Окружающий мир "Планеты солнечной системы"
Оценка 4.8

Окружающий мир "Планеты солнечной системы"

Оценка 4.8
doc
04.09.2020
Окружающий мир "Планеты солнечной системы"
Окр.мир 4.09.20.doc

Тема: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Дата: 4.09.20

Цели:

1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия.

1-й  э т а п – повторение изученного, проверка домашнего задания.

2-й  э т а п – остановка на планетах Солнечной системы.

3-й  э т а п – отдых, выход в открытый космос.

4-й э т а п – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

5-й  э т а п – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

Вопросы к кроссворду:

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.

2. Специалист по астрономии.

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.

4. Наука о небесных телах.

5. Ближайшая от Земли звезда.

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

Учитель. Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

Земля – это одна из планет Солнечной системы.

Ученики. Верно.

Учитель. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

Ученики. Верно.

Учитель. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Ученики. Неверно.

Учитель. Земля движется вокруг Солнца.

Ученики. Верно.

Учитель. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Ученики. Неверно.

Учитель. Луна – планета Солнечной системы.

Ученики. Неверно.

Учитель. Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным и далеким планетам Солнечной системы!

III. Работа над темой «Планеты Солнечной системы».

Планеты — это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг Солнца. Планеты в отличие от звёзд не испускают собственного света. Но они видны на небе благодаря тому, что отражают свет Солнца.

Ближе всех к Солнцу находится планета Меркурий. Названа она в честь древнеримского бога торговли — быстроногого Меркурия,  поскольку движется по небесной сфере быстрее других планет. Один оборот вокруг Солнца Меркурий делает за 88 земных суток. Меркурий – самая маленькая из восьми планет Солнечной системы. Её диаметр всего 4880 км. Поверхность планеты во многом напоминает лунную. Она покрыта кра­те­ра­ми от ме­тео­ри­тов. 

Учитель. Итак, мы взлетели и сейчас находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Ученики. Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель. Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

Ученики. На Земле много воды.

Учитель. Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

Ученики. Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна.

Учитель. Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Так почему Землю называют «планета-сад?»

Ученики. Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет».

Меркурий – первая планета от Солнца.

Ат­мо­сфе­ры на Меркурии практически нет, а близость к Солнцу и довольно медленное вращение планеты вокруг своей оси приводят к тому, что сторона, обращённая к Солнцу, раскаляется до +427 градусов. Между тем, на противоположной стороне температура падает до -183 градусов.

Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днем на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в семь раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля – у Меркурия нет атмосферы, и тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из «внутренних планет». Она  вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная.

Венера – вторая планета от Солнца.

Вто­рая пла­не­та от Солн­ца – Венера. Она носит имя древнеримской богини любви и красоты Венеры. Венера — третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Обычно она видна незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца. В древ­но­сти планету на­зы­ва­ли утренней и вечерней звездой и не сразу догадались, что это одно и то же небесное тело. Иногда Венеру называют сестрой Земли, потому что обе планеты похожи размерами и составом. Однако общие черты на этом и заканчиваются.  Атмосфера Венеры – среда, полностью непригодная для жизни. Она состоит главным образом из углекислого газа.

Углекислый газ, пропуская солнечные лучи, позволяет нагреваться поверхности планеты, и не выпускает тепло обратно в космос, что является причиной явления, которое называется парниковым эффектом. Из-за этого поверхность планеты сильно разогрета. Температура у поверхности Венеры достигает +477 градусов. Это даже больше температуры поверхности Меркурия, находящегося гораздо ближе к Солнцу.

Земля.

Земля – тре­тья пла­не­та от Солн­ца. Наша Земля из кос­мо­са ка­жет­ся го­лу­бой – этот цвет при­да­ёт ей Ми­ро­вой океан, по­кры­ва­ю­щий более двух тре­тей зем­ной по­верх­но­сти. Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь только на ней есть жизнь! Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы.

Хорошо знакомые нам явления – смена дня и ночи, смена времён года – связаны с движением Земли в космическом пространстве. Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии — земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, – день. На противоположной, находящейся в тени, – ночь. Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота вокруг Солнца равно одному году. На схеме хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает земля в космическом пространстве.

Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там наступает лето, а в южной части в это время зима. И наоборот. Третья от Солнца планета, ставшая нашим домом, имеет спутник – Луну.

Марс.

Марс – чет­вер­тая пла­не­та от Солн­ца. Планета названа в честь Марса —древнеримского бога войны. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности.  Марс значительно меньше Земли, но больше Меркурия. У Марса есть два спут­ни­ка – Фобос и Дей­мос, что в переводе с древнегреческого озна­ча­ет «страх» и «ужас». На Марсе имеются кратеры, горы, долины. Интересен тот факт, что гора Олимп – самая высокая известная гора на планетах Солнечной системы. Это потухший вулкан, высота которого составляет более двадцати одного километра от основания.

Мер­ку­рий, Ве­не­ра, Земля и Марс от­но­сят­ся к пла­не­там зем­ной груп­пы. Их ещё называют внутренними планетами. Они имеют много об­ще­го: неве­ли­ки по раз­ме­рам и массе, сход­ны по сво­е­му хи­ми­че­ско­му и ми­не­ра­ло­ги­че­ско­му со­ста­ву. У них мало спут­ни­ков – один у Земли и два у Марса; у Мер­ку­рия и Ве­не­ры спут­ни­ков во­об­ще нет. А вот следующие четыре планеты – Юпи­тер, Са­турн, Уран и Неп­тун — на­зы­ва­ют пла­не­та­ми-ги­ган­та­ми. А ещё – внешними планетами. Эти планеты имеют огромные раз­ме­ры и массы. У каж­дой из пла­нет-ги­ган­тов много спут­ни­ков.

Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

А вот следующие четыре планеты – Юпи­тер, Са­турн, Уран и Неп­тун — на­зы­ва­ют пла­не­та­ми-ги­ган­та­ми. А ещё – внешними планетами. Эти планеты имеют огромные раз­ме­ры и массы. У каж­дой из пла­нет-ги­ган­тов много спут­ни­ков.

Гигант Юпитер.

Юпи­тер – пятая – самая боль­шая пла­не­та Сол­неч­ной си­сте­мы. Его название происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли. Кроме того, его масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Эта планета удивительна не только своими размерами, но также своим строением и составом. Газообразный характер планеты делает невозможным существование на ней твердой поверхности. Это не очень привычно для понимания. Люди думают, что на поверхность любой планеты можно опуститься и прогуляться по ней. Но этого вы не найдёте на Юпитере. Известно 67 спутников Юпитера — это наибольшее значение среди планет Солнечной системы. Самые крупные из них – Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

Сатурн.

Сатурн – шестая планета от Солнца. Она вторая по величине среди планет Солнечной системы. По­лу­чи­ла свое на­зва­ние в честь римского бога посевов и семян. Сатурн, как и Юпитер, состоит, в основном, из газов и не имеет твёрдой поверхности. Визитной карточкой Сатурна являются хорошо заметные в телескоп кольца. Кольца Сатурна вращаются вокруг него, состоят из кусков льда, пыли, камней и глыб. Подобные кольца, только менее заметные, есть у Юпитера, Урана и Нептуна. У Сатурна имеется 62 из­вест­ных на дан­ный мо­мент спутника.

Уран.

Уран занимает седьмую позицию от Солнца. Он был открыт в конце 18 века с применением телескопа и назван в честь греческого бога неба Урана. Хотя люди наблюдали Уран гораздо раньше, но обычно принимали его за звезду. Так же, как и у других планет-гигантов, у Урана имеется система колец, а кроме того, 27 спутников. У планеты очень большой период обращения вокруг Солнца. Он составляет 84 земных года. 

Нептун.

Нептун – вось­мая и самая даль­няя пла­не­та Сол­неч­ной си­сте­мы. На­зва­на в честь рим­ско­го бога морей. Неп­тун был обнаружен только в середине 19 века. Он стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Нептун не виден с Земли невооружённым взглядом.

У Неп­ту­на 14 спут­ни­ков. Полный оборот вокруг Солнца он делает почти за 165 лет.

Что же нам нужно запомнить?

Плутон.

Впервые Плутон заметили в 1930 году. Это самая маленькая и самая легкая планета Солнечной системы. Ее диаметр – всего лишь 2400 километров. Плутон меньше нашей Луны. Планета Плутон названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых. температура на поверхности Нептуна – минус 230 градусов.

Учитель. Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

В состав Солнечной системы входят 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.

Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.

Земля – сравнительно небольшая планета. Она занимает третью позицию от Солнца.

Земля имеет один естественный спутник – Луну.

С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.

 

Учитель. Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия.

Ученики. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.

IV. Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

Учитель. Мы вернулись на борт нашего космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

Ученики. Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. Что вы еще заметили?

Ученики. Земля вращается еще вокруг своей оси.

Учитель. Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

Ученики. Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.

Учитель. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

Ученики. В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.

Учитель. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?

Ученики. На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а на неосвещенной – ночь.

Учитель. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

Ученики. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При  вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.

Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

V. Итог урока.

Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 15.

Домашнее задание.

С. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.

Ответы на вопросы по схеме:

– Назовите планеты Солнечной системы.

– Назовите самую большую исамую маленькую планеты Солнечной системы.

– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.

– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?

– Назовите первую и последнюю планету от Солнца.

 

 


Тема: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Тема: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Планеты — это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг

Планеты — это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг

Земли между Северным и Южным полюсами

Земли между Северным и Южным полюсами

Нептун. Нептун – вось­мая и самая даль­няя пла­не­та

Нептун. Нептун – вось­мая и самая даль­няя пла­не­та

Учитель. Один оборот вокруг своей оси

Учитель. Один оборот вокруг своей оси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2020