Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". История создания, тематика, проблематика, смысл заглавия. Библейские события и жизнь общества в 30-х гг. 20 века.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Булгаков Мастер Маргарита.docx

Урок литературы в 11 классе

Тема:

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания, тематика, проблематика, смысл заглавия. Библейские события и жизнь общества в 30-х гг. 20 века.

Цели: проверить первичное восприятие произведения, познакомить с обстановкой, в которой писалось произведение, с особенностями жанра, композиции и проблематикой романа, отметив многоплановость, разноуровневость повествования.

Ход урока

                                                                                               - О чём роман?

                                                                                               - Роман о Понтии Пилате.

                                                                                               - О чём, о чём? О ком? Вот теперь? Это

                                                                                                 потрясающе. И вы не могли найти другой

                                                                                                темы?

                                                                                                              Из романа «Мастер и Маргарита»

I. Организационный этап.

II. Введение.

     Учитель: Сегодня наш урок посвящён роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». С чего начать изучение такого сложного, загадочного, глубоко философского романа, как «Мастер и Маргарита»?!. Как помочь вам понять это произведение?

            Я начала с прочтения критических статей. Может быть, помогут? И первое, что нашла, было следующее. Владимир Георгиевич Боборыкин о романе: «Если к роману «Мастер и Маргарита» подходить традиционно, оперируя такими привычными инструментами анализа, как тема, идея, жанр, заблудишься в два счёта, словно в дремучем лесу. Ни в какие обычные схемы он не укладывается.»

            Абсолютно неутешительно, хотя и чистая правда. Но ведь нужно с чего-то начать, но ведь необходимо определить и тему, и идею, и жанр, и композицию, и сюжетные линии.

            Поэтому я решила начать с того, что вы поделитесь со мной первыми вашими впечатлениями о романе. Может быть, на основе частного мнения, личного восприятия и сложится какая-то целостная картина, которая, наверно, не ответы нам даст, а поставит проблемы, заставит увидеть загадки в романе. Предлагаю такой план высказывания.

Примерный план высказывания (на доске)

1. Первое впечатление после прочтения. Как читался мною этот роман?

2. Какие герои особенно запомнились и почему?

3. Эпизоды, оставшиеся в памяти, их оценка.

4. Над чем смеялся, читая роман. О чём задумывался?

5. Стал ли роман откровением, открыл ли что-то, какую-нибудь истину или нет?

6. Запомнились ли какие-нибудь афоризмы, чьи?

7. Вернётесь ли с течением времени к роману или он не для вас?

(Образец высказывания представляет учитель. Во время выступления учеников записывает на доске имена прозвучавших персонажей, эпизоды и др.)

Учитель: (делает общие выводы) Но можно запрограммировать то, что мнения будут неоднозначными, каждый увидит своё. Вывод: постараемся увидеть то, что ускользнуло при первом чтении.

III. Основная часть.

Учитель: Обратимся к эпиграфу урока. (чтение эпиграфа). Предварить текстуальный анализ совершенно необходимо двумя историческими справками: совершенно обязательно знать, в какое время писался роман и о тех событиях, которые в романе описаны.

Учитель: Исходя из эпиграфа, определите, о каком же времени мы поговорим?

1)      О времени, описанном в Библии, о времени Иешуа и Понтия Пилата

2)      О 30-х годах  20 века, когда роман создавался

Учитель: Почему Я утверждаю, что это необходимо знать?

1.      Историческая справка о библейской линии

Ершалаим – Иерусалим (более точное звучание названия города)

Иешуа – Иисус

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат

Прокуратор – (лат. «управляющий») в эпоху Римской империи высокая всадническая должность. Собирали налоги и управляли небольшими провинциями («Словарь античности»)

Понтий Пилат (подготовленный ученик) – римский наместник (прокуратор) Иудеи в 26-36 гг. Решительно поддерживал интересы Рима, действуя вопреки настроению иудеев, провоцируя частые восстания (ср. ненависть обоюдную в романе Пилата и иудеев). Отличался характером жестоким, мстительным.

            Понтий Пилат отдаёт приказание привести в исполнение приговор над Иисусом, но в Библии показан как человек, не желавший его смерти. Перед вынесением приказа «велел принести воды и умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови Праведной: смотрите вы.» Тем самым подлинная вина за смерть Христа перекладывалась на иудеев.

            Фразеологизм «умывать руки» означает складывать с себя ответственность.

Синедрион (подготовленный ученик) – высший религиозный, судебный и политический орган в Иудее. Римляне лишили Синедрион права осуждения на смерть. Из-за этого Иисус был препровождён после своего допроса перед Синедрионом к римскому наместнику Понтию Пилату.

Первосвященник Каифа – иудейский священник высшего ранга. Каифа (Каиафа) – 18-37гг. н.э., назачен римлянами, зять бывшего первосвященника Анны (играл значительную роль, даже будучи удалённым от власти). Он рекомендовал на высшем совете (Синедрионе) убить Иисуса.

Учитель: Кто обладал высшей властью? Как выглядела пирамида власти в Иудее?

Понтий Пилат

Синедрион

Каиафа

Учитель: Теперь вернёмся к эпиграфу. Что означали иронично-недоумённые вопросы Воланда: «О чём? О чём? О ком? О ком?» Так о ком и о чём?

О предательстве, трусости, нерешительности, которые ведут к катастрофе, о власти и её последствиях, о свободе  выбора и насилии

Учитель: А почему Воланд подчёркивает, что именно ТЕПЕРЬ об этом писать нельзя? Что же происходило в стране в 30-х гг, когда создавался роман?

2.      Историческая справка о 30-х гг. 20 века

1) Индустриализация всей страны, первый пятилетний план (1929-1932гг.). Социалистическое соревнование, ударничество.

2) Борьба против троцкизма, правого оппортунизма (Бухарин, Рыков), экономических диверсий. Т.е. борьба с внутренними врагами народа, репрессии.

3) Внешняя политика - напряжённые отношения с западноевропейскими державами. Закрывается железный занавес (отношение к иностранцам, дело о валютчиках).

4) Коллективизация крестьянских хозяйств. К 1931г. – 211 тысяч крестьянских дворов.

5) 1 930 г. – культурная революция. «О всеобщем обязательном начальном обучении» (→ что было до 30-х гг.?)

6) Господство социалистического реализма в искусстве. Образование Союза писателей СССР. Его цель -  создание высокоидейных, художественно значительных произведений, утверждающих принципы соцреализма. 7850 писателей в его рядах.

7) «Большинство населения СССР освободилось от религиозных пережитков» Гонение на церковь, религию. Утверждение марксистско-ленинского материалистического учения. Насаждение атеизма (ср. с 1 главой романа).

Учитель: Почему же Воланд считает роман Мастера неуместным сейчас, т.е. в 30-е гг.20 века?

Учитель: О чём же принято было писать?

30-32 гг.

1.      В. Маяковский «В.И. Ленин»

2.      М. Шагинян «Гидроцентраль»

3.      А. Фадеев «Последний из удэге»

4.      Статья М. Горького «Если враг не сдаётся – его уничтожают»

5.      М. Светлов «Гренада»

6.      А Гайдар «Школа»

7.      М. Шолохов «Поднятая целина»

8.      Э. Багрицкий «Смерть пионерки»

9.      В. Катаев «Время, вперёд» и др.

Учитель: Почему Воланд иронизирует над наивностью Мастера – сейчас писать о Пилате ?!

3. Смысл заглавия романа

Учитель: Название романа менялось несколько раз. «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сатана», «Великий канцлер» и даже «Князь тьмы». И только в 1937 году появилось название «Мастер и Маргарита». Как в связи с изменением названия меняется замысел?

               От романа о Дьяволе – до романа о чём?

Мастер – человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле. (на доске)

Заметим, что впервые применительно к литераторам слово «мастер» употребил В.Г. Белинский в отношении Н.В. Гоголя, любимого писателя Булгакова. Так о чём роман?

О людях искусства, о талантливом человеке в условиях тотального режима

Маргарита – женское имя выбрано не случайно.

Учитель: Какие литературные героини приходят на память?

Маргарита (Гретхен) в «Фаусте» Гёте

Значит, автор затронет тему любви самоотверженной. Причём любовь с мистическим оттенком. Вспомним и королев европейских государств с именем Маргарита (Марго). «Как причудливо тасуется колода!»

Учитель: Вторая тема – тема любви. Какая же главная?

Начнём заполнять план-таблицу, которую полностью надо будет заполнить по мере изучения романа.

План

1. Тема. О власти, о свободе и подавлении её, о предательстве, о трусости, о любви, о судьбе талантливого человека в России…

2. Жанр. Любовный роман, фантастический роман, сатирический роман, бытовой роман, философский роман…

3. Сюжетные линии. Понтий Пилат – Иешуа (библейская), Мастер – Маргарита (любовная), Воланд и свита – Мастер, Воланд – люди, населяющие Москву 30-х гг.

4. Композиция. Можно сделать вывод, что перед нами «роман в романе». Каждая сюжетная линия относительно самостоятельна, но связана общей идеей со всеми остальными…

5. Идейное содержание.

Учитель: Что сегодняшний урок дал вам понять в романе? На что открыл глаза? Что хотелось бы ещё уточнить?

Домашнее задание: перечитать гл. 1-6, отметить реалии 30-х гг. 20 века, выписать запомнившиеся афоризмы Иешуа.