Конспект урока обществознания
7 класс
Тема: «Экономика семьи»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с экономическими особенностями ведения домашнего хозяйства.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся научатся объяснять смысл понятий «семейный бюджет», «домашнее хозяйство» характеризовать доходы и расходы семьи.
Метапредметные.
Коммуникативные.
Регулятивные.
Учащиеся научатся самостоятельно формулировать учебную проблему, использовать для её решения умение по поиску информации в различных источниках.
Продолжат работу над формированием умения регулировать свою учебную деятельность под руководством учителя.
Познавательные.
Учащиеся анализируют, классифицируют, сравнивают и обобщают социальные факты и явления.
Личностные.
Учащиеся развивают способности к творческой деятельности через участие в активных формах деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
План:
1. Имущество и доходы семьи.
2. Что такое семейный бюджет.
3. На что расходуются деньги.
Ход урока:
Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку, создание положительного эмоционального настроя на урок.
Мотивационно-целевой этап.
Проверка теоретических знаний по теме «Деньги и их функции».
Задание (отработка навыков выполнения заданий ВПР по обществознанию, а именно задание № 9).
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение на тему «Деньги и их функции».
Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Экономика семьи» (записи в тетради).
Ученики высказывают предположения относительно целей и задач на предстоящий урок.
(Узнать из чего складывается экономика семьи, почему необходимо планировать семейный бюджет, научиться составлять семейный бюджет).
Учитель знакомит с планом предстоящего урока.
План:
1. Имущество и доходы семьи.
2. Что такое семейный бюджет.
3. На что расходуются деньги.
Введение в новый материал.
Послушайте ситуацию и проанализируйте ее.
На уроке обществознания поспорили два ученика. Один считает, что планирование семейного бюджета его не касается и не должно интересовать ребёнка, потому что родители на его просьбы о покупке так часто говорят фразу: «Мы в этом месяце не можем купить данную вещь». Второй считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи, формирования семейного бюджета.
Вопросы для анализа:
Как вы думаете, кто из школьников прав? Почему?
Нужно ли составлять семейный бюджет?
Кто должен этим заниматься?
Работа над новым материалом.
(Учебник Боголюбова, параграф 14).
Давайте ответим на вопрос: как связаны между собой экономика и семья?
Результатом выполнения задания является графическая схема, в которой будут отражены следующие пункты: без человека экономика не существует, экономика появилась вместе с человеком для удовлетворения его потребностей, экономика оказывает влияния на человеческие коллективы (среди них особо выделяется семья), экономика оказывает влияние на развитие общества, экономика оказывает влияние на развитие каждой личности.
( проверка выполнения задания).
Учитель: «Какие ассоциации у вас возникают при произнесении словосочетания «Домашнее хозяйство»?
Задание выполняется в парах. Учащиеся записывают в ответы в тетрадях. Затем следует проверка выполнения задания.
Предполагаемые ответы: Дом или квартира, автомобиль, дачный участок, бытовая техника.
Задание: выделить источники доходов семьи.
Выполняется в парах. Учащиеся записывают ответы в тетрадях. Затем следует проверка выполнения задания.
Ответы: заработная плата, социальные выплаты (стипендии, пособия, пенсии).
Задание: Заполнить таблицу «Виды доходов семьи», используя материал учебника на страницах 113, 115.
Учащиеся должны охарактеризовать в таблице фиксированные и переменные доходы.
Проверка выполнения задания.
Семейный бюджет.
Работа над разделом темы «Семейный бюджет» проходит в группах. Класс можно разделить на 3 группы.
Задания для групп.
1-ая – Расскажите о том, что такое бюджет, личный бюджет, семейный бюджет.
2-ая – Составьте личный финансовый план (сроком на 1 месяц)
3-яя – Составьте семейный финансовый план (сроком на 1 месяц)
Проверка выполнения задания.
Задание. Заполнить таблицу «Расходы семьи»
Ответ: Учащиеся должны охарактеризовать обязательные и произвольные доходы.
Проверка выполнения задания.
Рефлексия.
Выполнение заданий по теме урока.
1. Вставьте пропущенное слово.
Семейный бюджет – это совокупность доходов и _________________________ семьи за определенный период времени.
2. Какие доходы семья получает только в денежном виде?
Заработная плата, государственные выплаты, наследство, продукция подсобного хозяйства, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности.
3. Приведите примеры произвольных расходов.
Подведение итогов урока.
Закончить предложение « Сегодня на уроке я…»
Домашнее задание. Параграф 14, выучить термины, выполнить задание 1, 3 «В классе и дома» страница 118.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.