Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила: студентка группы ПНК-4Б
Астраханская Валентина
Конспект урока окружающего мира на тему «Жизнь леса»
Место проведения: школа №12, 4А класс
Дата: 10. 12. 19
___________________
Дзержинск – 2019
Цель: Формирование у учащихся представлений о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с разнообразием лесных обитателей и ярусами леса.
Развивающие:
-Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к лесным обитателям и растениям.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знают разнообразие лесных обитателей и ярусы леса.
Метапредметные:
-Находят взаимосвязи в природе, в сообществе, распознают растения и животных.
Личностные:
-Знают правила бережного отношение к лесным обитателям и растениям.
План занятия:
1. Орг. момент - 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
3. Актуализация знаний и умений – 3 мин.
4. Открытие новых знаний – 27 мин.
5. Первичное закрепление – 5 мин.
6. Информирование о ДЗ – 1 мин.
7. Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
Этапы фрагмента урока |
Образовательные задачи этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации учебной деятельности |
Дидактические средства, Интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метопредметные
|
Личностные |
||||||||
1.Орг. момент. |
Настроить детей на дальнейшую работу |
Речь учителя. Прием эмоциональный настрой |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут - Валентина Николаевна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. -Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Будем вместе развивать А поможет все узнать наша |
Слушают учителя
|
Фронтальная |
|
Самоконтроль |
КУУД: 1.Умение слушать и слышать. |
РУУД: 1.Самоконтроль.
|
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале |
Речь учителя. Загадки
|
Тему нашего занятия вы узнаете, решив кроссворд. 1. Есть и брюшки, есть и шляпки — Развесёлые ребятки! А живут на ветках дуба! Много тут не надо думать! Очень любит их свинья. И любуюсь ими я. Цветом тёмно-жёлтые Гладенькие... 2. Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно… 3. За грибами мы пошли На рассвете розовом. Под березой мы нашли Крепкий… 4. С ней можно по грибы ходить, 5. Что же это за девица: 6. Все обходят это место: 7. Его весной и летом Мы видим одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. 8. Ветер листьями играет, 9. Длинный домик под землей Извивается змеей. Этот коридор-дыра Называется… -Молодцы, какова же тема нашего сегодняшнего урока? -Верно. |
Слушают учителя
-Желуди.
-Шишек.
-Подберезовик.
-Корзина.
-Ель.
-Болото.
-Дерево.
-Листопад.
-Норой.
-«Жизнь леса» |
Фронтальная |
|
|
КУУД: 1.Умение слушать и слышать. |
|
|
3. Актуализация знаний и умений |
Обеспечить воспроизведение опорных знаний |
Беседа Речь учителя
|
-Ребята, а кто мне скажет, что же такое лес?
-Хорошо. Лес - это сложное единство живой и неживой природы. -А что является живой, а что не живой природой?
-Верно. А как вы думаете, какой смысл скрывается за словосочетанием «жизнь леса»? -Спасибо. Кто является жителями леса?
-Молодцы! |
-Лес, это часть земли, которую занимаю деревья, кустарники, животные.
Живая- это звери, насекомые, деревья. А не живая- это камни, болота и тд. -Это жизнь растений и животных.
-Для птиц, для животных, кустарников, деревьев и т.д. |
Фронтальная |
|
|
КУУД: 1. Умение слушать и слышать. 2.Умение вести диалог.
|
|
|
4. Открытие новых знаний |
Обеспечить восприятие и осмысление знаний. |
Речь учителя, Рассказ |
-Давайте сейчас послушаем (ФИ ученика) с коротким рассказом о жизни в лесу. «В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные в свою очередь распространяют плоды и семена растений. Из этого можно сделать вывод, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой. Все вместе они составляют природное сообщество.» -Спасибо. -Ребята, что вы поняли из данного рассказа?
-Хорошо. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много разных жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда. Деревья образуют два яруса. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь, Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха. Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники. Кустарники тоже делятся на два яруса - кустарники и кустарнички. К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет. Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста. Здесь встречается смородина, шиповник, черника. На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы,. Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам». Перед вами плакат с изображением леса и даны несколько животных. Давайте поместим всех животных в их среду обитания, называя их. (Вызываю детей по очереди к доске) -Спасибо, сейчас мы узнаем, верно ли вы выполнили данное задание. На деревьях обитают такие птицы как: сойки, дрозды, дятлы, иволги и др. Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм. Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки. В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых. -Теперь посмотрите на наш плакат, допустили ли мы ошибки? -Верно, с этим заданием вы справились отлично. -Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. -Ребята, а какие правила поведения в лесу вы знаете?
-Хорошо. Я надеюсь, что вы соблюдаете все правила поведения, находясь в лесу. |
Слушают выступающего.
-Что в лесу все взаимосвязано. И все живые организмы выполняют свою функцию. Слушают учителя.
Выполняют задание. Слушают учителя.
-Нет.
Повторяют движения за учителем.
-Нельзя: - разорять птичьи гнезда; - ловить бабочек, пчел, стрекоз; - поджигать сухие листья и траву. -топтать растения и т.д.
|
Фронтальная |
|
|
КУУД: 1. Умение слушать и слышать.
|
|
|
5. Первичное закрепление |
Воспроизведение полученных знаний |
Беседа Речь учителя Учебник
|
Давайте откроем учебник на странице 127 и ответим на вопросы под «Проверь себя». -Что такое лес?
-Почему лес называют единством живой и не живой природы?
-Какие группы организмов составляют природное сообщество леса? -Как обитатели леса связаны между собой?
-Все верно. Молодцы! |
Открывают учебник.
-Лес- это сложное единство живой и неживой природы. -Потому что живая и не живая природа взаимосвязаны.
-Все живые организмы леса. -Цепочкой питания и размножения. |
Фронтальная. |
|
|
КУУД: 1. Умение слушать и слышать. 2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 3. Умение вести диалог.
|
ПУУД: 1. Умение осознано и произвольно строить речевые высказывания РУУД: 1.Самоконтроль |
|
6. Информирование о ДЗ |
Обеспечить понимание содержания домашнего задания |
Речь учителя |
Домашним заданием для вас будет написать эссэ на тему: «Жизнь в лесу» |
Записывают ДЗ. |
|
|
|
|
|
|
7. Подведение итогов. Рефлексия |
Обеспечить подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке |
Речь учителя |
(Раздаю маленькие листы.) -Ребята, посмотрите, на ваших листах изображен круг. А на слайде есть смайлики. Нарисуйте такую мимику, которая соответствует вашему мнению. |
Рисуют смайлики. |
Фронтальная и индивидуальная |
|
Самооценка |
КУУД: 1. Умение слушать и слышать.
|
РУУД: |
|
Игра «Съедобное – несъедобное»
*Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).
(Дети стоят.)
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.) (Дети садятся.)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.) (Дети стоят.)
5. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)(Дети стоят.)
6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)
(Дети садятся.)
7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.) (Дети стоят.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.