Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
Кафедра естественно-математического образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Строение и функции белков»
(10 класс)
Выполнил:
Камаева Нина Григорьевна, учитель
биологии МБОУ «Костровская СОШ»
Рыльского района
(КПК с 25.02.2020 по 13.03.2020.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема урока: Строение и функции белков
Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.
Предметно-дидактическая цель: формирование условий для систематизации и углубления учащимися знаний о строении белков.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в процессе групповой работы знать строение и состав белков, структуры белков; знать понятия: денатурация, ренатурация, функции белков. Уметь делать выводы.
Метапредметные: научиться ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней; выдвигать гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно-следственные связи.
Личностные: формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?); умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: метод подводящего диалога; проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям; объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя; условно-графическая наглядность – заполнение схем, таблиц.
Средства обучения (обеспечение урока): ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, текстовый материал
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Развиваемые УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные
|
Организационный момент. (1-2 мин.)
|
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при котором все будут чувствовать себя комфортно. Надеюсь, мы будем, как единое целое двигаться к поставленной, намеченной цели. |
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
|
Коммуникативные: Познавательные:
Регулятивные:
|
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) |
Определите вещество. 1. Это вещество было выделено (в виде клейковины) в 1728 г. итальянцем Якопо Бартоломео Беккари из пшеничной муки. 2. Около 30% этого вещества находится в мышцах человеческого тела, около 20% — в костях и сухожилиях и 10% — в коже. 3. Пепсин, гемоглобин, интерферон, инсулин, миозин…. Попробуйте продолжить список. Предлагает учащимся определить вещество, о котором на уроке пойдёт речь. - определяет группы для выполнения заданий; -создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;
• Предлагает учащимся подобрать ассоциации к объекту нашего урока. Использует приём «Ассоциативный куст»
1 шаг. Запишите слово (белки) в середине листа. 2 шаг. Запишите слова – ассоциации, которые приходят на ум в связи с данной темой. 3 шаг. По мере того, как возникают идеи, установите связи между ними. - организует обсуждение полученных результатов; Проводит рефлексию деятельности учащихся, обращается с вопросом: «Что вы сейчас делали?», « С какой целью вы это действие выполняли?»
|
- слушают; - узнают конкретные факты, - высказывают предположения.
- делают вывод: Объект нашего исследования – белки.
- работают в группе; - выполняют задание, подбирают ассоциации, вспоминают и обобщают учебный материал, устанавливают логические связи между ними;
-осуществляют рефлексию деятельности (оценка успешности);
|
- воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, - уметь выражать свои мысли в устной форме, строить понятные для собеседника речевые высказывания, - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, - работать в паре, эффективно взаимодействовать с одноклассниками и учителем
- давать определение понятиям, - осуществлять сравнение и классификацию, - строить логические рассуждения, - устанавливать межпредметные связи, - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. - осознанно и произвольно строить речевые высказывания - слушать в соответствии с целевой установкой, - дополнять, уточнять ответы одноклассников, - осуществлять само- и взаимоконтроль процесса и результата выполнения задания,
|
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) |
- организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва; Предлагает учащимся использовать опыт повседневной жизни, ранее полученные знания, для ответа на следующий вопрос: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления?» Используя приём «Знание о незнании», предлагает учащимся составить вопросы к предложенной проблемной задаче. Вопросы могут начинаться следующими словами: «Что?», « Как?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Какие?», «Чем?»
|
- фиксируют затруднения; - пытаются решить познавательную задачу известным способом; - выдвигают гипотезы; - составляют вопросы. 1) Что представляет собой натуральная кожа? 2) Какие белки входят в состав натуральной кожи? 3) Какую структуру имеют молекулы белка? 4) Какое влияние оказывает температура на структуру молекул белка и свойства кожи? 5) Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления? - выдвигают варианты формулировок вопросов, участвуют в их обсуждении; - работают в группе; -определяют, какие знания и умения необходимы для работы; |
|
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) |
Создаёт условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач; С помощью слов-помощников просит учащихся сформулировать цель урока: -Я повторю... -Я узнаю... -Я научусь... - Мне пригодится...
|
- обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства.
|
|
Этап Планирование.(5-6 мин.) |
Вместе с учениками составляют план изучения белков. План 1. Состав белков. 2. Строение белков. 3. Классификация. 4. Свойства белков. 5. Функции белков. |
Вместе с учителем составляют план изучения белков |
|
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) |
- предлагает учащимся алгоритм работы с учебным текстом: 1) Прочитайте текст. 2) Ознакомьтесь с содержанием вопросов (разноуровневого характера) к учебному тексту. 3) Ответьте на вопросы, выполните предложенные задания. 4) обсудите ответы в группе. Учебный текст см. в приложении к технологической карте урока. Блок 1. Состав белков. Вопросы и задания 1) Перечислите химические элементы, входящие в состав белковых молекул? 2) Какой элемент присутствует в составе белков в большем количестве? 3) Ознакомьтесь с содержанием химического эксперимента. Предложите план его проведения. Опыт 1. Обнаружение азота в белках. Блок 2. Строение белков. Учебный текст, вопросы и задания находятся в приложении к технологической карте урока.
Блок 3. Физико-химические свойства белков. Задание.
Ответьте на предложенные вопросы (см. приложение к технологической карте урока).
Блок 4. Классификация белков. Сложность строения белковых молекул и чрезвычайное разнообразие их функций крайне затрудняет создание классификации белков на какой-либо одной основе. Принято выделять несколько классификаций белков (пользуясь учебником, стр. 42) выполните задание. Впишите вместо знаков вопроса (?) названия классификационных групп белков Контрольно- оценочное задание на проверку освоения познавательных компетенций. 1. По каким признакам осуществляется классификация белков? 2. В чем принципиальное отличие фибриллярных белков от глобулярных? Теперь выставьте себе оценку за ваши знания биологической структуры белков
Блок 4. Функции белков. Вопросы и задания:
2. Заполните таблицу упр. 44 в р.т. 3. Какие функции белков вам известны? 4. Какую роль выполняют белки-гормоны? 5. Какую функцию выполняют белки-ферменты? 6. Почему белки редко используются в качестве источника энергии?
|
- знакомятся с алгоритмом работы с текстом; - читают текст; - определяют уровень сложности вопросов;
- находят ответы на предложенные вопросы; - обсуждают ответы в группе; - выполняют химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности; - наблюдают; - описывают и объясняют наблюдения; - формулируют выводы;
- анализируют предложенную информацию; - отвечают на вопросы; - слушают друг друга, дополняют, корректируют ответы товарищей, делают выводы.
- читают текст; - находят ответы на предложенные вопросы; - обсуждают ответы в группе; - выполняют химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности; - наблюдают; - описывают и объясняют наблюдения; - формулируют выводы;
Отвечают на вопросы. Оценивают себя.
-читают текст; - заполняют таблицу; -отвечают на вопросы; - слушают друг друга, дополняют, корректируют ответы товарищей, делают выводы.
|
-
построение понятных для партнёров высказываний, - адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем, - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, - уметь слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, - строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь, - слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог, - устанавливать рабочие отношения в группе, осуществлять совместные действия для решения поставленной задачи, - осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Этап. Включение новых знаний в систему и повторение (5 мин.) |
Предлагает учащимся вспомнить формулировку проблемного вопроса урока: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления?»
Мы закончили изучение белков. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”, составив синквейн о белках (парная работа). 1. Одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2. Два прилагательных, выражающих главный смысл. 3. Три глагола, описывающее действие в рамках темы. 4. Фраза несущая определенный смысл (высказывают своё отношение к теме). 5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 6.
|
- Отвечают на вопросы: 1) Что представляет собой натуральная кожа? 2) Какие белки входят в состав натуральной кожи? Несколько учеников зачитывают свой синквейн. 1. Белки 2. Глобулярные, фибриллярные 3. Защищают, регулируют, катализируют. 4. Мономерами являются аминокислоты. 5. Жизнь. Делают вывод к уроку: · белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - аминокислот; · аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи; · белки могут быть простыми и сложными; · четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная); · денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации; · ренатурация - процесс восстановления структуры белка; · белки выполняют разнообразные функции; · для них характерны качественные реакции.
|
- восприятие оценки
учителя, - построение речевого
высказывания в устной и письменной форме,
|
Этап. Применение общего способа действия для решения частных задач (3 мин) |
Предлагает учащимся решить познавательные задачи: 1) В 1726 г в своём труде «О движении мышц» швейцарский естествоиспытатель Д.Бернулли отмечал, что красный цвет мышцам, а значит и мясу, придаёт кровь. Какую ошибку допустил учёный? 2) Почему при кипячении молока образуется «пенка»? 3) Капелька азотной кислоты, упавшая на кожу окрасила её в жёлтый цвет. Почему? 4) Варка мяса сопровождается образованием «хлопьев» в бульоне. Почему? 5) Почему животные долго зализывают свои раны? |
- работают в группе; -обсуждают, предлагают разные варианты решения познавательных задач; - делают выводы.
|
- построение речевого
высказывания в устной и письменной форме,
|
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). |
Учитель подводит итоги урока, дается общая оценка работе класса на уроке, оценивает работу наиболее активных учеников, учеников, имеющих глубокие знания по химии, учеников, выполнивших задания первыми, слаженность работы в группах, взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий в группах, парах и т.д. Выберите себе цветок и приклейте в оценочных листах. · Зеленый цветок – было скучно, я ничего не выполнил, я еще не созрел. · Желтый цветок– трудно сказать, не все понял, что-то понял, что-то нет, но начал созревать. · Красный цветок – у меня все получилось, я все понял, я расцвел. С каким настроением вы уходите с урока? Понравился ли вам урок? Вот и подошел к концу наш с вами урок. Надеюсь, ваш багаж знаний пополнился еще одной темой. Спасибо за урок. До свидания!
|
Выбирают себе цветок и клеят в оценочных листах.
|
- восприятие оценки
учителя, - построение речевого
высказывания в устной и письменной форме,
|
Этап. Домашнее задание. (2 мин). |
Дает информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению: 1 уровень: проработать материал §11, ответить на вопросы к нему; 2 уровень: задания 1 уровня + придумайте и оформите кроссенс по теме. 3 уровень: задания 1 уровня + составить презентацию. |
Выбирают свой уровень домашнего задания |
- планировать деятельность в учебной ситуации. |
Литература:
Основная:
1. Общая биология 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений \ А.А. Каменский, Е. А. Криксунов – 2-е изд. Стереотип.- М. : Дрофа, 2016. – 367, [1] с.ил.
2.Биология. 10кл. Технологические карты уроков. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.-224 с.
3. Биология. Общая биология 10-11класс: поурочное планирование по учебнику А.А. Каменский \ авт- сост. А.А.Калинина.- М.: «Вако» , 2007.- 256 с.
Дополнительная:
4. Биология. 10-11кл. : Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, В. Б.Захарова, А.А. Плешакова/ Сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.- 132с.
5.Биология. Общая биология 10-11класс: Рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
Электронные ресурсы:
1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
3. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
10. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
Приложение
Учебные тексты.
Блок 1. Состав белков.
Белки состоят из атомов углерода, водорода, азота, кислорода, серы, фосфора, мало железа, йода, марганца, цинка, меди.
С- 50-55%, Н- 6,5-7,3%, N- 15-19%, S- 0,2-2,4%.
Вопросы и задания
1) Перечислите химические элементы, входящие в состав белковых молекул?
2) Какой элемент присутствует в составе белков в большем количестве?
3) Ознакомьтесь с содержанием химического эксперимента. Предложите план его проведения.
Опыт 1. Обнаружение азота в белках.
Блок 2. Строение белков.
R-CH-COOH, где R- это боковой радикал аминокислоты.
ǀ
NH2
Различное строение радикалов обусловливает разнообразие белков, а также определяет их химические и биологические свойства. 8 АК незаменимы для человека, т.е. они не синтезируются человеческим организмом, но необходимы для его нормального функционирования. АК - остатки соединены в макромолекуле белка пептидными связями. Пептидная связь возникает в результате реакции поликонденсации АК при взаимодействии карбоксильной и аминогрупп соседних молекул.
СН2 - С=О + CH3 – CH- C=O NH2-CH2- C- N- CH-COOH + H2O
NH2 OH H - N-H OH
O H CH3
Глицин аланин дипептид глицилаланин
ǀ
О H
На один виток спирали приходится 3,6 АК остатка. Радикалы АК звеньев обращены наружу, что позволяет их функциональным группам вступать в разнообразные химические реакции.
Вопросы и задания
1 уровень.
1) Какие функциональные группы входят в состав аминокислот, какие свойства они определяют?
2) Могут ли измениться свойства белка при нарушении последовательности аминокислотных звеньев в линейной полимерной цепи?
3) Что такое первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка?
4) Какова пространственная конфигурация вторичной, третичной структуры белка?
5) Благодаря каким связям молекула белка удерживается во вторичной структуре?
6) Какие химические связи обеспечивают устойчивость третичной структуры белковой молекулы?
2 уровень.
1) По аналогии с примером, приведённым в тексте, напишите уравнение реакции получения дипептида из дипептида (используйте формулу цистеина или серина), назовите полученный трипептид.
2) Выявите признаки различия между третичной, вторичной, первичной структурами белковой молекулы.
Блок 3. Физико-химические свойства белков.
Существуют белки, растворимые в воде (или в растворах кислот, щелочей, солей) и нерастворимые , например, белки опорных тканей, ногтей, шерсти. Растворы белков коллоидные, доказательством чего служит их способность рассеивать свет.
Важное свойство растворов белков – денатурация.
Обратимая Частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс – ренатурация. Обратимая денатурация происходит в результате высаливания (выделением белка из растворов с помощью соли) или коагуляции (нарушение структуры гидратных оболочек макромолекул белка), приводящее к выпадению гелеобразного осадка. |
Необратимая Полное разрушение пространственной структуры белка, приводящее к потере биологической активности. Ренатурация невозможна. Необратимая денатурация происходит под действием солей тяжёлых металлов, высокой температуры или излучения.
|
Вопросы.
1 уровень.
1) Выявите признаки сходства и различия между обратимой и необратимой денатурацией?
2) Определите по тексту значение понятий «высаливание», «денатурация», «коагуляция».
2 уровень.
Можно ли использовать белки как противоядие при отравлениях?
Задание.
Используя предложенный алгоритм, проведите химический эксперимент по теме «Денатурация белковой молекулы» (опыт 2).
Сделайте соответствующие выводы о причинах, вызывающих денатурацию белковых молекул.
Опыт 1. Денатурация белковой молекулы
Группа 1.
1) К раствору белка добавьте раствор хлорида натрия;
2) Пронаблюдайте и объясните изменения;
3) Добавьте воды до растворения белка;
4) Сделайте вывод.
Группа 2.
1) К раствору белка добавьте концентрированный раствор сульфата меди (2).
2) Пронаблюдайте и объясните изменения;
3) Добавьте воды, объясните явление.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.