министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока обучение грамоте (Письмо)
Тема. Заглавная буква Х.
Студентки 341 группы
Социально – педагогического отделения
Пантюховой Марии
Место проведения урока:
Школа № , класс 1 «» (каб.№ )
Дата проведения урока:
15 января 2021 г.
ФИО учителя школы:
Допуск к проведению занятия:
___________________________
ФИО преподавателя-консультанта:
Баклагина Лариса Владимировна
Допуск к проведению урока:
_______________________
Сыктывкар, 2021 год.
УМК «Школа России»
Учебный предмет: Класс: |
Письмо 1 |
||
Цель урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Совершенствовать умение писать слова, предложения на основе изученных букв. |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
|
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результаты: |
|||
Предметный:
|
Личностный: · Выполняют самооценку собственной деятельности. Метапредметный:
· Проводят анализ и синтез языкового материала. (П) |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности обучающихся:
|
Ресурсы:
|
||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный момент. Мотивация на деятельность. 1)Мотивировать на деятельность (Л) 2)Учить понимать вопрос и правильно давать на него ответ(П) |
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Андреевна и сегодняшний урок у вас проведу я. -Ребята, встали красиво возле своих парт, покажите, что вы готовы к уроку. .
Прозвенел уже звонок, |
|
- Ребята, сейчас у нас урок письма. А как вы думаете, зачем нам нужен урок письма? |
- Научится красиво и аккуратно писать, без ошибок |
||
-Верно. |
|
||
2.Актуализация знаний. |
|
- Теперь я хочу вызвать к доске одного ученика. С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? |
- с буквой х |
-…., ты у нас будешь буквой х. Мы хотим еще лучше с тобой познакомиться. Ребята, давайте поздороваемся с новой буквой. |
|
||
- Здравствуй, буква! |
-Здравствуйте, ребята |
||
-Ребята, что вы хотите спросить у новой буквы? Пусть она вам ответит |
|
||
- Как тебя зовут? |
-меня зовут буква х |
||
-Какая ты бываешь? |
-печатная и письменная |
||
-Какие звуки ты обозначаешь? |
-Я обозначаю звуки [х] и [х’]. |
||
-Твои звуки гласные? |
-нет |
||
-нет? А какие? |
-согласные |
||
- А они звонкие или глухие? |
-глухие |
||
-Спасибо, буква [х] за то, что ответила на наши вопросы. |
|
||
3.Постановка темы урока. Определение учебных задач. 1.Учить определять тему и задачи урока. (П.) |
|
-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? |
-Элементы букв. |
-Верно, выберите элементы, из которых состоит заглавная буква Х. |
Затрудняются. |
||
-Почему у вас возникло затруднение? |
-Потому что мы не знаем как выглядит заглавная Х\не знаем как она пишется. |
||
-Значит чему мы будем учиться на уроке письма? |
-Учиться писать заглавную Х. |
||
-Верно, сегодня мы будем учиться писать заглавную Х. |
|
||
4.Подготовка руки к письму. 1) Формировать умение выполнять штриховку, добиться освоения правил штриховки. (Пр) 2) Продолжить формирование умения держать ручку, как орудие труда. (Р) 3) Развивать мелкую моторику кисти рук. (Пр) |
|
-Ребята, а что нужно сделать сначала, чтобы учиться писать буквы? |
-Подготовить руку к письму. |
-Верно. Найдите у себя карточки с грибом. Вам требуется заштриховать его линиями в таком направлении, в котором показано на экране. При штриховке гриба соблюдайте одинаковое расстояние между линиями, ведите линии ровно. |
Штрихуют. |
||
-Итак, сядьте правильно, положите лист на уголок и приступайте к работе. |
|
||
-Поднимите руку те, у кого получилось красиво и аккуратно заштриховать? |
|
||
-Поднимите руку те, кто соблюдал все правила, но не совсем аккуратно получилось? |
|
||
-Я надеюсь, вы потренируетесь, и в следующий раз будете выполнять штриховку аккуратней. |
|
||
5. Написание новой буквы. 1) Познакомить учащихся с элементами буквы Х. (Пр) 2) Добиться запоминания их формы буквы Х (Пр) 3) Формировать умение высказывать свое мнение (П). 4) Учить различать печатную и письменную букву Х(Пр |
|
1) Анализ готового образца и показ рукописной буквы. |
|
-Посмотрите на доску. Из каких элементов состоит заглавная буква Х?
|
-Состоит из двух одинаковых элементов, полуовалов. |
||
-Откройте прописи на странице 1 и 6. Найдите букву Х на самой верхней строке. |
|
||
-Откуда будем начинать писать элементы? |
-Примерно от середины верхней вспомогательной строки, проводя закругление, касаясь верхней линии вспомогательной строки |
||
-Ребята, чем отличается заглавная буква Х от строчной? |
-размером |
||
-Верно. У заглавной буквы Х элементы расположены не только на рабочей строке, но и на вспомогательной. |
|
||
-Что вам помогло понять, откуда нужно начинать писать? |
-Стрелки. |
||
-Обведите вверху по контуру букву. |
|
||
-Поднимите руку те, кто соблюдал все правила написания заглавной буквы Х. |
|
||
-Молодцы, тогда у вас обязательно получится написать заглавную букву Х.
|
|
||
2) Показ написания строчной буквы учителем с комментированием. |
|||
- Сейчас я покажу, как нужно правильно писать заглавную букву Х. |
|
||
-А что в это время должны делать вы? |
-Внимательно смотреть как вы пишите букву. |
||
-Все мне показали эту строчку, где мы сейчас будем писать. Поставили туда пальчик. |
|
||
-Замечательно. Итак, начинаю писать с середины вспомогательной строки, провожу закругление вправо, касаясь верхней линии вспомогательной строки, опускаю полуовал вниз, немного не доходя до нижней линии рабочей строки, провожу закругление влево. Начинаю писать второй элемент чуть выше середины вспомогательной строки, провожу закругление влево, касаясь верхней линии вспомогательной строки, опускаю овал вниз, касаясь первого элемента. Немного не доходя до нижней линии рабочей строки провожу закругление вправо. Таким образом, у меня получилась правильная и аккуратная заглавная буква Х. |
|
||
3) Запоминание рукодвигательной формы буквы. |
|||
-А сейчас попробуем написать заглавную Х в воздухе. Все возьмите ручки. 1. Пишем вместе со мной. И раз и два 2.Сейчас пишем без меня, а я посмотрю. И раз и два 3.Теперь попробуйте написать пальчиком на своей ладошке. И раз и два |
|
||
6.Упражнение в письме новой буквы 1) Учить каллиграфически верно писать заглавную букву «Х».(Пр) 2) Учить ориентироваться в пространстве тетради(Пр) 3) Учить видеть ошибки в написании прописной буквы «Х» (Пр). |
|
1) Подготовка к письму |
|
-Перед тем как начать писать давайте подготовим ваши пальчики. Поставьте на локоток правую и левую руку. Повторяйте за мной. Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачок ты разгибаем, И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять Собираем все опять. |
|
||
2) Обведение буквы в прописи. |
|||
- Пододвиньте прописи к себе. Найдите строку с заглавной Х. Сядьте ровно, положите тетрадь под наклоном. |
|
||
- Для начала обведем серую заглавную Х на первой строке. |
|
||
-Начинаем обводить, а я буду смотреть кто, как пишет. |
Обводят. |
||
3) Предупреждение ошибок. Анализ ошибочных написаний. |
|||
-Посмотрите на доску. Какая буква написана? |
-Заглавная Х. |
||
-А соблюдались ли правила написания данной буквы? |
-Нет. |
||
-Какая ошибка в написании данной буквы? |
-Нарушение наклона. |
||
-Как нужно положить тетрадь, чтобы не допустить такой ошибки? |
-На уголок. |
||
-А как следует вести линию. |
-Плавно. |
||
-Посмотрите, поверх этой буквы я напишу так, как правильно. Сравните написания. (учитель исправляет красным мелком наклон) |
|
||
· Запись первой заглавной буквы Х. - Отступите от буквы Х, которую мы с вами обводили. Рядом напишите заглавную букву Х, соблюдая все те правила написания, которые мы с вами повторили. |
Пишут. |
||
-Ребята, посмотрите на доску, здесь записана еще одна заглавная буква Х. (широкое верхнее закругление) |
|
||
-Назовите ошибку. |
- здесь широкое закругление вверху. |
||
-Почему могла возникнуть такая ошибка?
|
-Слишком долго вел руку по верхней линии рабочей строки, рано начал закруглять. |
||
-Посмотрите, поверх этой буквы я напишу так, как правильно. Сравните написания. |
|
||
· Запись второй заглавной буквы Х. - Попробуем вместе со мной написать следующую букву Х. Отступите место от последней буквы. Поставили ручку на середину рабочей строки. Пишем под мой счет. И раз и два. |
Пишут. |
||
-Напишите букву самостоятельно до конца строки, а я буду смотреть, как вы пишете. |
|
||
-Чему мы учились? |
-Писать заглавную букву Х. |
||
7.Письмо соединений с новой буквой 1) Учить писать заглавную букву х в слоге слиянии. (Пр.) |
|
-Теперь посмотрите на вторую строчку в прописи. Как вы думаете, чему мы будем дальше учиться? |
-Будем учиться писать заглавную Х в слогах |
1) Анализ образца. |
|
||
-Прочитайте слоги шепотом. |
Читают. |
||
1) Слог Хо |
|
||
-Прочитайте первый слог. |
|
||
-С какой гласной буквой мы напишем его? |
-с гласной о |
||
-Из каких звуков состоит слог Хо? |
-[х] и [о]. |
||
-Каким соединением будем соединять Х и о? |
-нижним. |
||
-А теперь посмотрите, как я буду писать. Когда я пишу, и когда вы пишите, мы будем диктовать себе. И вместе со мной, под диктовку, вы начинаете писать в прописи. Итак, пишу ХХХ, делаю нижнее соединение соединяю с ооо.
-Ребята, зачем нужно писать диктуя себе? |
-чтобы не пропустить ни одну букву |
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали слог. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ХХХооо». |
-ХХХооо. |
||
-а зачем нужно проверять? |
-чтобы убедиться, что ты не пропустил букву |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали среднее соединение. У кого получилось правильно написать слог Хо, поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
2) Слог Хи |
|
||
- Прочитайте второй слог |
-Хи. |
||
-Из каких звуков состоит слог Хи? |
-[х’] и [и]. |
||
С какой гласной буквой мы пишем ? |
-и. |
||
-Каким соединением будем соединять Х и и? |
-Верхним. |
||
- Сейчас мы напишем слог Хи в прописи. Я буду писать на доске, диктуя. И вместе со мной, под диктовку, вы начинаете писать в прописи. Итак, пишу ХХХ, делаю верхнее соединение соединяю с иии. |
|
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали слог. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ХХХиии». |
-ХХХиии. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали верхнее соединение. У кого получилось правильно написать слог Хи, поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
3) Слог Ху |
|
||
-Прочтите третий слог. |
-Ху. |
||
-Из каких звуков состоит слог Ху? |
-[х] и [у] |
||
-С какой гласной мы напишем этот слог? |
-у. |
||
-Каким соединением будем соединять ? |
-Нижним. |
||
- Сейчас мы напишем слог Ху в прописи рядом с готовым. Я буду писать на доске, диктуя. И вместе со мной под диктовку вы начинаете писать в прописи. Итак, пишу ХХХ, делаю среднее соединение соединяю с ууу. |
|
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали слог. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ХХХууу». |
-ХХХууу. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали среднее соединение. У кого получилось правильно написать слог Ху, поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
-Если слоги, которые вы написали схожи с образцом, то на полях, около сточки нарисуйте солнышко, если получилось не совсем, то не расстраивайтесь, мы только учимся, будете тренировать и обязательно получится. |
|
||
-Что мы сейчас учились писать?
|
-Учились писать слоги |
||
8. Упражнение в списывании слов. 1) Учить писать слова с новой буквой. (Пр) |
|
ФИЗМИНУТКА |
|
-Ребята, мы записали с вами много слогов, и наши ручки немного устали. Для того, чтобы они отдохнули проведем с вами физминутку. Повторяйте за мной. Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) |
|
||
1) Слово «Харитон» |
|
||
-Прочтите первое слово. |
-Харитон. |
||
-Сколько в нем слогов? |
-3. |
||
-Прочтите первый слог. |
-Ха. |
||
-С какой гласной напишем этот слог? |
-а. |
||
-Каким соединением будем их соединять? |
-Нижним. |
||
-Прочтите второй слог. |
-Ри. |
||
-Каким соединением будем соединять гласную а с согласной р? |
-Верхним. |
||
-С какой гласной напишем этот слог? |
-и. |
||
-Каким соединением будем их соединять? |
-Верхним. |
||
-Прочтите третий слог. |
-тон. |
||
-Каким соединением будем соединять гласную и с согласной т? |
-верхним. |
||
-С какой гласной напишем этот слог? |
-о |
||
-Каким соединением будем их соединять? |
-нижним. |
||
-Каким соединением будем соединять гласную о с согласной н? |
-верхним. |
||
- Запишем слово «Харитон» в прописях диктуя себе. Диктую – пишу слог Ха ХХХ, с гласной а делаю нижнее соединение, пишу ааа, делаю верхнее соединение, пишу слог РИ с гласной и, РРР, делаю верхнее соединение, пишу ИИИ, делаю верхнее соединение пишу слог ТОН, ТТТ, делаю нижние соединение пишу гласную о, делаю верхнее соединение пишу согласную н. |
Записывают под диктовку. |
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали слово. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ХХХааарррииитттоооннн». |
-ХХХааарррииитттоооннн. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали правильные соединения. У кого получилось правильно написать слово «Харитон», поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. А ведь увидеть у себя ошибку очень сложно! Допишите пропущенную букву. |
|
||
-Найдите Схему после предложения «Дедушку зовут..» |
|
||
-Как вы думаете, зачем дана звуковая схема? Какое слово подходит под эту схему? |
-Харитон |
||
-Докажите, что слово «Харитон» подходит |
-в схеме, как и в слове 3 слога и ударение падает на последний слог |
||
-Верно. Молодцы, вы доказали, что в схеме спряталось слово «Харитон» |
|
||
9.Упражнение в списывании предложения 1) Учить писать предложения по образцу (Пр) 2) Учить видеть и различать соединения букв(Пр) |
|
1) Предложение « Он хозяин». |
|
- Ребята прочтите предложение после слова «Харитон» |
-Он хозяин. |
||
-Как оно записано? |
-Письменными буквами. |
||
-Сколько слов в данном предложении? |
2. |
||
-Как нужно писать эти слова? |
-Раздельно. |
||
· Слово «Он» -С какого слова начинается предложение? |
-«Он». |
||
-Почему оно пишется с заглавной буквы? |
-Потому что это начало предложения. |
||
-Какую согласную напишем после гласной? |
-н |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-верхним. |
||
· Слово «хозяин» -Прочтите второе слово. |
-«хозяин». |
||
-Ребята, а кто такой хозяин? Что значит это слово? |
- |
||
-Хозяин – это человек, который имеет свой дом и ведет свое хозяйство. |
|
||
-Сколько в нём слогов? |
-3. |
||
-Назовите первый слог. |
-Хо. |
||
-Какую гласную запишем после согласной? |
-о. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Нижним. |
||
-Назовите второй слог. |
-Зя. |
||
-Какое соединение будет в сочетание ОЗ? |
-Среднее. |
||
-Какую гласную запишем после согласной? |
-я. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Нижним. |
||
-Назовите третий слог. |
-Ин. |
||
-Какое соединение будет в сочетание ЯИ? |
-Верхнее. |
||
-Какую согласную запишем после гласной? |
-н. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Верхним. |
||
-Запишем предложение под мою диктовку. Начинаю писать слово «Он» с заглавной буквы ООО, соединяю верхним соединением с н, отступаю, пишу слово «хозяин» – ххх пишу нижние соединение с ооо, делаю среднее соединение, пишу ззз, делаю нижние соединение, пишу яяяя, делаю верхнее соединение, пишу иии, делаю верхнее соединение пишу ннн. В конце предложения ставлю точку. |
Записывают под диктовку. |
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали предложение. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ОООннн хххооозззяяяиииннн.». |
-ОООннн хххооозззяяяиииннн. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали правильные соединения. У кого получилось правильно написать слово «хозяин», поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. |
|
||
-Ребята, давайте поработаем со словом хозяин. Сколько здесь гласных букв? |
-3 |
||
-Почему они гласные? |
-потому что мы их можем пропеть. |
||
-Верно. А сколько согласных букв? |
-3 |
||
-Как вы догадались, что они согласные? |
-их нельзя пропеть |
||
-Ребята. Давайте продолжим предложение «Он хозяин». Хозяином чего может быть человек? |
-дома, машины |
||
-Верно. Кто скажет предложение? |
-Он хозяин дома. |
||
2) Предложение « Он хлебобор». |
|
||
- Ребята прочтите следующее предложение. |
-Он хлебобор. |
||
-Кто-нибудь из вас знает значение слова «хлебобор»? |
- |
||
-Хлебобор – это человек, выращивающий хлеб. |
|
||
-Как оно записано? |
-Печатными буквами. |
||
-А как нам его нужно записать? |
-письменными |
||
-Сколько слов в данном предложении? |
2. |
||
-Как нужно писать эти слова? |
-Раздельно. |
||
· Слово «Он» -С какого слова начинается предложение? |
-«Он». |
||
-Почему оно пишется с заглавной буквы? |
-Потому что это начало предложения. |
||
-Какую согласную напишем после гласной? |
-н |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-верхним. |
||
· Слово «хлебобор» -Прочтите второе слово. |
-«хлебобор». |
||
-Сколько в нём слогов? |
-3. |
||
-Назовите первый слог. |
-Хле. |
||
-Какую согласную запишем после согласной Х? |
-л. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Нижним. |
||
-Какую гласную запишем после согласной л? |
-е. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-средним. |
||
-Назовите второй слог. |
-Бо. |
||
-Какое соединение будет в сочетание ЕБ? |
-Нижнее. |
||
-Какую гласную запишем после согласной? |
-о. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Нижним. |
||
-Назовите третий слог. |
-Бор. |
||
-Какое соединение будет в сочетание ОБ? |
-Нижнее. |
||
-Какую гласную запишем после согласной б? |
-о. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Нижним. |
||
-Какую согласную запишем после гласной о? |
-р. |
||
-Каким соединением будут они соединяться? |
-Верхним. |
||
-Запишем предложение под мою диктовку. Начинаю писать слово «Он» с заглавной буквы ООО, соединяю верхним соединением с ннн, отступаю, пишу слово «хлебобор» – ххх, делаю нижнее соединение, пишу ллл, делаю среднее соединение, пишу еее, делаю нижние соединение, пишу ббб, делаю нижние соединение, пишу ооо, делаю нижние соединение пишу ббб, делаю нижние соединение, пишу ООО, делаю верхнее соединение, пишу ррр. В конце предложения ставлю точку. |
Записывают под диктовку. |
||
-Итак, теперь проверим правильно ли мы написали предложение. Берем волшебный квадрат и постепенно читаем вместе со мной: «ОООннн хххлллееебббоообббоооррр.». |
-ОООннн хххлллееебббоообббоооррр. |
||
-Мы видим, что буквы при написании не пропустили и сделали правильные соединения. У кого получилось правильно написать слово «хлебобор», поднимите руки. |
Поднимают руки. |
||
-Молодцы. Ребята, которые пропустили букву тоже молодцы, так как заметили свою ошибку. |
|
||
-Чему учились? |
-Писать предложение со словами, в которых встречается заглавная и строчная. |
||
Итог урока. Рефлексия 1)Учить оценке результатов деятельности (Р) |
|
-Итак, наш урок подходит к концу. |
|
-Какую букву учились писать? |
|
||
-Из каких элементов состоит заглавная Х? |
|
||
-Какие трудности у вас возникли? |
|
||
-Урок окончен. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.