Конспект урока окружающего мира
Тема: Семейный бюджет
Цель урока: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.
Задачи:
1) сформировать представления о семейном бюджете;
2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях;
3) воспитывать у обучающихся заботливое отношение к членам семьи.
Ход урока
1.Орг. Момент.
- Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь и смекалка.
2.Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.
- Как называется раздел над которым работаем? (Чему учит экономика.)
- Главная задача экономики? (уд. потребн. людей)
Предлагаю разгадать кроссворд и повторить материал.
1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер).
2. Бумажные деньги? (Купюры).
3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги).
4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения).
5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена).
6. Люди, который коллекционируют и собирают монеты (Нумизматы).
- Какое слово получилось?
- Бюджет.
Кластер (используя понятия составьте схему и расскажите по ней ) - в парах
- Что такое бюджет? (это план доходов и расходов)
- О каком бюджете говорили на прошлом уроке? (государственном) - Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников). - Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. («7Я» - семья). - Образуйте прилагательное от слова «семья». (Семейный). - Попробуйте сформулировать нашу тему урока сегодня. (Семейный бюджет).
- Что хотели бы узнать?(что такое сем. бюдж, из чего он складывается, как прав. вести хозяйство семьи)
3. «Открытие» новых знаний.
- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто? - А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доходы). - А которые расходуют? (Расходы). - Проверим на страницах Самопроверки учебника172 правильно ли мы рассуждаем? (чит) - Сформулируй и запиши определения в Т. с.48. Проверка. Зачит. «Да-Нет». Оцени работу. – А что такое «семейный бюджет»? (варианты предлагают) – Проверка Диск (слушают) исправляют, зачитывают. Работа в Т. С.48 №2 (определи где расходы и доходы) Взаимопроверка. Оцени и обсуди. Зачит. доходы , затем расходы.
4. Физминутка.
5. Работа в группах. Игра «Источники доходов семьи». Ваша группа – это отдельная семья. Выберите «фамилию» своей семьи. Распределите роли (надевают:М,П,Б,Д,С,Д.)
Пенсия бабушки, дедушки |
пособие |
зарплата мамы,папы |
стипендия |
- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов.
- А вы должны внимательно следить и проверить правильность выбора.
(Бабушка – пенсия, папа – зарплата, сын – стипендия, мама – пособие).
Каждая группа знакомит: называет фамилию, членов семьи и доход.
- Молодцы!
Диск?
Игра «Семейный бюджет». Карточка 1.Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия…(«денежки»
Доходы |
Ваш выбор |
|
Зарплата папы |
50 |
|
Зарплата мамы |
30 |
|
Пенсия дедушки |
10 |
|
Пенсия бабушки |
10 |
|
Стипендия старшего сына (дочери) |
5 |
|
Пособие |
4 |
|
Доход вашей семьи: |
|
Выступают, отчитываются.
Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.
Расходы на месяц |
Цена |
Ваш выбор |
Лекарства |
2 |
|
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) |
30 |
|
Одежда, обувь |
10 |
|
Бытовая химия |
2 |
|
Предметы личной гигиены |
2 |
|
Транспорт (автобус, такси) |
4 |
|
Велосипед |
10 |
|
Спортивная (музыкальная) школы, кружки |
5 |
|
Книги, канцелярские товары |
2 |
|
Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) |
20 |
|
Игрушки |
3 |
|
Компьютерная игра |
3 |
|
Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея |
6 |
|
Отдых, поездка |
40 |
|
Расход: |
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Ответы детей (доходы….. и расходы….. сравнивают) - Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Вывод: - Что произойдёт, если… Доходы < Расходы (Дефицит бюджета). Доходы > Расходы (Накопления). Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения). Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. - Что такое семейный бюджет? - Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Обсудите в группе.
Можно ли сэкономить на квартплате? Можно ли сэкономить на продуктах?
Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно ли сэкономить на транспорте?
Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино» Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: - Почему Матроскин поссорился с Шариком? Видеофрагмент (36-37.18)
(израсходовал деньги не по назначению).
Вывод: экономия и расход средств по назначению.
- Посмотрите на слайд и подумайте, о чём будем говорить?
- Могут ли в семье появиться доходы, которые не были запланированы? Карточка «Собери название и дай определение с помощью учебника с 77.» (на доску)
1 гр- прибыль от фирмы
2 гр- гонорар
3 гр- проценты от сбережений
4 гр- лотерейный билет
5 гр.- рента (объяснение на листочке)
Проверка. (Зачитывают и объясняют.)
- Спасибо нашим семьям за работу, приятно было познакомиться.
7. Закрепление.
Тест. Проверка на слайде. Оценивание.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какова тема урока?
- Что такое семейный бюджет?
- Что такое доходы?
- Что такое расходы?
- Что нужно делать для того, чтобы доходов было больше? - Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
- Теперь оцените свою работу на уроке, выбрав понятие
- Все понял. - Ничего не понял. - Интересно. - Скучно. - Однообразно - Запомню надолго. - Отлично. - Неинтересно.
|
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, …… Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальчиков раскрыто, такая у вас оценка.
9. Домашнее задание (на выбор)
– составить бюджет своей семьи на 1 месяц
- Т. с.50 №6 (тв. задание)
-У с.75-78 чит,, отвеч. на вопросы
10. Рефлексия
Наш класс-это тоже семья. У нас есть свой семейный бюджет. Но пока он пуст заполним его и оценим настроение (выходят прикрепляют монеты 1, 2, 5)
Если останется время:
– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.
Больше работаешь – лучше живешь, (Горобцова Аня наизусть)
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути - Урок окончен. Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.