«Ориентирование на местности»
Цель: формирование умения ориентироваться на местности с помощью компаса, солнца и природных признаков, научить использовать полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
ü формировать знания о том, что такое компас, его устройстве и правилах работы с ним;
ü научиться определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам;
ü продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся;
ü совершенствовать умения применять знания на практике;
ü воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
· понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической;
· переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную;
· способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
· умение наблюдать и сопоставлять.
Регулятивные УУД:
· способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;
· осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;
· осуществлять контроль и оценку результатов.
Личностные УУД:
· принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений;
· желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия;
· готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия;
· принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные УУД:
· умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
· умение выражать в речи свои мысли и действия;
· умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, предметные иллюстрации с изображением солнца, звёзд, компаса, муравейника; конверты с разрезными картинками для работы в группах; письмо в конверте, копии письма для работы в парах; карточки с индивидуальными заданиями двух видов, карта сокровищ, сундучок с угощением, пятерки, жетоны для рефлексии.
Ход урока
1. Оргмомент
- Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится! Я умею делать все!».
- Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной. Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.
2. Актуализация знаний
- Прежде чем мы узнаем что-то новое, я хочу предложить вам выполнить вот такое задание. Перед каждым из вас на столе лежит лист с изображением схемы. Что это за схема? (Это роза ветров. На ней указаны стороны горизонта)
- Давайте вспомним, что такое «горизонт», «линия горизонта» (дети отвечают)
(Горизонт – земная поверхность, которую мы видим. Линия горизонта – граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью)
- Сейчас вернемся к схеме. Что на ней показано? Схема неполная. Догадайтесь, каким будет ваше задание? (Нужно дополнить розу ветров, указать стороны горизонта, которых не хватает на схеме)
- Можно приступать к выполнению задания.
- Сейчас мы проверим, правильно ли вы дополнили розу ветров.
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, справился ли он с заданием. Изображение правильной розы ветров вы видите на доске. (Учащиеся выполняют взаимопроверку)
- Молодцы!
- Итак, мы немного освежили наши знания и готовы к дальнейшей работе.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности
- Друзья, сегодня у нас необычный урок. Обычно на уроке окружающего мира вы узнаете что-то новое для себя. А сегодня мы не только узнаем кое-что новое, но и постараемся использовать это новое знание для нахождения клада.
- Скажите, кто всегда прячет клады? (Клады прячут пираты)
- А вот сегодня роль пирата сыграю я. Конечно, я не буду привязывать себе деревянную ногу и сажать на плечо попугая. Я поступлю иначе.
- Что помогает кладоискателям найти заветный сундук с сокровищами? (Карта сокровищ)
- Моё сокровище надежно спрятано. Но для вас я нарисовала карту, которая поможет отыскать то, что спрятано. Вот только просто так я вам эту карту не покажу. Нужно будет выполнить мои задания (а они будут сложными, уж я постаралась). При выполнении каждого задания будет открываться часть карты. Пройдя все испытания, вы увидите карту полностью и сможете найти то, что я спрятала.
- Готовы ли вы к приключениям и трудным заданиям? Тогда – вперед!
- Но помните: сперва – новое знание, потом – задания, и только потом – сокровище в награду.
- А чтобы получить новое знание - отгадайте мои загадки.
1) Ну - ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
2) Вдоль небесных дорог
Раскатился горох.
Грач полетел, склевать захотел,
Как ни тянулся – ни с чем вернулся. (Звезды)
3) Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион! (Муравейник)
4) В кармане моём —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг. (Компас)
- Попробуйте-ка догадаться: что общего у всех этих объектов? (Дети высказывают свои предположения. Если они верны, учитель предлагает подтвердить догадку. Если неверны – узнать, что объединяет все эти предметы).
- Все, о чем мы говорили сейчас, нужны для определения сторон горизонта и ориентирования на местности.
4. Подведение к теме урока. Постановка целей
- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?
- Предположите, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Откройте учебники на с.74 и прочитайте тему сегодняшнего урока (Ориентирование на местности)
- Верно. Что узнаем сегодня? Над чем будем работать?
- Раз уж вы так ловко отгадали все мои загадки – так и быть, кусочек карты я вам открою. И идем дальше.
5. Работа по теме урока
- Для начала нужно разобраться, что же такое ориентирование, да еще и на местности.
Ориентирование – это определение своего местонахождения относительно сторон горизонта.
Ориентирование на местности – это определение местонахождения по местным признакам (солнцу, звездам, муравейнику и т.д.)
1) ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО КОМПАСУ
- А теперь представьте себе такую ситуацию.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
- Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. "Ау!" - закричали мы. Но никто не отозвался.
- Что делать? (Нужно посмотреть на компас)
- Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта)
- Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус (картинка с названием частей компаса в учебнике или на карточке)
- Кто-нибудь знает, как им пользоваться?
- Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на с.75. Прочитаем правила по цепочке.
- А сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их.
Фамилия,
имя _______________________________________________________________ Инструктивная карточка Ход работы: 1. Положи компас на ровную поверхность 2. Оттяни предохранитель и подожди,
пока стрелка остановится 3. Повернуть компас так, чтобы синий
конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю. 4. Определи направления сторон
горизонта для доски, двери и окна 5. Запиши результаты в таблицу Предмет Сторона горизонта Доска Дверь Окно 6. Поставь стрелку на предохранитель
- Что нужно сделать сначала?
- Кладем. Что необходимо сделать далее?
- Выполнили. Как будем действовать далее?
- Теперь мы готовы определить направления сторон горизонта для доски, двери и окна.
- Молодцы. Вы все отлично справились с работой. Компас помог нам добраться до большого дуба. (Собираю компасы)
- Так как с заданием справились очень хорошо, то вы получаете еще один кусок карты (отдаю еще один кусочек карты)
2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ
- Компас, конечно – хороший помощник. Но, что делать, если компаса с собой нет? (Дети предполагают)
- Правильно. Можно ориентироваться по небесным светилам – солнцу или Полярной звезде. Но и они не всегда видны на небе. А если погода пасмурная – что же, нам не удастся выбраться из леса? (Предположения детей)
- В глубокой древности, когда люди еще не придумали компас, они умели находить дорогу домой по разным ориентирам, потому что были очень наблюдательными и любили смотреть по сторонам и все интересное замечать.
- Однажды они заметили, что мох на пнях растет с холодной – северной стороны. (картинка) И использовали этот признак для ориентирования. Это и понятно. Ведь мох – холодолюбивое, северное растение. Вот он и выбирает прохладное место.
- И грибы на стволах деревьев тоже растут с северной стороны.(картинка)
- А еще ветви деревьев в лесу с южной и северной стороны отличаются – как вы думаете, чем? Конечно, длиной. С теплой, южной, стороны ветки растут быстрее. (картинка)
- А вот вам еще одна хитрость: на кусте шиповника или лесной малины ягоды быстрее зреют – как вам кажется, с какой стороны? Правильно, тоже с южной. Солнышко там припекает сильнее, ветер дует тёплый – вот ягоды и краснеют быстрее. (картинка)
- Если в полдень встать лицом с солнцу, это будет юг, значит со стороны спины – север, слева – запад, справа – восток. (картинка)
- Давайте вернемся к нашим отгадкам. Догадались ли вы, для чего нужен муравейник заблудившемуся путнику?
- Дело в том, что склоны муравейника неодинаковые. Южный склон более пологий, а северный - более крутой. Это нужно для того, чтобы муравейник лучше прогревался солнцем. (картинка)
- Да и сам муравейник муравьи строят почти всегда с южной стороны дерева – так муравьишки получат больше света и тепла. (картинка)
- Все эти природные приметы – муравейники, ветки деревьев, ягоды, сугробы, мох на пнях – называются местными признаками. А определение сторон горизонта по этим признакам – ОРИЕНТИРОВАНИЕМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ. Наблюдательность и знание местных признаков помогут вам найти дорогу домой. Но необходимо соблюдать два очень важных правила.
Первое: нужно точно знать, в каком направлении находится ваш дом. Тогда вы будете знать, в каком направлении вам двигаться.
Второе: не стоит определять сторону горизонта только по одному местному признаку. Их обязательно должно быть несколько – чтобы исключить ошибку. Итак, повторим еще раз все местные признаки.
- Предлагаю вам проверить себя. У вас на столах лежат карточки с изображениями местных признаков. Рассмотрите их и обозначьте на рисунках правильные стороны горизонта. Вписывайте букву в пустое окошко. Каждый работает самостоятельно, не подсказывает соседу и не смотрит в его карточку. (Карточки для выполнения заданий)
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте, правильно ли он выполнил задание. Эталон выполнения задания вы видите на доске.
- Задание выполнено. Открываю ещё одну часть карты сокровищ.
6. Закрепление знаний
- Ребята, каких знаменитых путешественников вы знаете?
- Нам пришло письмо от знаменитого путешественника и выдумщика барона Мюнхгаузена. Хотите прочитать его? Я подготовила для вас несколько ксерокопий этого забавного письма. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Заодно и проверим, какие вы дружные. Письмо Мюнхгаузена, как и все его истории, содержит ошибки. Вам обязательно что-то покажется странным и даже неправильным в его письме. Вы должны найти и исправить все ошибки барона. Но не орфографические, а географические. Задание ясно? Приступайте.
Текст письма
Летом мы ходили в поход. Мы вышли из дома ровно в полдень и пошли на север. Яркое солнце светило нам в лицо, и мы свернули в лес. В лесу было прохладно, влажный мох покрывал пни деревьев с южной стороны. Мы повернулись лицом к северу и пошли направо – на запад. По дороге мы увидели муравейник. По его крутому южному склону бегали хлопотливые муравьи. На привале нам удалось полакомиться спелой малиной. Алые ягоды росли на северной стороне куста. Они были очень вкусные.
Текст письма с исправленными ошибками
Летом мы ходили в поход. Мы вышли из дома ровно в полдень и пошли на север. Яркое солнце светило нам в спину, и мы свернули в лес. В лесу было прохладно, влажный мох покрывал пни деревьев с северной стороны. Мы повернулись лицом к югу и пошли налево – на запад. По дороге мы увидели муравейник. По его крутому северному склону бегали хлопотливые муравьи. На привале нам удалось полакомиться спелой малиной. Алые ягоды росли на южной стороне куста. Они были очень вкусные.
- А теперь проверим вашу внимательность и сообразительность. Очень не хотелось бы, чтобы вы оказались такими же незнайками и путаниками, как барон Мюнхгаузен. Что ж, проверим, как вы справились с этим заданием.
- Молодцы! Для вас открыта ещё одна часть карты. Осталось совсем чуть-чуть – и вы у цели. Работаем дальше.
Задание «Собери картинку»
- Вам предстоит выполнить последнее, самое сложное задание. А чтобы облегчить вам задачу, предлагаю поработать дружно – в группах. Распределитесь на группы. Задание такое: из рассыпавшихся частей собрать картинку. На ней изображен один из местных признаков. Будьте внимательны: я приготовила для вас ловушки. Не попадитесь в них! Приступайте.
(Дети выполняют задание, складывают картинки. Когда работа будет завершена, должны заметить, что стороны света на картинках указаны неправильно, и исправить, обосновав свое решение)
- Отлично! Последнее задание выполнено. Открываю последнюю часть карты.
- Кто-нибудь догадался, где же спрятано моё сокровище?
- Угощайтесь. Шоколад – для подкрепления сил, ведь вы много потратили их за все время, пока выполняли задания. А это – ваши оценки за старание и труд. Вы поставите оценки себе сами. Кроме средства для восстановления сил, в шкатулке есть еще фигурки. Вы поставите себе сейчас оценку, в зависимости, от своей работы на уроке. (Прочитав карту, дети находят сокровище, и открывают шкатулку. В шкатулке – угощение и фигурки для оценки)
Критерии самооценки:
1. Активная работа на уроке (ответы на вопросы, беседа с учителем)
2. Работа в группе (помощь своим товарищам по группе, работа по заданиям)
3. Дисциплина на уроке
Оцените себя – поставьте на обратной стороне жетона оценку за свою работу на уроке – и вложите жетоны в шкатулку. В ней будут храниться ваши самые честные оценки.
7. Итог урока. Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок? В чем были затруднения? Что не получилось? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось?
- Какие местные признаки ориентирования запомнили?
- На доске висит плакат с деревом, чего на деревьях не хватает? (Листьев)
- У вас на столе лежат листочки: красные, желтые, зеленые. Выберите листочек, который соответствует вашей работе на уроке.
Зеленый – все хорошо, я молодец, все понял!
Желтый – я молодец, но некоторые моменты остались непонятны»
Красный – ничего не понял!
8. Домашнее задание
с.74-77 читать, прочитать тему урока, написать 3 народных приметы определения сторон света (отличные от примет в учебнике), заполнить таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.