Тема урока: «На что похожа наша планета?»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для:
1. Ознакомления с формой и движением Земли.
2. Развития умений выдвигать предположения и доказывать их.
3. Воспитания творческого воображения, любознательности.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Коммуникативные
· Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
· Формулировать собственное мнение и позицию.
· Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные
· Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
· Определять план выполнения заданий на уроке;
· Оценка своего задания по следующим параметрам, предложенным учителем.
Познавательные
· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
· Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.
Личностные
· Ценить и принимать следующие базовые ценности: «техника», «поиск информации».
Предметные:
Научатся выдвигать предположения и доказывать их.
Познакомятся с формой и движением Земли.
Ход урока:
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный момент Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность |
- Добрый день! На уроке я сижу- Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю. Я вас рада видеть. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. |
Приветствуют учителя и настраиваются на урок |
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий |
- Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое. - Первая страничка называется «Исследование». Что за герои нас встречают? Они живут на нашей планете? Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад и стар, Что наш дом – большущий шар. - Что вы знаете о планете Земля? - Совершенно верно.
|
Отгадывают загадку
Земля
Высказывают предположения |
Коммуникативные Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Выявление места и причины затруднения |
- А кто знает, почему нашей планете дали такое название? Дело в том, что когда – то люди не знали ничего о планетах и искренне считали, что наша Земля – плоская. В общеславянской группе слово плоская означает «почва под ногами». Как вы думаете, на что похожа наша планета?
|
|
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
|
Целеполагание
Цель: выявление затруднений и постановка цели
|
- Ребята, поможем Муравьишке ответить на трудный вопрос. Но для начала скажите, это страничка «Исследование», значит, что мы будим сегодня исследовать? На какой вопрос нам нужно будет ответить? Тема нашего урока «На что похожа наша планета?» - Каковы цели урока? Что нам нужно узнать? Чему научиться? · Узнаем, какую форму имеет наша планета; · Научимся выдвигать предположения и доказывать их.
|
Определяют тему урока Формулируют цели урока.
|
Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Реализация плана Цель:построение нового знания |
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара. - Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удалось… А если Земля имеет форму шара, можно ли дойти до края? - Кто же прав? Значит, на что похожа наша планета? - Мы переворачиваем страничку и оказываемся на странице «Открытие». - Покажите, на каком из рисунков Земля показана плоская, а на каком шарообразная. Какое изображение Земли правильное? (шарообразное) - Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.Но в древности представления о Земле были разными. - В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. - Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. - Какое же изображение правильное? - Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. -Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. -В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара. Мы с вами сделали для себя маленькое открытие.
Физкультминутка Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места. Шаг на месте левой, правой – Раз и два! Раз и два! Прямо спину все держите – Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите – Раз и два! Раз и два!
Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? Кто знает, что такое глобус? -Глобус - модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке. -Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? - Это мы узнаем, открыв следующую страничку нашего урока «Страничка для любознательных». -Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля. - Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. Земля намного меньше Солнца. - Кстати, многие люди действительно ходят по планете вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. Наша Земля уникальна, только на ней есть жизнь. - Посмотрите еще раз внимательно на глобус. Он, как и наша планета с космоса, показан голубым, зеленым, желтым и коричневым цветами. Но, оказывается, эти цвета, они не постоянны. Из года в год, зеленого цвета становится все меньше и меньше. - Как вы думаете, кто вина тому? - Вина тому - человек. Мы должны сохранить нашу голубую планету, бережно относиться к ней. - А что значит бережно относиться к ней? (т.е. не разбрасываться мусором, не рвать цветы, не вырубать деревья и т.д.) - Ведь Земля - наш дом родной, место, где мы с вами живем… Сейчас я предлагаю вам нарисовать знак, который будет призывать людей беречь нашу планету. Начинайте работу. Молодцы. |
Высказывают предположения
Нет, потому что у нее нет края
На шар
Плоская – 1 Шарообразная – 2
Второе
Третье изображение
Глобус
На шар, яблоко…
|
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -Формулировать собственное мнение и позицию; -Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь |
Самостоятельная работа Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий на новый способ действия |
-Ребята, для того чтобы закрепить наши знания, давайте выполним задания в рабочей тетради, на странице 33. -Рассмотрите рисунки первого задания. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Обведите предметы, на которые не похожа наша планета. - Какие предметы вы обвели? Почему? Кто выполнил так же? Молодцы. Найдите второе упражнение. -Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? -Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок. -Какие цвета вам понадобились для раскрашивания? -Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки? |
Выполняют задания в рабочей тетради |
Коммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию. Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
|
Контроль и оценивание Цель:обучение способам контроля и самооценки деятельности |
-Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них. -Как называется наша планета? -Какую она имеет форму? -Как это можно доказать? -Как движется Земля? -Как называется модель Земли? |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: оценивание результатов |
Рефлексия деятельности Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников |
-Ребята, давайте подведем итоги. -Вернемся к учебной задаче урока. Что мы должны были узнать? Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? -Как мы доказали свое предположение? -Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Всё ли мы выполнили? Оцените свою работу на уроке: если у вас всё получилось, покажите зелёный карандаш. Если вы что-то не выполнили, покажите красный карандаш. Кому на уроке было интересно работать похлопайте в ладоши. Спасибо за урок. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.