Конспект урока окружающий мир 2 класс "Семья"

  • docx
  • 19.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока окружающего мира 2 класс.docx

 

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Вишнякова Анастасия Юрьевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания

 

Тема

Что такое семья

Цель

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи

·         Образовательные:

Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «поколение».

Способствовать формированию понимания значимости семьи.

Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.

 

·         Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.

 

·         Развивающие:

Развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы, интерес к окружающему миру.

Развивать речь, внимание, мышление, память, воображение.

 

 

УУД

·     Личностные УУД:  

Самостоятельно определять и высказывать общие правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, соблюдать этические нормы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

 

·      Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

·      Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

 

·     Познавательные УУД:

Находить необходимую информацию как в учебнике.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемые результаты

·         Предметные:

научатся объяснять, что такое семья, поколение, родословная, семейные традиции и ценности;
учащиеся осознают ценность каждого члена семьи;

научатся отбирать материал для рассказа о своей семье и делать выводы из изученного материала.

научатся характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения;

·         Личностные:

      развивают логику, мышление, коммуникативные возможности, умение анализировать, оценивать;              

      повышается интерес к учебному материалу, окружающему миру.

      умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

      контролируют и оценивают свою работу и ее результат.

 

·         Метапредметные:

научатся извлекать информацию из источников, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес;

научатся выполнять задания по инструкции, планировать свою работу, осуществлять рефлексивно- оценочную деятельность; 

научатся приходить к общему решению в совместной деятельности, слышать и слушать друг друга, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию.

   

Основные понятия

Семья, члены семьи, поколение, семейные ценности, традиции, генеалогическое древо, родословная

Межпредметные связи

Литература, история, русский язык

Ресурсы:

·   основные

·   дополнительные

 Презентация, раздаточные материал: карточки

Формы урока

 фронтальная, парная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

           I.            Организационный этап

11:20-11:22

 

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Анастасия Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

       II.            Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
11:22-11:30

 

Давайте узнаем, о чем мы сегодня будем говорить. Для этого вам необходимо отгадать ребус. Кто знает ответ – поднимает руку.

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

 

С чем у вас ассоциируется слово семья?
Что же такое семья?
Чем семья отличается от другой группы людей?
Зачем человеку нужна семья? 

А сейчас давайте узнаем определение слова «семья» из словаря:

 

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

 

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 

Большой энциклопедический словарь:
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ - это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

 

 

 

Семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Читают определения на доске.

    III.        Актуализация знаний

11:30-11:40

 

Давайте вспомним как мы называем членов нашей семьи. Сейчас на доске будут появляться фигуры и описание, а вам необходимо будет вспомнить их название.

 

Бабушка, дедушка, внук, внучка, тетя, дядя, двоюродный брат, двоюродная сестра, племянник, племянница свекровь, зять.

 

В большой семье вместе живут люди разного возраста, то есть разных поколений.

Поколение — это люди одного возраста, живущие в одно время.

·         Дети (брат и сестра) относятся к младшему поколению;

·         мать и отец (их родители) относятся к среднему поколению;

·         дедушка и бабушка (родители матери и отца) — к старшему поколению.

Люди одного поколения НЕ всегда являются родственниками. Приведите пример такого поколения.

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например:

учащиеся одного класса относятся к одному поколению.

    IV.            Первичное усвоение новых знаний

11:40-11:50

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю. Вам необходимо соединить перепутанные части пословиц: их начало и конец.

 

·         В гостях хорошо, а дома лучше.

·         В дружной семье и в холод тепло.

·         Семья в куче, не страшна и туча.

·         Вся семья вместе, так и душа на месте.

·         Где семья дружна, не страшна беда.

·         Семьей дорожить – счастливым быть.

·         Человек без семьи, что дерево без корней.

 

Все эти поговорки относятся к счастливой семье. А в счастливой семье царит гармония, взаимоуважение, доброта и понимание.

Сейчас я каждому раздам «Домик семейных ценностей» и вам необходимо будет в парах- со своим соседом по парте, заполнить этот домик ценностями, которые вы считаете важными в вашей семье. У этого домика есть стены, пол, потолок и крыша. В каждую ячейку вы можете записать одну ценность. Будьте внимательны, потому что на доске могут быть ложные слова.
Слова: дети, забота, ненависть, дружба, болезнь, ссора, терпение, радость, уважение, доверие, любовь, вражда, дом, поддержка, здоровье, злоба, добро, тепло, счастье, уют, ответственность, недоверие, понимание, спокойствие, ложь, поддержка.



 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на бумаге в парах.

        V.        Первичная проверка понимания
11:50-12:00

 

В каждой семье есть свои традиции, совместные увлечения, особые даты.

Рождение ребёнка в любой семье — это большой праздник.


Родители дают новорожденному ребёнку имя, чтобы обращаться к нему. Но могут быть люди с таким же именем — тёзки. Поэтому официально в документах даётся полное имя. В нём указываются имя и отчество.

 

Отчество ребёнок получает по имени отца.

 

Фамилию ребёнок получает от родителей, от семьи. Во многих языках слово «фамилия» и означает — семья.

 

Давайте подумаем, как назовут ребенка в семье:

у Ивана Петровича Сидорова и Ольги Алексеевны Сидоровой родился сын. Его назвали Андреем. Какое у него полное имя?

Его полное имя: Андрей Иванович. Фамилия: Сидоров.

Фамилия передаётся от одного поколения к другому. Много лет назад жили твои родственники с твоей фамилией. Как правило, фамилия передаётся от отца к сыну. Нужно знать и помнить своих предков: отца, деда, прадеда...

 

Родословную каждого человека можно изобразить на рисунке в виде дерева, где обычно отмечаются полные имена, фамилии и даты рождения.

Это — родословное древо, или генеалогическое древо.

Давайте рассмотрим генеалогическое древо известных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают родословные Пушкина, Романовых, Королевской семьи

 

 

    VI.        Домашнее задание

12:00-12:03

Ваше домашнее задание: создать генеалогическое древо своей семьи. Необходимо расспросить папу, маму, дедушку, бабушку, чтобы узнать о ваших предках. В генеалогическом древе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и фотография по возможности, начиная от вас и далее к вашим родителям и предкам.

 

 VII.       Итог урока.
Рефлексия

12:03-12:05

 

 

Давайте подведем итоги урока, продолжив фразы:

-Сегодня я узнал …

-За урок я понял, что…

-Меня удивило…

-У меня получилось…

-Мне захотелось…

-На уроке было трудно …

Ответы детей.