Конспект урока обществознания "Труд - основа жизни", 6 класс
Оценка 4.7

Конспект урока обществознания "Труд - основа жизни", 6 класс

Оценка 4.7
doc
15.02.2021
Конспект урока обществознания  "Труд - основа жизни", 6 класс
Труд -основа жизни.doc

«Труд- основа жизни»

Задачи урока:

Образовательная: раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар», «услуга», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе.

Развивающая: формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Воспитательная: способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.       Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа? Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите: какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Деятельность человека».  Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово, понятие по теме домашнего задания. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Деятельность…

 

II.    Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с понятиями и терминами темы: «Деятельность»

 

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО  ИНЗИЖ.

 

-Запишите её в тетрадь.

 

-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)

Как догадались?

-Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.

 

-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

 

1.     Что такое труд? Каким он бывает?

2.     Что создаётся в результате труда?

3.     Как труд оценивается?

 

III.  Изучение новой темы.

Рассказ учителя (грузинская сказка «Научись ремеслу» - приложение 1).

Беседа по вопросам: Почему девушка не вышла замуж за царевича?

Как царь сохранил свою жизнь? Приведите примеры, когда труд спас человеку или другому существу жизнь.

- ЧП на высоте 10600 метров (приложение 2)

 

Вспомнить пословицы и поговорки о труде.

 

1.     Каким бывает труд.

 

- Итак, ребята, что же такое труд?

- Скажите, а какое из ваших определений точное?

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.

Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.

Труд- это…

1)     Работа, занятие.

2)     Результат деятельности, работы, произведение.

3)     Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

4)     Усилие, направленное на достижение чего-либо.

 

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.

 

 

2.     Что создается трудом.

2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе  и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать  будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.

 

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

 

Представление каждой группой своей схему.

Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.

 

-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

 

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

 

На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.

 

Профессия

Характеристика труда

Шахтёр

 

Учитель

 

Художник

 

Домашняя хозяйка

 

Дворник

 

Программист

 

космонавт

 

Продавец

 

Полицейский

 

художник

 

 

Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.

Проверка: 

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

2.2.            Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

 

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

 

Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

 

 

-Давайте запишем в тетрадь определения:

Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

 

2.3.            Физминутка.

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

 

Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

 

3.     Как оценивается труд.

- Ребята, а как оценивается труд работника?

 

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

 

III. Закрепление нового материала: прочитать рассказ В.Сухомлинского « Чёрные руки». О чём хотел сказать автор? (Приложение 3)

 

IV. Подведение итогов урока.

- Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Ответили ли мы на них?

Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно- на последней.

Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?

 

V.    Объяснение домашнего задания.

- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.

Домашнее задание у вас п. 8, выучить термины и найти 10 пословиц о труде.

 


Скачано с www.znanio.ru

Труд- основа жизни» Задачи урока:

Труд- основа жизни» Задачи урока:

Как догадались? -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь

Как догадались? -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Давайте запишем в тетрадь определения:

Давайте запишем в тетрадь определения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2021