Конспект урока обучения грамоте (чтение) - Буква ь
Оценка 4.6

Конспект урока обучения грамоте (чтение) - Буква ь

Оценка 4.6
docx
30.11.2022
Конспект урока обучения грамоте (чтение) - Буква ь
ОГ1(1), Чтение - конспект.docx

 

Технологическая карта

 пробного урока по обучению грамоте

(Чтение)

«Буква ь»

(стр. учебника 11)

 

Цели урока:

             Знакомство с буквой ь.

 

УМК «Школа России»

 

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 341 группы

Карпова Полина Андеевна

МОУ СОШ № 16, класс 1 «А»

Дата проведения урока 10.11.2022

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 8 час. 00 мин.

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1)      Умеют выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

2)      Формируют навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

3)      Продолжают формировать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, развивают интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Чтение»

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

1)      Принимают и сохраняют различные учебные задачи, ищут и находят средства их достижения;

2)      Планируют, контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)      Проводят пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;

4)      Выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;

 

  1. Познавательные:

1)      Осуществляют поиск нужной информации в материале учебника и представляют собранную информацию в разных формах

2)      Излагают своё мнение и аргументируют его.

 

  1. Коммуникативные:

1)      Строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию;

2)      Принимают активное участие в работе в паре, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      Повторить ранее изученные звуки и буквы

2)      Уметь работать с лентой букв

3)      Уметь характеризовать звук

4)      Уметь составлять слово, придумать слово с буквой.

5)      Развивать фонематический слух


 

ХОД УРОКА

Этапы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        I.            Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Полина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок.

Проверим то, что лежит у вас на партах. А на парте должны быть только дневник, азбука, тетрадь и пенал, всё лишнее, убираем с парты.

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем!

 

- А как же называется урок, который сейчас у вас?

- Молодцы! Теперь мы готовы начать урок.

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

- Азбука.

 

     II.            Актуализация знаний

По «ленте букв» ведётся повторение изученных букв.

- Ребята, вспомните, какие буквы вы уже изучили и назовите их.

- Ребята, расскажите с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке. Отвечаем по поднятой руке.

- Какой она обозначает звук?

- Почему согласный?

 

 

 

- Какую преграду мы встречаем при произношении? Давайте произнесем все вместе.

- Дайте характеристику звука: [ч’].

 

- Как мы можем проверить согласный звук звонкий или глухой? Давайте попробуем все вместе.

 

 

- Ребята, а давайте вспомним какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

- Какие вы молодцы! Вы так хорошо отвечали на вопросы, а что это значит?

 

 

А,О,У,Ы,Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,З,Я,И,Е,П,К,Т,С,Ч

 

- С буквой Ч.

- Согласный.

- Потому что при произношении согласных голос встречает преграду.

 

 

 

 

- Зубы, нёба

 

- Звук [ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий

- Произнося звонкие согласные, мы можем закрыть уши/положить руку на горло и услышать свой голос. А когда произносим глухие, то не можем услышать голос.

- И, Я, Е

- Что мы хорошо учимся, всё запоминаем на уроках.

 

  III.            Постановка темы и цели урока

На доске написано слово ЛОС

- Ребята, посмотрите на доску. На перемене к нам в класс заходил ученик из 1 класса и написал на доске слово «ЛОСЬ», правильно ли ученик выполнил задание? Почему?

- Верно, скажите какой звук мы слышим на конце слова?

- Подходят ли нам те буквы, обозначающие мягкость согласного звука, которые вы называли ранее для того, чтобы получилось слово лось? Давайте попробуем подставить букву И. Какое слово получается? Подходит она нам? Подставим букву Я, что получилось? Подходит? Подставим букву Е, что получилось? Подходит?

- Может быть кто-то знает, какую букву мы тогда должны написать в конце слова, чтобы получилось слово ЛОСЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного?

- Вы изучали эту букву?

- Значит, о чем мы будем сегодня говорить?

- Какую букву мы будем изучать?

- Верно! Тема нашего урока «Буква Ь»

 

 

 

 

- Нет, не правильно, потому что он написал слово ЛОС.

- [с’]

 

 

 

- Лоси, нет не подходит

- Лося, не подходит

- Лосе, не подходит

 

 

 

 

- Букву ь.

- Нет.

- О букве Ь.

- Букву ь.

 

  IV.            Речевая разминка

- Ребята, сядьте все ровно. Ваша Спина полностью прижата к спинке стула. Ноги с опорой на пол, расстояние между вами и партой ваша ладонь или кулачок.

- Сейчас мы с вами проведем небольшую речевую разминку. Сейчас я буду произносить предложения, а затем вы уже сами будете произносить.

- Я скажу так, как нужно. Теперь повторите за мной.

АРЬ-АРЬ-АРЬ- НА СТЕНЕ ВИСИТ ФОНАРЬ

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ- МЫ КУПИЛИ КАРАМЕЛЬ

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

    V.            Знакомство с новым звуком

 

 

 

А) Выделение нового звука в потоке речи

- Ребята, сейчас я буду произносить вам слова, если вы услышите слово в котором на конце мягкий звук, то хлопните в ладоши 1 раз, а если нет – покажите фонарики (Учитель демонстрирует как). Все приготовились внимательно слушать.

- Пень, лимон, гусь, день, ночь, сок, мел, семь, барабан.

- Придумайте 2 таких слова с мягким знаком, чтобы 1 слово обозначало один предмет, а второе слово много, например: Медведь, медведи.

Слушают

 

 

Выполняют

 

 

 

 

 

 

 

В) Характеристика нового звука

- Ребята, скажите, а какой звук обозначает буква ь?

 

- Буква Ь не обозначает никакого звука. Она лишь указывает на мягкость согласных звуков.

- Посмотрите на слайд. На нем нам представлены схемы.

- Схемы, каких слов представлены?

- Сколько слогов в слове гусь?

- Мы можем узнать, сколько в слове слогов по количеству гласных. Гусь, тянется только один звук.

- Каким цветом обозначают гласные звуки?

 - Каким цветом обозначают согласные твердые звуки?

- Посмотрите, один квадратик остался зеленым. Может кто-то знает почему?

- Верно, мягкий согласный звук мы обозначаем зеленым цветом. Зеленый цвет указывает на то, что звук мягкий.

 

- Посмотрим на следующую схему.

- Давайте определим, сколько слогов в слове: гуси.

- Сколько слогов в этом слове?

- Мы можем узнать, сколько в слове слогов по количеству гласных. Гуси, тянется на два звука, значит в слове 2 слога.

- Посмотрите на схеме последний слог обозначен зелено-красным. Почему?

- Ребята, скажите, а чем отличаются эти два слова: гусь и гуси?

- Молодцы!

- Повторите еще раз, каким цветом обозначается мягкий звук?

Предлагают

 

 

 

 

-  Гусь и гуси

- Один

 

 

- Красным.

- Синим.

- Потому что звук [с’] мягкий

 

 

 

 

 

Предполагают

 

 

 

 

- Так как звук [с'] мягкий и последний звук гласный.

 

- Зеленым цветом

 

 

 

 

 

- Гусь - один, а гуси - много

 

Г) Упражнения на узнавание нового звука в разных позициях

- Сейчас я буду произносить вам слова, если вы услышите слово с Ь, то хлопните в ладоши 1 раз, а если нет – покажите фонарики (Учитель демонстрирует как). Все приготовились внимательно слушать.

- Пень, лимон, гусь, день, ночь, сок, мел, семь.

- Придумайте 2 таких слова с мягким знаком, чтобы 1 слово обозначало один предмет, а второе слово много, например: Медведь, медведи.

Выполняют 1 задание.

 

 

 

 

 

 

Выполняют 2 задание.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь давайте немного разомнемся.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  VI.            Знакомство с новой буквой

 

 

 

А) Показ буквы и её называние

- Ребята, а может быть кто-то уже знает, как выглядит буква Ь, как нужно ее писать? Поднимите руки

- Выйди к доске и покажи, как ты думаешь она пишется

- Как вы думаете, получилось ли у учеников написать эту букву или нет?

- Сейчас мы это проверим. Буква, с которой мы сегодня знакомимся, называется буква «мягкий знак». Посмотрите на слайд.

- Получилось ли у ребят написать букву «мягкий знак»?

- Молодцы!

Поднимают руки

 

Выходит, к доске и пробует написать

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

- Получилось.

 

Б) Поселение буквы в домик\ на ленту букв

- А как вы думаете, где должна находиться буква Ь на ленте букв? Почему?

(Показ на слайде ленты букв после вопроса)

- Мы поместим букву на белую часть ленты, так как эта буква не обозначает звука.

 

- В каком ряду будет располагаться буква «ь»?

- Почему мы поместим букву «мягкий знак» в нижний ряд?

 

 

Предполагают

 

 

 

 

 

- Буква будет располагаться в нижнем ряду.

- Потому что указывает на мягкость

 

 

В) Анализ формы буквы

- На что похожа буква «ь»?

 

 

- Посмотрите, на слайде вам показаны картинки, на что похожа буква «ь».

- На каплю, на перевернутую букву Р, на половину буквы Ы и тд.

 

Г) Печатание

- Из каких элементов состоит строчная печатная буква «ь»?

 

- Как вы думаете буква Ь может быть заглавной?

- Почему?

 

- Молодцы! Верно.

Откройте тетради в клетку. Сейчас мы будем печатать эту букву.

- Строчная буква «мягкий знак» будет высотой одну клетку, шириной – чуть меньше клетки. Проводим вниз, с левого угла клетки линию, затем примерно от середины линии проводим полуовал вправо.

(Сама пишу на доске)

- Из прямой линии и полуовала.

 

- Нет

- Потому что нет таких слов, которые начинаются с мягкого знака.

 

 

Открывают тетради.

 

 

 

Печатают в тетрадях в клетку.

 

Д) Чтение слогов и слов

- Ребята, посмотрите на слайде нам даны слоги:

РЫ

ГУ

ЛО

- Давайте попробуем их прочитать. Сначала я читаю, затем мы вместе.

- Р У вместе РУУУ.

- Давайте теперь хором произнесем этот слог.

- Теперь послушаем, как произнесет слог первая колонка; вторая колонка; третья колонка.

- Теперь еще раз все вместе: РЫЫЫ

- Следующий слог Г У вместе ГУУУ.

- Давайте теперь хором произнесем этот слог

- Теперь послушаем, как произнесет слог первая колонка, вторая колонка, третья колонка

- Теперь еще раз все вместе: ГУУУ.

- Последний слог Л О вместе ЛООО

- Давайте теперь хором произнесем этот слог

- Теперь послушаем, как произнесет слог первая колонка; вторая колонка; третья колонка.

- Теперь еще раз все вместе: ЛООО

- Молодцы!

- Посмотрите, а теперь на слайде появились слова:

РЫСЬ, ГУСЬ, ЛОСЬ.

- Первое слово: РЫСЬ. Сколько в нем слогов?

- Р  ЫЫЫСЬЬ. Соединяем РЫЫЫСЬЬЬЬ.

- Попробуем все вместе прочитать слово.

- Следующее слово. Сколько в нем слогов?

- Г  УСЬЬЬ, соединяем ГУУУСЬЬЬ.

- Теперь попробуем все вместе прочитать слово.

- Следующее слово. Сколько в нем слогов?

- Л  ОСЬЬЬ. Соединяем ЛОООСЬЬЬ.

- Теперь попробуем все вместе прочитать слово.

- Теперь первая колонка прочитает слово: РЫСЬ

- Теперь вторая колонка прочитает слово: ГУСЬ

- Теперь третья колонка прочитает слово: ЛОСЬ.

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами будет работать в парах.

- Ребята, а как нужно работать в парах?

- Молодцы, верно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте азбуку на странице 1 и 2.

- В самом верху вы видите задание. Там написаны слова по столбикам. Сейчас вы попробуете в парах по очереди читать слова друг другу. Сначала первый столбик один из вас читает, затем другой столбик другой человек читает.

- Приступайте (хожу и слушаю правильное чтение)

- Молодцы! Закончили. Теперь давайте послушаем некоторые пары. Кто хочет попробовать прочитать? (слушаем несколько пар)

- Давайте послушаем.

- Молодцы!

- Теперь откройте учебник на странице 1 и 1.

- Посмотрите на картинку с лосем. Ребята, немного вые иллюстрации вы видите текст, как вы думаете, о чем будет этот текст?

- Как вы думаете, что это такое лежит на пне?

- Хорошо, а сейчас мы с вами прочитаем этот текст. Ребята, поднимите руки те, кто уже умеет хорошо читать.

- … прочитай первое предложение: ДЛЯ ЛОСЯ НЕТ ПРЕГРАД. О чем это предложение?

 

 

- Хорошо. Теперь прочитаем второе предложение: ОН КАК ВЕТЕР ПРОНОСИТСЯ СКВОЗЬ ЛЕСНЫЕ ЗАРОСЛИ. Ребята, а о чем же говорится в этом предложении?

 

- Верно. Следующее предложение: ЛОСЬ ПИТАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫМ ЛИСТОМ, ЛЮБИТ СОЛЬ. О чем говорится в этом предложении?

 

 

- Ребята, а как вы сейчас думаете, что это такое лежит на пне?

- Верно, соль. Лоси питаются солью.

- Последнее предложение: МАЛЬЧИКИ НАСЫПАЛИ СОЛИ НА ПЕНЬ. О чем говорится в нем?

- Верно, значит мы с вами правильно рассуждали.

- А теперь давайте посчитаем, сколько в этом тексте предложений?

- А как мы можем озаглавить этот текст?

- Хорошо. Ребята, что вы узнали про лося?

- Мы с вами прочитали текст, теперь еще раз посмотрите на иллюстрацию. Подходит эта иллюстрация к тексту? Почему? Докажите.

 

- А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните, совсем легонько, и посчитайте сколько раз встретился мягкий знак.

- Сколько раз встретился мягкий знак?

- А теперь посмотрите на доску. Проверим себя. (На слайде эталон)

 

 

 

 

 

 

 

- РЫ

- РЫ

 

 

-ГУ

-ГУ

 

 

-ЛО

-ЛО

 

 

 

 

 

 

 

 

- Один

 

 

- Один

 

 

- Один

 

 

Читают по колонкам

 

 

 

 

 

 

Говори тихо и спокойно

К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца

Делай замечания тактично, не груби

В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю (учитель повторяет)

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по желанию.

 

 

 

 

 

 

-  О лосе

 

 

 

 

 

 

Мнения учащихся

 

Поднимают руки.

 

 

- В нем говорится о том, что для лося нет никаких преград, он может проходить везде и всюду.

 

 

 

- Лося сравнивают с ветром, он проносится сквозь лесные преграды.

 

 

- В нем говорится о том, чем питается лось: зеленым листом и солью.

 

 

- Соль

 

 

- О том, что мальчики насыпали соль на пень.

 

- 4 предложения.

- Лось…

- Для лося не существует преград. Он питается зелёными листиками и солью.

 

- Да, потому что о чем говорилось в тексте, то и изображено на иллюстрации.

Выполняют работу.

 

 

- 5 раз

 

VII.            Обобщение

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Буква ь обозначает какой-либо звук?

 - Верно. Скажите, буква Ь показатель чего?

 

- А каким цветом на схеме буква Ь обозначается?

С буквой «мягкий знак».

- Нет

- Показатель мягкости согласных звуков

- Буква Ь не обозначает никакого цвета. После согласного в схеме обозначаем зеленым цветом мягкость согласного.

 

VIII.            Итог урока, рефлексия.

- Молодцы! Мы повторили то, что изучали сегодня уроке и у вас уже практически нет ошибок.

- О чем нам это говорит.  

 

 

- Мы с вами сегодня учились печатать строчную букву. А достаточно ли нам уметь только это делать?

- А что еще нам нужно уметь делать?

 

- Значит на следующем уроке мы с вами будем учиться писать прописные буквы.

 

 

-Что мы хорошо работали, были внимательны и запомнили новый материал.

 

- Нет.  

- Нужно уметь писать прописную букву.

 

 


 

Технологическая карта пробного урока по обучению грамоте (Чтение) «Буква ь» (стр

Технологическая карта пробного урока по обучению грамоте (Чтение) «Буква ь» (стр

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ХОД УРОКА Этапы ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА Этапы ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ребята, а давайте вспомним какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? -

Ребята, а давайте вспомним какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? -

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ- МЫ КУПИЛИ КАРАМЕЛЬ -

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ- МЫ КУПИЛИ КАРАМЕЛЬ -

Давайте определим, сколько слогов в слове: гуси

Давайте определим, сколько слогов в слове: гуси

I. новой буквой

I. новой буквой

Откройте тетради в клетку. Сейчас мы будем печатать эту букву

Откройте тетради в клетку. Сейчас мы будем печатать эту букву

Г УСЬЬЬ, соединяем ГУУУСЬЬЬ

Г УСЬЬЬ, соединяем ГУУУСЬЬЬ

Как вы думаете, что это такое лежит на пне? -

Как вы думаете, что это такое лежит на пне? -

Почему? Докажите. - А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните, совсем легонько, и посчитайте сколько раз встретился мягкий знак

Почему? Докажите. - А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните, совсем легонько, и посчитайте сколько раз встретился мягкий знак
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022