Окружающий мир (12.03.2020 год)
Класс 2 «д» Учитель: Гребнева Ольга Анатольевна УМК «Школа России» А.А.Плешаков
Раздел: «Путешествия»
Тема: «Глобус – модель Земли»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: формирование у детей представления о глобусе как модели Земли
Задачи:
1. Актуализировать знания по теме «Земля имеет форму шара», познакомить детей с глобусом, как моделью Земли, способствовать формированию понятий: «экватор», «меридианы», «параллели», «полушария», «полюса», «воображаемая ось».
2. Развивать познавательные логические УУД через умение анализировать модель Земли и ее окраску, сравнивать глобус и Землю, делать микровыводы; регулятивные УУД через умение работать с учебником: выделять основную информацию, осуществлять самооценку, взаимооценку, ставить учебную задачу; коммуникативные УУД через умение выражать свои мысли устно в соответствии с нормами языка, взаимодействовать в парах, группах
3. Воспитывать чувство бережного отношения к планете Земля, желание узнать что-то новое, чувство коллективизма (личностные УУД).
Планируемый результат:
1. Дети познакомятся с моделью Земли – глобусом, узнают понятия: «экватор», «меридианы», «параллели», «полушария», «полюса», «воображаемая ось»,
2. Дети научится анализировать модель Земли и ее окраску, сравнивать глобус и Землю, делать микровыводы, работать с книгой, выделять основную информацию, выражать свои мысли устно в соответствии с нормами языка, осуществлять самооценку взаимооценку, ставить учебную задачу, взаимодействовать в парах.
3. Дети осознают значение планеты Земля как единого дома для всех.
Средства обучения:
· Экранно-звуковые: презентация;
· Раздаточный дидактический материал: карточки;
· Модель: глобус – Земли;
· Технические средства: ноутбук и медиапроектор;
Оборудование: глобусы, веревка, презентация, материалы для практической работы.
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учителя и обучающихся |
I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
ΙI. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
III.Совместное формулирование темы и цели урока
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в паре
Индивидуальные сообщения
Практическая работа в группах
Работа в группах
Индивидуальные сообщения
III. Этап обобщение информации. Закрепление.
IV.Сценка на экологическую тему
V. Итог урока.
VI. Оценка работы на уроке . VII.Информация о домашнем задании
VIII.Рефлексия
|
Прозвенел звонок веселый, Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Ребята, сегодня у нас гости. Они будут внимательно наблюдать за вами. А вы поведаете им, что уже знаете об окружающем мире. На уроке нам предстоит открыть новые знания. Девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!» А помогут нам в этом сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.
- Давайте представим, что мы находимся в космической лаборатории. И теперь вы не ученики, а научные сотрудники. Я предлагаю начать наши исследования. - Посмотрите на слайд, назовите предметы (самолет, машинка, кукла). Давайте поразмышляем! - Чем похожи эти предметы на настоящие? (похожи – формой) - Чем они отличаются от настоящих? (отличаются размером) - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Например, вот модель ракеты, на которой мы с вами будем путешествовать. Заметили у неё 3 цвета иллюминаторов, они помогут нам оценить, как вы справляетесь с заданиями исследований на всех этапах урока. Зелёный – справился отлично, желтый –хорошо, но не всегда, красный – нужна помощь, не справляюсь сам. - Итак, как вы понимаете значение слова – модель (модель – уменьшенное изображение предмета в несколько раз) -А существует ли модель нашей планеты? - Отгадайте загадку: Он Земли изображение - Так называется предмет, который стоит у вас на партах? На что похож глобус? (на Землю) - Сформулируйте тему нашего урока. ( Глобус – модель Земли) Придумайте вопросы, которые помогут раскрыть тему нашего исследования. При составлении вопросов вы можете воспользоваться опорными словами: Что… Как … Какие… О чём… 1. Что такое глобус? 2. Как устроен глобус? 3. О чем может рассказать глобус? 4. Какие бывают глобусы? - Молодцы! Вы составили план нашего исследования. Какими методами сбора информации вы будете пользоваться. Пожалуйста, выберите карточку с нужным словом и прикрепите к доске. (Наблюдать, читать, искать, думать, слушать, рассуждать) - Скажите, где мы можем взять информацию о глобусе? (Учебник, энциклопедия, интернет, в библиотеке, спросить у взрослых)
1) «Что такое глобус?» - Хорошо! Вот такое задание было дано нашим первым исследователям. Артем и Варя должны были найти информацию о глобусе и рассказать нам, что обозначает это слово, откуда оно произошло. Сообщения заранее подготовленных учащихся А. Глобус – это латинское слово, оно означает шар, шарообразный, круглый (Энциклопедия) В. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты (Справочник) А.Посмотрите на слайд. Это древнейший глобус. Один из первых глобусов. Он был создан греческим ученым Кратесом во втором веке до нашей эры. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. . В. В Европе первый глобус появился 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Она в то время еще не была открыта. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор этот глобус хранится в одном из музеев Германии. - Спасибо, друзья, за полный ответ на первый вопрос нашего исследования «Что такое глобус?»
2) Второй вопрос нашего исследования «Как устроен глобус?» Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю ещё раз рассмотреть глобус и определиться, во всем ли он похож на Землю? Чем модель Земли – глобус - отличается от планеты Земля? Для исследования я предлагаю вам текст – описание глобуса. Работаем в паре. Найдите 5 отличий по тексту. Выпишите их ниже. Текст: Глобус – это уменьшенная модель Земли, на которой нанесены очертания суши и воды. Глобус может быть сделан из разного материала. Внутри модели находится стержень- ось, которая помогает совершать вращения. Глобус стоит на подставке под наклоном. На глобусе нарисована сетка. Дети находят отличия: 1.Глобус может быть сделан из разных материалов 2. Глобус стоит на ножке и его можно вращать 3. Внутри глобуса находится ось, которая помогает совершать движения 4. Глобус стоит на подставке под наклоном 5. На глобусе нарисована сетка У : Как вы думаете, почему модель Земли – глобус сделали вращающимся? Д: Глобус вращается потому, что Земля тоже вращается вокруг своей воображаемой оси. У: Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси? (Происходит смена дня и ночи) У: Пришло и нам время сменить свой вид деятельности, немного отдохнуть. Физминутка. На
ноге стоит одной, У: Наше исследование продолжается, и сейчас своими наблюдениями по вопросу «Как устроен глобус?» с нами поделятся исследователи Женя, Захар и Арсений. (С опорой на демонстрацию глобуса, ученики – исследователи рассказывают о своих наблюдениях) Женя : Рассматривая глобус, мы заметили, на нем нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное. Захар: Еще есть Северный полюс - самая северная точка нашей планеты и Южный полюс – самая южная точка Земли. Арсений: На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии. Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». У: Ребята, вращая глобус, мы видим, что каждая точка Земли движется по кругу. Возьмите веревочку и с ее помощью найдите самый длинный путь на глобусе. Прочтите на название этой линии. (Эта линия называется ЭКВАТОР.) Длина экватора составляет 40 тысяч километров. 3) Наше исследование продолжается и следующий вопрос «О чем может рассказать глобус?» У: Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы. Формирование понятий «океан», «материк». У. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета» - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) У. - Что обозначают цвета на глобусе? Д. Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд. У. - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками или континенты. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. Работа в группах. У. - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю. Задания для работы в учебнике на стр. 73 Задания группам 1 ряда: Найти на глобусе огромные водные пространства – океаны и записать их названия 1). Найдите на глобусе океаны и назовите их. 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.) Задания группам 2 ряда: Найдите на глобусе материки, назовите их . 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________ 6. _______________ Задания группам 3 ряда: Найдите на глобусе нашу страну. Запишите на каком материке она расположена. ______________________________________________ Назовите самый большой и самый маленький материк ______________________________ - В учебнике на «Страничках для самопроверки» проверьте свои знания, полученные с помощью глобуса. Проверка работы. Оценка 4)Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли исследователи Максим, Софья, Матвей и Василий 1. Глобусы – “моряки” . Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. 2. Кроме таких тружеников были “глобусы - щёголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. 3. Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. 4. «Глобусы – великаны» В Москве, в историческом музее хранится глобус, подаренный Петру I , его диаметр 3 метра 50 см. Снаружи на нём изображена поверхность Земли, а внутри - звёздное небо. В этот глобус могут войти одновременно 10-12 человек. А в Париже хранится громадный глобус диаметром 12 метров (с четырёхэтажный дом), изготовленный в 19 веке. У. Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. У. Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Как вы понимаете это сочетание «белые пятна» Дети читают из словаря: 1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют территории, о которых люди либо ничего не знают, либо знают очень мало, потому что там никто не бывал. На парте у каждого из вас есть подходящие по смыслу слова, ваша задача их быстро найти и вставить. Итак, вы готовы? Игра « Гонка за лидером» начинается! Модель Земли - _______ . Это слово в переводе с латинского означает_____. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков.. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________! (Учитель в быстром темпе читает предложения , дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ЭКВАТО ,ПАРАЛЛЕЛИ , МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ) На эту тему наши исследователи приготовили для вас
стихотворение. Инсценировка
учениками стихотворения Е. Шкловского "Ты береги нас". (Мы на ней живём, надо оставить её тем, кто будет жить после нас) У.Молодцы Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке. Домашнее задание на выбор: 1)уметь показывать на глобусе материки и океаны. 2) подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока. 3) стр. 73 задание № 4. Используя глобус, придумать маршрут кругосветного путешествия. Наш урок подходит к концу. И чтобы узнать насколько удачно он прошёл, предлагаю выполнить последнее задание. Ребята, прочитайте на экране половинки фраз, выберите одну и продолжите фразу и продолжите её. Сегодня я узнал… Было интересно…. Было трудно… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… - Спасибо, за урок. Всем юным исследователям желаю дальнейших открытий и побед!.
|
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слово МОДЕЛЬ на доске Картинка ракета на доске
Слово глобус на доске
Слово Земля на доске
Слайд № 4 Глобус – модель Земли
Вопросы на доске План работы на доске.
Методы исследования на доске
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Оцените сообщения наших исследователей (зеленый кружок)
Слайд № 8
Оцените свою работу над текстом (Зеленые кружочки)
Слайд Слова на доске; экватор Северное полушарие Южное полушарие Северный полюс Южный полюс
Меридианы Параллели Оцените работу наших исследователей (зеленые кружки)
Слайд
Видео «Земля – планета»
Слайд диаграмма
Слова на доске: Океаны Материки Континенты
Оцените свою работу (зеленые кружочки)
слайд
слайд
слайд
слайд
Оцените свою работу (зеленые кружочки)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.