Урок обучения грамоте
Тема: Согласные звуки [Д], [Д’] буква «Д»
Цели:
1. Ознакомление с согласными звуками [Д], [Д’] и буквой «Д».
2. Развитие умений различать новые звуки в словах, развитие фонематического слуха.
3. Совершенствование навыков чтения, пополнение словарного запаса учащихся.
4. Воспитание интереса к чтению.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Поприветствуйте гостей своей улыбкой.
- Пусть ваше настроение улучшиться от успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Повторение о согласных и гласных звуках. (рисунок щенка)
-В гости к нам пришел щенок с буквами. Помогите разделить буквы на 2 группы:
м, о, к, ы, (о ,ы) - гласные (м,к ) – согласные,
- По какому признаку вы их разделили?
Беда приключилась у этого пса.
Буква пропала неизвестно куда.
А буква ему так дорога,
Без буквы его кличку не сказать никогда!
- Плохо щенку без клички. Поможем, ребята найти ему букву!
-Спасибо, дети! Вы настоящие друзья!
III. Знакомство с новыми звуками и буквой.
1. Работа с текстом на доске.
- Щенок шел мимо предложений, может там и потерял свою букву…
- Надо закончить предложения словами: (на доске предложения)
Тут наш …(картинка дома) . (ДОМ)
Над домом….(картинка дыма) (ДЫМ)
У дома….(картинка дуб). (ДУБ)
На дубе….(картинка дупло) (ДУПЛО)
У дупла …(картинка дятла) (ДЯТЕЛ)
К дому ведет…(картинка дорожка) (ДОРОЖКА)
У домасидит…(картинка деда) (ДЕД)
Тут пошел …(картинка дождя) (ДОЖДЬ)
2. Выделение новых звуков.
- Что интересного заметили в словах, которые добавили? (Все начинаются с буквы «Д»)
- Вот и нашлась буква! Какая же кличка у нашего нового друга? Составьте из букв слово.
(Дымок)
IV. Формулирование темы урока. Сообщение целей урока.
- Скажите, со звуками какой буквы мы сегодня познакомимся?
-Верно. На уроке мы будем наблюдать за звуками [Д], [Д’] в словах. Будем читать слова с новой буквой «Д» -появляется звуковой человечек – буква «Д»
V. Знакомство с новыми звуками и буквой.
1. Характеристика новых звуков.
- Что можете сказать Щенку Дымку о звуках его любимой буквы?
(согласные, т. к. встречают преграду во рту, не поются,
звонкие, могут быть твердыми и мягкими)
- Оденьте и обуйте соответственно звукового человечка на стр. 94.
2. Звуковая разминка.
- Щенок Дымок от радости, что нашлась его любимая буква решил поиграть в дудочку. (рисунок- дудка)
-Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
(Мы на дудочке играем ду-ду-ду! Пляшет зайка на лужайке ду-ду-ду!) – хором
- А еще решил поиграть колокольчиком. (рисунок)
- Какой звук слышим, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-день)
(Динь -динь– день, динь-динь - день – веселиться нам не лень!) - хором
- Какие звуки подарили нам музыкальные инструменты? (звуки [Д], [Д’])
3.Игра «Дудочка – колокольчик»
Если слово назову с твердым согласным [Д] ,то вы показываете как играют на дудке.
Если в слове встретится мягкий согласный звук [Д’], то вы изображаете колокольчик.
(девочка, дома, дорога, дети, дерево, долг, дятел, доктор, дым, дела)
4. Знакомство с буквой «Д»
- Новые звуки [Д], [Д’] на письме обозначаются буквами Дд.
5.Печатание букв Дд в тетради для печатания.
6.Игра «Моя вообразилия».
- На что похожа буква Д? (на домик, на крышу дома, на шалаш)
6.Моделирование букв из нитки. Взаимопроверка.
-Пока буквы составляли, капельки дождя застучали.
Физминутка «Дождик»
VI. Чтение слогов и слов с новой буквой на стр.94
1. Чтение слогов с буквой «Д»
-После дождика вышла погулять буква «Д» и решила подружиться с гласными буквами, давайте поможем ей в этом. (на доске )
д
2.Дополнение слогов до слов.
Дымок предлагает вам поиграть
слоги до слов дополнять.
Да- …, до- …., ду- …, ди- …, ды- … .
- Найдите слог с мягким согласным звуком. (Ди)
3. Чтение слов в столбиках на стр.94.
- Покажите нашему новому другу как вы умеете читать слова.
А) Самостоятельное чтение.
Б) Проверка осознания прочитанных слов.
- Прочитайте слова 1 столбика ласково. Какое слово лишнее? Почему? (дышит)
- Прочитайте слова 2 и 3 столбика четко, ритмично.
- Прочитайте нежно слова 4 и 5 столбиков.
- Назовите группы родственных слов. (дар, дарит, подарит, подарок- дар)
(дом, домик- дом) (дым, дымок- дым) (ладони, ладошки, ладушки, оладушки- лад)
Физминутка
VII. Работа с текстом «Дымок» В.Хмельницкого на стр.95
-Помогите щенку разобраться в этих словах: Дымок – дымок. (на доске)
- Почему слова написаны с разных букв? (Кличка и просто название предмета)
1.Прогнозирование содержания по иллюстрации и названию текста.
- О каком дымке идет речь в рассказе на стр.95?
- Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название текста.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? (предположения детей)
2.Самостоятельное чтение текста про себя.
3.Чтение вслух учащимися.
4.Беседа по содержанию.
-Каком был Дымок? (белый, маленький)
-Каким он был по характеру? (любознательным – все хотел знать)
-Что случилось с Дымком? (растаял)
-Почему? (не послушался трубу)
Мог ли плыть по небу с послушными детьми наш Дымок?
-Какой совет дает автор нам своим текстом?
(Быть послушными, не торопиться, прислушиваться к взрослым)
5.Творческое задание.
-Какие приключения ждали Дымка? Пофантазируйте.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания понравилось выполнять?
- Полезен ли для вас был этот урок?
IX. Домашнее задание.
-Прочитать тексты на стр.94-95, рисунок - фантазия «Приключения Дымка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.