вновь осмотрели его шинель. Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но будучи человеком чистосердечным, не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель. Потом, разумеется, все бросили и его и шинель, и обратились, как водится, к столам, назначенным для виста»
«Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул ее, снял с нее всякую пушинку, надел на плеча и опустился по лестнице на улицу».
(Приходим к выводу, что сослуживцам шинель интересна даже более самого Акакия Акакиевича, как диковинка, чиновниками движет праздное любопытство, и они быстро переходят к предметам более для них интересным: к карточной игре, а шинель в небрежении валяется на полу.)
СЛАЙД 28- А теперь прослушайте инструментальную композицию. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? (Гулкие шаги на фоне тревожной мелодии, постепенно убыстряющиеся, и нарастающая эмоциональная напряжённость мелодии подсказывают учащимся, что это эпизод, когда герой идёт домой и происходит ограбление. Мелодия отражает страх и отчаяние героя. Зачитываем, как написал Гоголь:
«Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак, величиною в чиновничью голову, примолвив: «а вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно, и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке…».
Следующая иллюстрация Бродского «В холодных пространствах Петербурга» также рисует нам пустынный город, мрачный и бесконечный, не случайно Гоголь называет площадь, на которой произошло ограбление, то пустыней, то морем, то полем. Однако ученики замечают одиноко светящееся окошко в одном из домов, которое соотносится с одинокой фигуркой человека у парапета, - единая живая душа в городе – Акакий Акакиевич.)
СЛАЙД 29- Шинель украдена, и Акакий Акакиевич был потрясен и на следующий день пошел в полицию, чтобы написать заявление. Но его не стали слушать и бедный советник ушел ни с чем. На работе над ним посмеялись, но нашелся добрый человек, которому стало его жалко. Он посоветовал обратиться к значительному лицу. Зачитаем этот эпизод:
СЛАЙД 30 - «Наконец наговорившись, а еще более намолчавшись вдоволь и выкуривши сигарку в весьма покойных креслах с откидными спинками, он наконец как будто вдруг вспомнил и сказал секретарю, остановившемуся у дверей с бумагами для доклада: «да, ведь, там стоит, кажется, чиновник; скажите ему, что он может войти». Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенькой вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «что̀ вам угодно?» голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился, и как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с г. обер-полицмейстером, или другим кем, и отыскал шинель. Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамилиарным. «Что вы, милостивый государь», продолжал он отрывисто: «не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы бы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне …» «Но, ваше превосходительство», сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом: «я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ …» «Что, что, что?» сказал значительное лицо: «откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!» Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало-быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было семьдесят лет. «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.» Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх»
- Почему значительное лицо не помог Акакию Акакиевичу, чем объяснить его поведение?
СЛАЙД 31 - Обратите внимание на иллюстрацию «Акакий Акакиевич у значительного лица». Какую роль играет здесь мотив зеркала? (Учащиеся в первую очередь отмечают, что значительное лицо некрасив, даже уродлив: особенно бросается в глаза его непропорциональный подбородок, который указывает на его чрезмерную волю и решительность, кривые зубы, маленькие бесцветные глаза, в одном из которых монокль, лысина … К тому же цвет лица какой-то неестественный, синий. Возможно, художник хотел этим подчеркнуть подобие значительного каменному и холодному городу – перед Акакием Акакиевичем не живой человек, а статуя исполина, образ власти и государства. Акакий Акакиевич стоит перед ним сгорбившись, причём мы видим, что он не один: зеркало как будто образует бесконечный коридор, в котором отражаются другие такие же дрожащие Акакии Акакиевичи. Это противостояние «маленького» человека и власти было, есть и будет. Вернее, не противостояние, подавление.)
СЛАЙД 32- Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Болезнь протекала стремительно. Доктор глядя на него, отмерил ему не больше полутора суток и приказал хозяйке заказать заранее гроб.
СЛАЙД 33- Слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова, а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной своей жизни, – ничего это не известно, потому что он находился все время в бреду и жару. Явления, одно другого страннее, представлялись ему беспрестанно. Воры, прятавшиеся под кроватью. Петрович, которому он заказывал сшить новую шинель. Распекавший и отчитавший его генерал. Все его слова и мысли были о шинели. Так и умер бедняга, толком не понимая, что с ним происходит и где реальность, а где плод его больного воображения.
СЛАЙД 34 - Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича.
«Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; — существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…». Петербург не заметил, как среди его населения не стало Акакия Акакиевича Башмачкина. На работе о смерти сотрудника узнали через четыре дня и то совершенно случайно. Руководство послало к нему домой сторожа из департамента с приказанием явиться на работу. Сторож вернулся ни с чем. Башмачкина уже похоронили.
(Ученики отмечают как бы противоречивое отношение писателя к своему герою: с одной стороны, он жалеет его, но в то же время рисует его ничтожество и бессмысленность его жизни. Кажется, что единственная цель его жизни – это шинель. Однако хоть на краткий миг, но он был счастлив. Получается, что он жил только ради этого мига счастья?)
- Гоголь не заканчивает повесть гибелью своего героя. Каков финал повести?
СЛАЙД 35- Вскоре по Петербургу пронесся слух, что в городе видели мертвеца в виде чиновника, ищущего шинель и срывающего ее с прохожих. Один из пострадавших опознал в призраке Акакия Акакиевича. Со всех сторон слышались жалобы на привидение, хулиганящее по ночам. В полиции было дано распоряжение схватить мертвеца и наказать.
Между тем значительное лицо чувствовало угрызения совести. Каждый день ему виделся бледный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распекания. Узнав, что он умер в горячке, ему стало не по себе. Желая поднять настроение, значительное лицо отправляется к другу в гости. Вечер прошел прекрасно. Он даже решил навестить хорошую знакомую.
Сев в сани, значительное лицо прокручивал в голове события вечера. Приятные воспоминания портила погода. Ветер бросал снег в лицо. Приходилось плотнее кутаться в шинель. Вдруг он почувствовал, как кто-то схватил его за воротник. К своему ужасу он сразу узнал того, кто приходил за помощью. Вид у мертвеца был зловещий. Он требовал шинель. Со страху чиновник сам снимает ее с плеч и требует кучера гнать быстрее с этого места.
На следующий день на работе никто не узнавал значительное лицо. Он перестал общаться с подчиненными в приказном тоне, став мягче и покладистей, а сообщений о мертвеце, сдирающем с прохожих шинель больше не поступало.
СЛАЙД 36- Почему писатель вводит фантастический финал? Обратите внимание на иллюстрацию «Шинель похищена». (Учащиеся считают, что смысл такого финала – показать, что зло наказано: со значительного лица привидение срывает шинель. Другие спорят, что это не обязательно Акакий Акакиевич, к тому же со значительным лицом ничего страшного не происходит.)
- Что же общего было на всех иллюстрациях? Что символизирует зеркало на иллюстрациях? Чему противопоставлено отражение в зеркале? (Вместе приходим к выводу, что зеркало – это символ призрачности. Акакий Акакиевич как будто и не существовал в этом мире. На первых иллюстрациях к тому же противопоставлена мечта героя и реальность: его богатый наряд, светская жизнь – это обман, его нищенский образ жизни, ненужность и забитость – это реальность. Значительное лицо реально, Акакий Акакиевич призрачен. Хотя финал заставляет поверить в некое наказание для значительного лица: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело.» Выходит, что незлобивость Акакия Акакиевича в холодном и безжизненном Петербурге – лишь мечта писателя.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.