Конспект урока ОМРК "Искусство в религиозной культуре"

  • docx
  • 14.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока ОМРК Искусство в религиозной культуре.docx

Анкета участника регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель ОРКСЭ и ОДНКНР»

 

ФИО

Толкачева Ксения Васильевна

Территория

г. Челябинск

Организация

МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска

Должность

Учитель истории и обществознания

Телефон, электронная почта

+79000994451, valezha95@mail.ru

Номинация

Лучшая разработка занятия по учебному предмету ОРКСЭ, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Название

Конспект урока на тему «Искусство в религиозной культуре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по теме «Искусство в религиозной культуре»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

 

1. Класс – 4.

 

2. Учебная программа: «Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

 

3. Тема: Искусство в религиозной культуре.

 

Цель урока: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

·        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Предметные результаты:

·        формирование представлений о духовном и материальном мире, о культурных традициях, формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»

Метапредметные результаты:

познавательные:

·        умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

·        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные:

·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

коммуникативные:

·        готовность слушать собеседника, вести диалог.

 

ХОД УРОКА

 

I.   Организационный момент

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

 

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания происходит с помощью сервиса «Joyteka» (Приложение 1)

 

Приглашается ученик к компьютеру и запускается игра: учащийся объясняет термины, а другие – называют.

 

III. Актуализация знаний

 

- Давайте с Вами вспомним, о каких основных мировых религиях мы говорили?

(православие, ислам, буддизм)

- А какой религией является иудаизм?

(национальной)

 

- На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями, где верующие совершают религиозные обряды. Сопоставьте изображения с названиями религий. Назовите постройки.

(христианство – храм, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, буддизм – ступа, пагода)

 

- При изучении темы «Священные сооружения» мы изучали историю этих сооружений, правила пребывания в них, восхищались неповторимой красотой и каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками архитектуры.

 

-  Сегодня я предлагаю Вам не только изучить внешние особенности священных сооружений, но и войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о культуре и искусстве, как они связаны)

IV. Изучение нового материала.

- Что такое искусство? Как вы думаете? (высказывания обучающихся)

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.

Скульптура – изображение делается в объеме.

Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.

Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

- Послушайте, пожалуйста, два аудио -  файла и скажите, о каких двух религиях мы будем сегодня говорить.

(Звучат колокольный перезвон и призыв на молитву в мечети)

(Православие и ислам)

- При изучении данной темы мы будем работать с рабочими листами, которые лежат у Вас на партах. (Приложение 2)

(При изучении так же используются наглядные пособия – православный храм и мечеть)

- Представьте, что, прогуливаясь по городу, мы увидели сооружение, не похожее на другие. Что это за сооружение? (Храм)

- Что отличает храм от других сооружений, например, от жилого дома? (ответы учащихся)

- Давайте на примере наглядной модели храма изучим основные архитектурные элементы храма. Ваша задача – внимательно слушая меня, заполнить пропуски в рабочем листе.

 - Проверка выполнения задания.

 - Давайте представим, что мы оказались внутри главного православного храма нашей страны – Храме Христа Спасителя. Предлагаю просмотреть небольшой видео – фрагмент и ответить на вопросы:

Какие чувства при просмотре вы испытали? Какие особенности внутреннего убранства храма мы можем выделить? (ответы учащихся)

-Одной из характерных особенностей православного искусства является икона. Икона – изображение святых. Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы - показать мир души святого человека.

-Давайте с Вами попробуем выяснить, чем отличается икона от картины. Прошу Вас обратиться к своим рабочим листам, а конкретно – Заданию 2.

Обсуждение выполнения заданий.

-Давайте продолжим нашу прогулку. И вот мы видим новое здание. Что это за священное сооружение? (мечеть)

- Что отличает мечеть от храма? (ответы учащихся)

- Давайте на примере наглядной модели мечети изучим основные архитектурные элементы храма. Ваша задача – внимательно слушая меня, заполнить пропуски в рабочем листе.

Обсуждение выполнения задания.

 - Если мы с Вами окажемся внутри мечети, то увидим, что у этого священного сооружения есть одна очень важная особенность внутреннего убранства. Давайте посмотрим на иллюстрации в рабочем листе и выясним, что это за особенность. (отсутствуют изображения святых)

-Используя дополнительный материал в Задании 4, подпишите иллюстрации.

Обсуждение выполнения задания.

V. Подведение итогов.

Беседа по вопросу: Можно ли сказать, что искусство и религия связаны или существуют по отдельности?

Выпишите главные идеи сегодняшнего урока. Расположите их по степени важности, начиная с самой важной снизу.

Домашнее задание:

На выбор: 1. Вместе с родителями найти названия самых известных икон. 2. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески.

 

Приложение 1

Ссылка на домашнее задание на образовательной платформе «Joyteka».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рабочий лист к уроку «Искусство в религиозной культуре»

Задание 1

Заполните пропуски – основные архитектурные элементы храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Рассмотрите иллюстрации. Некоторые из них являются иконами, а некоторые картинами. Распределите характерные особенности по столбцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона

Картина

 

 

 

Есть отражение времени (эпоха, дата, время года, время суток)

Есть падающая тень, объём, линия горизонта, перспектива

Почти всегда сохраняется авторство

Нет линии горизонта, падающей тени

Невозможно указать время

Есть наиболее часто встречающийся цвет – золотой

Не сохраняется авторство или сохраняется очень редко

Пишется по определенным правилам, канонам

Нет строгих правил в написании

Используются несколько цветов

 

 

Задание 3.

Заполните пропуски – основные архитектурные элементы мечети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Рассмотрите изображения, выясните отличительную особенность внутреннего убранства мечети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 1.

Исламская каллиграфия — это художественная практика почерка и каллиграфии, основанная на алфавите на землях, имеющих общее исламское культурное наследие. Он известен на арабском языке как хат Ислами (خط اسلامي), что означает исламскую линию, дизайн или строительство. Развитие исламской каллиграфии сильно привязано к Корану; главы и выдержки из Корана являются общим и почти универсальным текстом, на котором основана исламская каллиграфия. Глубокая религиозная ассоциация с Кораном привела к тому, что каллиграфия стала одной из основных форм художественного выражения в исламских культурах.

Текст 2.

В искусстве мусульманских стран, очень известна арабеска – это сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного, или нескольких элементов - геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Может включать изысканную графику арабского шрифта. Также арабеска бывает мозаичной.


 

Скачано с www.znanio.ru