Урок литературного чтения в 1 классе
Учитель – Шишкина Н.Е.
ТЕМА: Звуки [в] и [в’], буква В, в.
Цель:
- познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В в;
- научить распознавать звуки [в] [в’];
- научить выделять твердый и мягкий согласный звук [в] [в’],
- научить находить их в слого-звуковых схемах,
- находить буквы В, в в предложениях;
- читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой,
- составлять слого-звуковые схемы с изучаемыми звуками;
- способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты:
Предметные - владеют навыками плавного слогового чтения с буквой В, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных.
Личностные - имеют познавательные интересы и учебные мотивы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач;
логические – различают предложения по цели высказывания.
Коммуникативные: строят в коммуникации понятные для партнера высказывания
Ход урока
1.Организационный момент.
- Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Отгадайте загадку.
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
- Кто это? (Сова)
2.Постановка учебной задачи.
Сова принесла вам задание! (на карточках)
- а, Н, О, к, В, У, с, и.
- Зачеркните буквы, которые мы уже прошли.
- Какая буква осталась?
- Сформулируйте тему урока. (Буква В)
- Сегодня у нас урок новых знаний.
- Определите задачи на урок:
Мы познакомимся с … (буквой В, звуками [в], [в‘])
Мы узнаем … (Какие звуки она может обозначать.)
Мы научимся … (Находить эти звуки в словах, читать слова и предложения с этой буквой.)
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Работа с иллюстрацией (учебник, с. 68)
- Откройте учебник на с.68.
- Рассмотрите картинку.
- Придумаем ей название.
- Кто изображен на рисунке? (На рисунке изображены звери.)
- Во что они играют? (Звери играют в футбол.)
- Где проходит игра? (Игра проходит в лесу.)
- Кто забивает мяч? (Заяц забивает мяч.)
- Кто стоит в ворота? (В воротах стоит вратарь, медведь.)
- Что он делает? (Он ловит мяч)
- Составим схемы слов «вратарь» и «ловит» в парах.
- Выделите первый звук в слове «вратарь». (Первый звук в слове «вратарь» [в])
- Что вы можете о нем сказать? (Звук [в] твердый согласный.)
- Сколько слогов в слове вратарь? (Два)
- На какой слог падает ударение? (На второй.)
- Составим схему этого слова. Работаем в парах.
- Произнесите слово «ловит».
- Сколько слогов в слове ловит? (Два)
- С какого согласного звука начинается второй слог? (Второй слог начинается со звука [в']).
- На какой слог падает ударение? (На первый.)
- Составим схему этого слова. Работаем в парах.
- Какой вывод мы можем сделать? (Согласная В может обозначать и твердый и мягкий звук.)
Игра «Узнайте звук»
- А теперь проверим, как вы это усвоили.
- Если вы услышите в слове звук [в] или [в‘], вы встаете рядом со своим местом. Если вы не услышите в слове этих звуков, вы не встаете.
Слова: Дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, витрина, вилка, фара, вареник, игра, волк.
- Чем звук [в] отличается от звука [в‘]? ([в] – твердый, [в‘] – мягкий)
- Теперь поиграем.
Физкультминутка для глаз
4. Закрепление знаний и способов действий.
- Повторяйте за мной:
Ву – ву – ву – мы увидели сову.
Ва – ва – ва – громко ухает сова.
Вы – вы – вы – не боимся мы совы.
Ви – ви – ви – сов в лесу ты не лови!
- Какие слоги мы сейчас повторяли? (ва, ву, вы, ви)
- С каких звуков они начинались? ([в], [в’])
- Эти звуки на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой.
- Что это за буква? (Буква В.)
Вот буква В видна вдали,
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
- На что похожа буква В?
- Попробуем напечатать эту букву ручкой на листочках, которые я вам раздала.
- Поднимите руку те, у кого получилось напечатать букву В.
Чтение слов с пометками (работа по учебнику с. 69)
- Откроем учебник на с. 69.
- Прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом. ///3 ребенка///
Во/ва вот ло/вит
Сла/ва тво/й ло/ви
- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? (Это имена.)
- Эти слова встретятся нам в рассказе, который идет за словами.
- Ваня Суменков, прочитай нам, пожалуйста, рассказ.
- Прочитайте этот рассказ самостоятельно, в полголоса, чтобы я вас слышала.
- Вова, вот твои ворота.
- А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова – вратари.
Они стали в свои ворота.
- Лови, Вова, лови!
- Слава, лови! Лови!
Вопросы по тексту:
- Как зовут мальчиков? (Мальчиков зовут Вова и Слава.)
- Кем были Вова и Слава? (Вова и Слава – вратари.)
- Что сказали Вове? Найдите в тексте и прочитайте. (Вова, вот твои ворота.)
- Что сказали Славе? Найдите в тексте и прочитайте. (А тут твои ворота, Слава.)
- Что сделали Слава и Вова? Прочитайте в тексте. (Они стали в свои ворота.)
- Как можно озаглавить рассказ? (Вратари, Футболисты)
- Найдите в тексте ещё слова с буквой В. (Вова, вот, твои, ворота, Слава, вратари, свои, лови).
- Произнесите слово «Вова». Какие звуки обозначают 2 буквы В? ([в] – согласные твердые)
- В каких еще словах из рассказа буква В обозначает твердые звуки? (Вот, твои, ворота, Слава, вратари).
- А какой звук обозначает буква В в слове «лови»? ([в‘] – согласный мягкий).
Игра «Твердый – мягкий»
- Если вы услышите твердый звук, вы хлопаете 1 раз,
если услышите мягкий звук – 2 раза.
Слова: вилка, варежка, веник, волк, вешалка, вратарь, виноград, гвоздика.
5. Итог урока. Рефлексия.
Весь урок мы трудились
И совсем не утомились.
Букву В учили дружно,
Было нам совсем не грузно.
Волк, ворона, воля, ветер –
Все слова не страшно встретить.
- Совушка приготовила вам вопросы:
- О какой букве Вы сегодня говорили на уроке?
- Какие звуки она может обозначать?
- Что вы можете сказать про звук [в]? (Он согласный твердый)
- Что вы можете сказать про звук [в‘]? (Он согласный мягкий)
- В начале урока Вы ставили перед собой задачи.
Мы познакомимся с … (буквой В, звуками [в], [в‘])
Мы узнаем … (Какие звуки она может обозначать.)
Мы научимся … (Находить эти звуки в словах, читать слова и предложения с этой буквой.)
- Достигли Вы поставленных задач?
- У каждого из вас на парте символ футбола – мяч.
Если на уроке вам было интересно и вы всё поняли, раскрасьте его зелёным цветом.
Если вам было что-то не понятно, раскрашиваем мяч красным цветом.
- Поднимите свои мячики вверх, покажите их мне.
- Почему ты раскрасил свой мячик красным цветом??
- Ничего страшного, мы ещё потренируемся и всё у вас получится.
Спасибо за урок!
РЕЗЕРВ
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом (вагон)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу,
Днем домой. (валенки)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
По полу рыщет.
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (ветер)
Этот конь не есть овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.