Технологическая карта урока окружающего мира
УМК: «Школа России».
Класс: 3.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема: «Разнообразие веществ».
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Задачи:
Планируемые результаты:
Формы организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, проектор, доска, рабочие листы, учебник, рабочая тетрадь, сахар, соль, яблоко, лимон, крахмал.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нафиса Ильгамовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник, рабочий лист. Я желаю Вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке. Давайте договоримся, что мы отвечаем по поднятой руке, слушаем своих одноклассников. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Актуализация знаний |
Недавно вы проходили тела, вещества, частицы. Скажите, на какие две группы делятся тела? А из чего состоят тела? На какие 3 группы делятся вещества? Верно. А теперь давайте рабочие листы и выполним задание №1. Даны вещества, их надо распределить на 3 группы: твердые, жидкие, газообразные. Записать в столбик. Кто доделал, поднимает руку. Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте. Кто прочитает 1 столбик? 2 столбик? 3 столбик? (Слайд №1) Если все правильно, поставьте +. Если есть ошибки, поставьте –. |
Естественные тела, искусственные тела. Тела состоят из веществ. Твердые, жидкие, газообразные. Выполняют задание 1 в рабочем листе.
Взаимопроверка. |
Постановка учебной задачи |
Посмотрите на картинки (слайд №2). Что изображено на картинках? Каким одним словом можно назвать эти понятия? Как вы думаете, как будет называться наша тема? Да, ребята, наша тема – «Разнообразие веществ». А какую цель мы поставим? Да, цель урока – познакомиться с веществами и их свойствами. Давайте составим план нашего урока. Посмотрите на доску (слайд №3) и продолжите фразы. Я УЗНАЮ, Я НАУЧУСЬ, Я ЗАКРЕПЛЮ. Что вы сегодня узнаете? Чему научитесь? Не все вещества одинаковые, они различны, а значит вы научитесь … Что вы закрепите? Что вы получите с нашего урока? |
Древесина, сода, вода. Вещества. Вещества.
Познакомиться с веществами.
Вещества и их свойства. Различать вещества. Знания. |
Открытие нового знания |
Как вы думаете, какая наука изучает вещества? (Слайд №7) Вещества изучает особая наука – химия. А сколько веществ на Земле? В настоящее время известно несколько миллионов различных веществ. Причем они существуют как в природе, так и созданные человеком, то есть искусственные. Ребята, посмотрите на картинку (слайд №8) и скажите, что это за камень? Дам небольшую подсказку: вы привыкли видеть ее на кухне в виде белых крупинок, а используем ее мы для того, чтобы еда была вкуснее. Это соль (показываю соль). Вы все видели соль. Назовите ее свойства. А какое главное свойство соли? В природе соль встречается в виде камня, который находится под землей, а также она встречается в морской воде и соленых озерах. А далее в процессе переработки мы получаем белые крупинки и называем эту соль поваренной. А как называется вещество, которое очень похоже на соль? Да, по виду сахар и соль очень похожи (показываю сахар). А свойства сахара такие же, как и у соли? Но какое же главное свойство сахара? Получают сахар из сахарной свеклы и сахарного тростника. Вы можете их увидеть на слайде (№9). Также в природе есть и другое сладкое вещество – глюкоза. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок, поэтому глюкозу также называют виноградным соком. На моих руках вы видите белый порошок. Как вы думаете, как он называется? На картинке показано, что он содержится в картофеле (слайд №10). Это крахмал, который получают из продуктов растительного происхождения. Его обычно используют, когда варят кисель. Может, вы знаете главное свойство крахмала? Он без запаха и вкуса. А самая большая группа веществ – это кислоты. На моих руках яблоко и лимон. Какие кислоты содержат эти фрукты? А ещё есть щавелевая кислота (слайд 11). А какое общее свойство этих веществ? Верно, но это не значит, что любую кислоту можно пробовать на вкус, среди них есть и опасные кислоты. Какую опасную кислоту вы знаете? Она есть у каждого на кухне. Верно, ребята. Слайд №12. Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко стали выпадать кислотные дожди. Как вы думаете, используют ли кислоты животные? Используют. Подумайте, для чего нужны им кислоты. Например, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают муравьиную кислоту. Также кислоты содержатся в пчелином яде и в крапиве (слайд №13). Мы с вами познакомились с веществами, а теперь давайте отдохнем. |
Предполагают.
Много.
Соль. Белая, твердая, растворимая. Она соленая.
Сахар. Да. Имеет сладкий вкус.
Крахмал.
Без запаха и вкуса.
Яблочная кислота и лимонная.
Кислый вкус.
Уксусная кислота.
Да/Нет Для защиты от врагов. |
Физминутка |
Ребята, все встали, задвинули стульчики. Давайте сделаем физкультминутку. Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко, легко. Плавно руки вверх подняли, И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали И локтями повращали. Сделали по пять прыжков, И к работе класс готов! |
Повторяют за учителем, делают физминутку. |
Первичное закрепление знаний |
Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Откройте рабочие тетради на странице 25. Наш познавательный попугай составил для вас кроссворд. Вам нужно разгадать его вместе, по парам. Ответы вписывает каждый сам в свою рабочую тетрадь. Если ваша пара закончила работать, поднимаем руку. Я вижу, что все пары закончили работать. По цепочке, начиная с 1 ряда, один человек из пары читает вопрос и ответ. Остальные проверяют.
Молодцы, ребята. Все справились. |
Решают кроссворд в парах, ответы вписывает каждый сам.
Самопроверка. |
Самостоятельная работа |
Ребята, возьмите рабочий лист. Сейчас каждый будет работать самостоятельно. Вам нужно сделать задание 2 в рабочем листе, заполнить таблицу. Заполнять таблицу надо с помощью информации, которую вы получили на этом уроке и текста на странице учебника 41-44. Сначала вы читаете в учебнике про соль, заполняете строку про соль и т.д. Заканчиваем. Кто прочитает про соль? Сахар? Крахмал? Кислоты? Слайд 14. Проверьте, все ли у вас совпало про соль. Если да, рядом поставьте +, если нет -. Сахар, крахмал, кислоты… Молодцы, ребята! |
Читают учебник, самостоятельно заполняют таблицу.
Самопроверка. |
Включение нового знания в систему знаний |
Сейчас я буду читать вам загадки про вещества, а вы должны будете хором назвать ответ.
Но вот опасный для тебя. Меня следует развести, Могу ожог я нанести.
Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
На заводе варился, На столе растворился.
Но и без меня мало едят. Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам сыграть в одну игру. Я вам буду называть тела, то есть названия предметов, а вы мне отвечаете из какого вещества сделано это тело. Например, тело – карандаши, вещество, из которого сделано это тело – древесина. Ручка, стол, окно, мяч, кастрюля, машина, шкаф, кружка. |
Уксусная кислота.
Вода.
Сахар.
Соль.
Пластмасса, древесина, стекло, резина, металл, железо, древесина, стекло. |
Домашнее задание |
Ребята, давайте запишем домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
Рефлексия |
А теперь давайте вернемся к нашему плану (слайд №15). Узнали ли мы о веществах и их свойствах? Научились различать вещества? Закрепили полученные знания? Что на уроке у вас получалось лучше всего? Были ли трудности? Я хочу сказать вам спасибо за вашу работу на уроке, мне было очень приятно. |
Да. Отвечают на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.