Презентация по литературному чтению. Тема: "Творчество Эдуарда Успенского. Особенности его сказок и произведений.

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал поможет познакомиться с творчеством писателя, его персонажами в сказках.
Иконка файла материала литература. ема.Творчество Э. Успенского..pptx

Литературное чтение. Тема: Творчество Эдуарда Успенского. Особенности его сказок.

Составитель:
Малышева В. Н.

Цель. Задачи урока.

Познакомиться с творчеством Э.Успенского.

Рассмотреть особенности его сказок.
Определить тему произведения.
Узнать про персонажи сказок.
Развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности.
Воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Ход урока.

Организационный момент.
Постановка цели и задач.
ИГРА: « Восстанови слова».
*** Вставь пропущенные гласные, и ты прочитаешь имена сказочных героев, о которых мы сегодня поговорим.
Ч Б Р Ш К М Т Р С К Н П Ч К Н Ш П К Л К
Н Ф С П Л С С Н


(ЧЕБУРАШКА, Матроскин, Печкин, Шапокляк, Анфиса, Пылесосин)

Ход урока.

Беседа.
--- Из каких сказок эти персонажи?

( «Крокодил Гена и его друзья», « Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису», «Гарантийные человечки».)
*** Кто автор этих замечательных сказок?
***Где вы видели этого замечательного писателя?
---(Эдуард Успенский часто выступал в передаче «Спокойной ночи, малыши», и в разных детских передачах).

Ход урока.

Как вы думаете, почему его сказки так популярны?
Почему сказки этого писателя любят дети?
Как талантлив автор сказок?
Чем он занимается?
Сколько у него дел?
Изучение темы урока.

Ход урока.

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Его нрав добрый и веселый. Он любит детей, поэтому стал писателем. Работает он во многих жанрах сказки: детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультиков, радиопостановок, переводы, комиксы. Все его произведения очень современны. Они понятны не только взрослым, но и детям.

Ход урока.

Главное достоинство его книг- это неповторимый мир сказочных героев. Во всех его сказках раскрывается тема взаимопонимания взрослых и детей. В сказках поднимается тема проблем в современной школе. Но творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для подростков, для студентов, для взрослых. Это многогранный и талантливый человек.

Ход урока.

Выразительное чтение отрывков из сказок , стихов. По ролям.
Беседа.
О чем мечтали Гена, Чебурашка, жирафа, Анюта, Галя, когда строили дом? (Хотели найти друга).
Почему Шапокляк мешала им?
Она не хотела иметь друзей?
Чебурашка и Гена разные. Почему же они стали друзьями?
Что вас рассмешило в этих сказках?
Какова же тема этих сказок?
Какие пословицы выражают главную мысль сказки?

Ход урока.

Пословицы.
*** Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
*** Добра хочешь – добро и делай.
***Нет друга ищи, а нашел – береги.

Ход урока.

Обсуждение произведений «Дядя Федор, пес и кот».
---Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему?
---Какой характер у кота Матроскина?
---А у Шарика?
---Почему кот и пес постоянно ссорились?
---А что вы можете сказать о Дяле Федоре?
---Почему он ушел от родителей?
---Какие события вас рассмешили?
Прочитайте выразительно эти отрывки.
Есть ли в сказке отрицательные персонажи?
---О чем же эта сказка?

Ход урока.

Успенский написал много веселых стихов.
«Всё в порядке».
«Если был бы я девчонкой».
*** Прочитайте стихи, которые вы нашли?
--- Выразительное чтение.
--- Читают в паре, хором, в тройках. (Разный темп чтения.)

Ход урока.

Литературная викторина.
Тур 1.
Закончи строчку из стихотворения Успенского.
Ехал кактус на окне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на ***.
Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек. А теперь добавим ножек, получился *** .
Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, ***.
Всем известный математик академик Иванов ничего так не боялс, как больниц и *** .

Ход урока.

Тур 2.
Отгадайте произведение, из которого отрывок из мультфильмов.
Показ отрывка из мультика ( Дядя Федор).
Показ отрывка… ( Про Веру и Анфису).
Показ отрывка… ( из стихов)

Ход урока.

Тур 3 . «Кто есть кто»
По именам сказочных персонажей угадать, кто они.
Чебурашка (игрушка)
Анюта (Жирафа)
Анфиса (обезьянка)
Чандр (лев)
Матроскин (кот)
Лариска (крыса)
Печкин (почтальон)
Машка ( кукушка из часов)
Шарик ( собака)
Новост Дня ( гарантийный человечек)

Итог урока.

Оценивание .
Беседа.
***Что вы узнали о творчестве Успенского?
***Какие сказки Успенского знаете?
*** Чем они интересны, необычны?
***Успенский – настоящий педагог. Он обращает взоры к проблемам детей.

Урок окончен.

Спасибо за работу.
Вы, молодцы, отлично
поработали!!!