Программа: УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова)
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Цель урока: к концу урока учащиеся должны иметь представление о распространении воды в природе, значении для растений, животных, человека, свойствах воды.
Задачи урока:
образовательная: экспериментальным путем выявить состояние воды
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
осознают значение воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
При построении урока реализуются дидактические принципы:
· принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· принцип связи теории с практикой.
Методы и приёмы:
словесные: беседа, инсценировка;
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор, диск с презентацией, , тест, глобус
у учащихся: учебник, рабочая тетрадь, тест, атрибуты для опытов, цветные карандаши
Предварительная работа: инсценируют сценку
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что воду нужно использовать бережно, не тратя ее напрасно, усвоить предназначение воды, свойства воды
Ход урока
Этапы урока |
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
1. Орг. момент |
|
Вы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Работать как …(старательно), А слушать как ...(внимательно) Если хочешь отвечать, Руку не забудь поднять. Если спросят, надо встать, Громко, чётко отвечать. - а теперь возьмитесь за руки и передайте частичку своего тепла и хорошего настроения друг другу. |
Проверить готовность к уроку
Приветствие одноклассников. |
Организация рабочего места |
|
2. Актуализация знаний |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
- О чём мы говорили на прошлом уроке? -Какой вывод сделали? -Проверим, как вы усвоили материал. Проведём тест: 1. Отметь верное утверждение: А воздух не относится к природе Б воздух-часть живой природы В воздух-часть неживой природы 2. Воздух нельзя А услышать О увидеть И почуствовать 3. Какое из этих транспортных средств не загрязняет воздух? Г автобус Д велосипед Ж автомобиль 4. Что нужно сделать, чтобы воздух в городе был чистым? А больше сажать зелёных насаждений Б разводить костры, сжигать мусор В вырубать кусты и деревья |
Ответы детей.
Чистый воздух- основа жизни. Приложение 1
В
О
Д
А |
Метапредметные результаты: Коммуникативные результаты: Оформлять свои мысли в письменной форме.
Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности. Формирование основ экологической культуры |
|
3. Самоопределение к деятельности(постановка проблемы, формулирование темы и целей урока ). |
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 |
-Сверьте свой результат с эталоном. Оцените свою работу.( на листках самооценки) -Если вы правильно ответили на вопросы теста, то узнаете тему нашего урока. -Так какая же тема нашего урока? -Откройте учебники на с. 52 и прочитайте тему урока. -Что вы уже знаете о воде? - А что бы вы ещё хотели узнать о воде? -На какие вопросы вы бы хотели услышать сегодня ответ?
-Предположите, какие учебные задачи поставим перед собой? Я предлагаю ещё ответить на вопросы…, если назовут не все. (Открываются тучки с этапами урока:
-Прочитайте задачи урока на экране. (Я предлагаю ещё ответить на вопросы…, если назовут не все. (Открываются тучки с этапами урока: 1. Вода в природе. 2.Значение воды для растений, животных и человека. 3. Свойства воды. 4.Охрана воды. 5.Проверь себя.
-Прочитайте задачи урока на доске.
-Откуда мы можем получить информацию? |
Ответы детей.
-Вода.
Работают с учебником. Ответы детей.
-Какую роль играет вода для всего живого? -Какая бывает вода?
Ответы детей.
Предположения детей.
Ответы детей.
|
Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи). Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Слушать и слышать друг друга. Оформлять свои мысли в устной форме. Вступать в диалог. Умение взаимодействовать. |
|
4.Решение проблемы-открытие новых знаний (решение учебных задач)
5. Физминутка. |
Слайд 8
Слайд 9
|
Вода- самое распространённое вещество на земле. Трудно найти на Земле место где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. -А почему без воды нам не прожить? -Рассмотрите фотографии в учебнике на с. 52. Подумайте и скажите, какую роль играет вода в нашей жизни? -Взгляните на глобус.( у каждого ученика глобус). Раскрутите глобус. Какого цвета больше всего на нём? Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны на нашей планете. Если соединить всю воду в одно место, а сушу в другое, то посмотрите на экран что получится (соотношение воды и суши). -Какой вывод можно сделать? -А какая вода в морях и океанах? - А какую воду использует человек? - Посмотрите на схему соотношение пресной и солёной воды. Какой вывод можно сделать? -Кто может ответить, что является источником пресной воды?
-Для чего мы используем воду? Правы вы или нет, давайте проверим, выполнив задание: -В парах ответьте на вопрос с помощью учебника стр. 52:
- Для чего мы используем воду?
Вспомните свои ответы, правильно ли вы предполагали, для чего мы используем воду? Вывод: Вода наш друг и помощник. Без воды не приготовить лекарство, не замесить тесто – ничего не сделать без воды. к речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брас Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтёрлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой и отправились домой. |
Высказывают свои предположения.
-Голубого. -Голубым на карте изображают воду.
Ответы детей.
Воды на земном шаре больше чем суши. Солёная. Пресную.
Пресную воду надо беречь, её очень мало.
Реки, озёра, родники, подземные ключи.
Ответы детей (перевозка пассажиров и грузов, для мытья тела, посуды, употребление в пищу, для отдыха на воде, с помощью гидроэлектростанций получаем электроэнергию)
Выполняют упражнения. |
Преметные результаты: Значение воды, бережное отношение к ней. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Поиск и выделение необходимой информации. Умение наблюдать и делать выводы. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные результаты: Способность к мобилизации сил и энергии. Личностные результаты: Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах |
|
6.Открытие нового знания(продолжение)
|
Слайд 10
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 |
-Ребята, а хотите узнать больше о воде? Перед нами сегодня откроется новая страничка знаний. -Предлагаю наш класс на время превратить в научный центр – лабораторию. -Кто знает, что такое лаборатория? -Кто занимается исследованием? -Кто такие исследователи?
-Что будет предметом исследования? -Напомните мне как ведут себя в лаборатории? -Работать вы будите в группах. -Давайте поставим задачи, которые нам предстоит решить в ходе исследования? -Какие у вас возникают вопросы, глядя на воду в колбе? -Много задач надо решить, за дело. -Начнём наше исследование. Тема: свойства воды. 1.Первое свойство Цвет Ответьте на вопрос: Какого цвета вода? -А сейчас проверим. У вас на партах находятся стаканчики с жидкостями, №1 и №2 . Поставьте перед собой два пустых стакана. Налейте жидкости из стаканов №1 и №2. -Что вы налили? Давайте сравним две жидкости? -Какое свойство воды мы только что открыли? 2.Свойство Прозрачность. Возьмите карандаш и приложите его с другой стороны стаканчиков с водой и молоком. -Что вы заметили? -Что значит прозрачная? -В словаре прозрачность описывается как способность пропускать свет. -Какой вывод можно сделать? 3.Свойство Запах. На столе: стакан с водой, лимон. -Понюхайте лимон, а затем стакан с водой. -Какой вывод вы можете сделать? 4.Свойство. Вкус. На столе: стан прозрачный 3 шт., лимон, сахар, вода. -Возьмите 3 стакана, налейте в них воду. -В первый выдавите сок лимона, во второй положите кусочек сахара и помешайте, в третьем только вода. -Попробуйте на вкус жидкости из всех трёх стаканов. -Что вы можете сказать о вкусах данных жидкостей? -Какой вывод можно сделать? 5. Свойство. Растворитель. -Посмотрите, что произошло с сахаром? -Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ. -Итак, на какой вопрос вы сейчас ответили?
- О каких свойствах вы узнали?
|
Лаборатория- это научный центр, где проводят исследования. Исследователь- это человек, который занимается научной деятельностью. Вода. Ответы детей.
-Какого цвета вода? -Чем пахнет вода? -Какая вода на вкус?
Ответы детей.
Вода без цвета.
Ответы детей. Высказывают мнения.
Вода прозрачная.
У воды нет запаха.
Нет запаха.
Нет вкуса
Ответы детей.
Вода без вкуса.
Растворился.
Вода- растворитель для некоторых твёрдых веществ.
Свойства воды. Вода без запаха, бес цвета, без вкуса. Является растворителем для некоторых твёрдых веществ.
|
Предметные результаты: Свойства воды. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Поиск и выделение необходимой информации. Умение наблюдать и делать выводы. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности. Развитие умения контролировать свою работу.
|
|
7.Физкультминутка
|
«Весёлая зарядка»-музыка
|
Организует проведение физкультминутки. |
Выполняют упражнения
|
Личностные результаты: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни |
|
8.Открытие нового знания. (Продолжение работы по теме).
9. Первичное закрепление..
|
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
|
-Мы с вами уже говорили о том, что всем живым существам на планете необходима вода, а для некоторых из них вода является домом, н-р, для рыб. Без воды не прожить ни одному живому существу на планете. -К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. - От чего же? -Я предлагаю вам посмотреть сказку «Экологическую драму». Сказка исключительная, поучительная. Рыбак: Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил На Салым я поспешил Леску в воду опустил Друзья: Ну и что, поймал? Рыбак: Поймал! Друзья: Какую? Может, рыбку золотую? Рыбак: Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь! Пескарь: В речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало. Рыбак: Что с твоим речным народом? Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая! Рыбак: Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей. -Грустная сказка, но быль не радостней. -Всему живому на земле нужна вода, а особенно чистая вода. При недостатке воды работа организма нарушается. Потеря воды опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды только несколько дней, так как в воде растворяются важные вещества, необходимые для работы организма. -В учебнике на с.53 рассмотрите фотографии, объясните, отчего загрязняется вода? -Как ещё человек загрязняет воду? -Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать для того, чтобы вода была чистая?
(Проблемная ситуация) -А сейчас я хочу пригласить вас на прогулку к озеру. -Посмотрите, что скажите? -Хочется вам отдохнуть на берегу такого озера? Почему? -Кто и что загрязняет водоёмы?
-Помните, что запасы пресной воды на земле не велики. Мы должны не загрязнять водоёмы и расходовать воду в школе и дома экономно. -Что значит экономно? - Ребята, как вы думаете смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Итоговое обобщение. -Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. -Заполните таблицу «Свойства воды». Сверьте свою работу с эталоном. На листках самооценки оцените свою работу. -Ребята, вы- настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа: -вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения. И как результат – открытие нами свойств воды. Молодцы! Спасибо вам, ребята за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. |
Подготовленные дети инсценируют сказку.
Не сбрасывать мусор в водоёмы. По возможности очищать от мусора берега рек, озёр. Не уничтожать растения, обитателей водоёмов. Сажать деревья около водоёмов. Ответы детей. - Озеро грязное. -Здесь неприятно находиться.
- Фабрики, заводы, человек.
Приложение 2 Самостоятельно заполняют таблицу. |
Предметные результаты: Свойства воды. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Поиск и выделение необходимой информации. Умение наблюдать и делать выводы. Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности. Развитие умения контролировать свою работу.
Предметные результаты: Значение воды для животных, растений и человека. Метапредметные результаты: Познавательные результаты: Выдвижение предположений. Коммуникативные результаты: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Личностные результаты: формирование основ экологической культуры
Предметные результаты: Значение воды. Коммуникативные результаты: Слушать и слышать друг друга; Личностные результаты: Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
|
|
10. Рефлексия учебной деятельности. |
Слайд 17 |
-На столах у вас лежат фишки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите зелёную фишку. Если не очень довольны собой, поднимите жёлтую фишку. Кто желает рассказать? (2 человека). -Кто может сказать для чего нам могут пригодиться знания, которые мы получили сегодня на уроке?
|
Высказывают своё мнение.
|
Познавательные: Формирование самостоятельности, ответственности, познавательной активности. Регулятивные: Контролировать свою деятельность |
|
11.Домашнее задание. |
Нарисовать любой водный пейзаж, с.52-55 учебника прочитать и ответить на вопросы. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.