Урок по творчеству А.А.Фета. Подготовка к выразительному чтению стихов наизусть.
Задавая ученикам выучить наизусть стихотворение
А.А.Фета по их выбору, убеждаюсь, что многие из них, приступая к работе,
пропускают этап анализа, который, естественно, необходим для выразительного
чтения в частности и понимания мысли произведения в целом.
Вечно актуальная тема учителя-словесника —
анализ текста произведения и трудности, которые испытываю учащиеся при данном
виде работы. Ребята, не имевшие успешного самостоятельного опыта, понятное
дело, ищут готовые работы в интернете, потому что, даже зная алгоритм анализа,
они не понимают, что им нужно делать. Поэтому необходимо регулярно
стимулировать этот вид деятельности, приучая их задавать простые и потому самые
правильные вопросы к тексту с целью проникнуть в его глубину.
Безусловно, анализ произведения должен
предварять выразительное чтение.
Используя дифференцированный подход, я предлагаю
тем учащимся, кто испытывает затруднения на этапе анализа, работу со стихотворением
"В душе измученной
годами...".
В душе,
измученной годами,
Есть неприступный чистый храм,
Где всё нетленно, что судьбами
В отраду посылалось нам.
Для
мира путь к нему заглохнет, —
Но в этот девственный тайник,
Хотя б и мог, скорей иссохнет,
Чем путь укажет мой язык.
Скажи
же — как, при первой встрече,
Успокоительно светла,
Вчера — о, как оно далече! —
Живая ты в него вошла?
И вот
отныне поневоле
В блаженной памяти моей
Одной улыбкой нежной боле,
Одной звездой любви светлей.
Оно небольшое (четыре строфы) и, казалось бы,
очень простое для восприятия. Тем не менее, многие учащиеся (студенты СПО)
демонстрируют непонимание этого текста.
Предлагаю вопросы для анализа
стихотворения "В душе измученной годами...", которые быстро подводят
ребят к верной интерпретации смысла произведения:
1. О каком храме идёт речь в стихотворении? Где
он находится? О чём эта метафора?
2. Как лирический герой относится к этому храму?
Кто может его "посещать" (кого герой туда пустит/ кого пригласит/
кому укажет путь)?
3. Чей ещё образ, кроме образа самого
лирического героя, возникает в тексте?
Когда герой впервые встретил эту фигуру? Чем это
лицо отличается от всех остальных людей для лирического героя?
4. Почему вчера для него "так далече",
ведь оно же только вчера было? (Если затрудняются ответить, можно предложить
дополнительные вопросы: когда время как бы замедляется для нас, когда оно
томительно тянется? Подразумевается ответ: когда скучаем, тоскуем, хотим, чтобы
время пролетело скорее, страстно желаем встречи).
5. Сделайте вывод об отношении героя к героине.
6. О чем же стихотворение и к какому виду лирики
его можно отнести?
Последовательно отвечая на эти вопросы, учащиеся успешно выполняют анализ текста, им раскрывается вся глубина и красота этого утонченного произведения.
Разумеется, необходимо закрепить результат этапом рефлексии: что нового узнали, как изменилось восприятие классического текста, что потребовалось проделать, какие шаги, чтобы прийти к открытиям и выводам?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.