Конспект урока "Опорно-двигательная система организма человека"
Оценка 4.9

Конспект урока "Опорно-двигательная система организма человека"

Оценка 4.9
docx
26.01.2024
Конспект урока "Опорно-двигательная система организма человека"
Опорно-двигательная система организма человека.docx

Тема: Опорно-двигательная система организма человека

 

Выполнила: учитель начальных классов Моисеенко Елена Вадимовна

Класс: 4 «В»

Предмет: окружающий мир

Цель:  способствовать расширению представления учащихся о скелете, мышцах, их значении и связи друг с другом.

Тип урока  Открытие нового знания

Планируемые  результаты (предметные)

Узнают значение опорно-двигательной системы; научатся применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры, различать полезные и вредные привычки.

Личностные результаты

Знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

 Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдение, выделение признаков различия, анализ, выводы, обобщения, «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах; составляют план текста.

Регулятивные: владеют правилами участия в диалоге; дают оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: осуществляют презентацию ответа на поставленный вопрос.

 Основное содержание темы, понятия и термины: Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга.

Образовательные ресурсы: 1. Пословицы.    2. Карточки.     

 Оборудование: Плакат «Скелет человека», презентация «Скелет и мышцы человека».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная форма работы. Словесный метод

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования.

– О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Некоторые из них записаны на доске. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

Дал бог здоровья, а счастье найдем.

Здоров будешь – всё добудешь.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Не рад больной и золотой кровати.

У кого болят кости, тот не думает идти в гости.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Ребенком хил, так и взрослым гнил.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Организуют рабочее место.

Выполняют задание

Наблюдение

II. Проверка домашнего

задания

Индивидуальная форма работы. Практический метод

(опрос по индивидуальным карточкам).

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

Карточка № 1.

Напишите названия основных органов  человека.

Карточка № 2.

Напишите, что входит в нервную систему человека.

– Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

– Что вы знаете о головном мозге?

– Какая ему нужна профилактика?

– Что вы знаете о спинном мозге?

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Владеют навыками самостоятельной работы, саморегуляции.

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

Карточки.

 

 

 

 

 

Беседа

III. Постановка учебной  задачи

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа, постановка проблемных вопросов, работа с текстом)

– Пощупайте голову, туловище, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

– Почему мы ходим вертикально?

– Если бы в нашем теле не было костей, смогли бы мы ходить?

Отвечают на вопросы учителя.

 

Обсуждают высказывания в рубрике «Выскажем предположения»

(с. 10)

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения

Беседа

IV. Изучение но-вого материала.

1. Беседа «Двигательная система организма», учебник, с. 11–14.

Фронтальная форма работы. Словесный метод (рас-сказ, беседа, чтение), на-глядный  метод (рисунки)

Сообщает тему и цели урока.

– Под кожей и мышцами у нас находятся твердые кости. Они скреплены друг с другом так, что мы можем двигаться. Кости составляют скелет. Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60–70 кг.   Поэтому кости должны быть прочными. Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная, травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга. Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы. В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной клеткой; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и ног. Найдите эти части на своем теле.

– Рассмотрите рисунок «Скелет человека» на с. 12 учебника.

Череп состоит из наиболее прочных костей, потому что они охраняют самый чувствительный и самый сложный орган – мозг. Во всем черепе подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Благодаря этому мы можем открывать и закрывать рот, когда принимаем пищу или разговариваем.

Позвоночный столб, или просто позвоночник, состоит из отдельных небольших косточек – позвонков. Прощупайте их у себя на спине. Покажите позвоночник на плакате.

– Между позвонками находятся упругие хрящи. Это позволяет позвоночному столбу легко сгибаться. Сидя за столом, попробуйте согнуть и выпрямить позвоночный столб. Согните его вправо и влево. Легко ли это вам удается? Благодаря чему вы имеете такую возможность?

– Покажите на плакате и рассмотрите на рисунках ребра. К чему они прикреплены?

– Правильно, с позвоночником соединяются задние концы ребер, передние их концы прикреплены к грудной кости. Прощупайте у себя ребра. Рассмотрите их еще раз на плакате.

Позвоночник вместе с ребрами образуют грудную клетку. Она защищает находящиеся в ней сердце, легкие. Положите обе руки на свою грудную клетку. Сделайте глубокий вдох и выдох. Заметьте, что при вдохе грудная клетка расширяется, а при выдохе ее объем уменьшается.

– Проследите по рисунку, с чем соединяются кости руки.

Рука состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Прощупайте левую руку. Вы чувствуете, что в плече одна толстая кость – ее называют плечевой, в предплечье – две, а в кисти много мелких костей. Рассмотрите эти кости на плакате. Рука соединяется с костями верхней части туловища при помощи лопатки и ключицы. Прощупайте эти кости.

Нога тоже состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. В бедре одна толстая кость – бедренная, в голени – две, а в стопе, как и в кисти, много небольших костей. Прощупайте кости ног. Рассмотрите их на плакате.

Кости конечностей в отличие от костей черепа соединены друг с другом подвижно. Поэтому руками и ногами мы можем производить разнообразные движения.

– Какое значение имеет скелет для человека?

Слушают рассказ учителя.

Фиксируют знание и незнание, затруднения.

Беседа по вопросам, наблюдение, практические  задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Рассматривают рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания учителя.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекают необходимую информацию из содержания рисунка, рассказа учителя, статьи учебника.

 

Физкультминутка.

 

(См. Приложение.)

Выполняют движения.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдение учителя

2. Беседа «Кости и мышцы необходимо укреплять», учебник,

с. 14–17.

 

– Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны между собой. При занятиях спортом кости укрепляются, становятся толще, так как мышцам нужна сильная опора.

– Что нужно делать, чтобы быть стройным?

– У людей, которые мало двигаются, много сидят, очень редко занимаются физическим трудом, физкультурой и спортом, дряблые, слабые мышцы, неловкие движения, тело нестройное. Такие люди быстро устают от работы, часто болеют. Чтобы мышцы хорошо развивались и были сильными, их надо постоянно упражнять. Для равномерного развития всех мышц следует выполнять разнообразные движения.

– Какие вы знаете движения, направленные на развитие определенных мышц?

– Почему нужно следить за осанкой?

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке осуществляется нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. У школьников осанка часто портится из-за неправильной посадки
за столом в школе и во время выполнения домашнего задания. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, кособоким, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Извлекают необходимую информацию из содержания рисунка, рассказа учителя.

 

3. Работа по учебнику под руководством учителя

 

– Рассмотрите в учебнике рисунки на странице 17.

– Какое занятие полезнее для мышц? Почему?

– Давайте прочитаем правила, которые помогают человеку укреплять мышцы

(см. Ресурсный материал).

– Рассмотрите рисунки на странице 16. Что улучшает осанку человека, а что ее ухудшает?

(См. Ресурсный материал.)

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы

Владеют навыками сотрудничества

 

V. Практическая деятельность. Выполнение заданий в рабочей тетради

(парная работа)

Индивидуальная форма работы. Практический метод

(задания)

– Самостоятельно выполните задания 8–11 на с. 5–6.

Выполняют задания

Работают в тетради на печатной основе.

Владеют навыками сотрудничества

Задания

в тетради

VI. Итоги урока. Рефлексия

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

– Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

– Какие функции выполняет скелет?

– Каким образом мышцы крепятся к костям?

– Каким образом мышцы совершают  работу?

– Почему мышцы устают?

– Почему мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой?

– Какое значение для человека имеет скелет?

– Почему необходимо бережно относиться к скелету?

– Почему нарушается осанка?

– Какое значение имеет правильная осанка?

– Как проверить, правильная ли осанка?

– Как надо правильно сидеть за столом? Почему?

– Как надо правильно носить тяжести? Почему?

– Покажите и расскажите, какие движения вы умеете выполнять автоматически, как этого достигли.

– Почему у школьника может искривиться позвоночник? (См. Ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют оценку собственной учебной    деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее

задание

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(объяснение учителя)

Учебник, с. 11–17, задание на с. 17.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсный материал

Рассказ учителя «Двигательная система человека»

Скелет служит опорой: на нем держатся мышцы и другие мягкие части тела. Он защищает от повреждений внутренние органы – мозг, сердце, легкие.

Кости не могут двигаться сами собой. Их приводят в движение мышцы, или мускулы. Согните руку в локте. Вы почувствовали, что мышца, которая находится выше локтя, стала упругой. Теперь опустите – мышца становится более  мягкой  и  менее заметной. Мышцы при сгибании сократились, то есть сделались тверже, толще, короче, и притянули друг к другу кости руки. Мышцы есть везде: лицо, руки, ноги, шея, грудь, живот, сердце и другие органы имеют свои мышцы. При помощи сокращения мышц человек производит разнообразные движения – ходит, бегает, работает. Мышцы удерживают тело в вертикальном положении. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 30–35 % массы тела. У человека более 600 скелетных мышц. Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры под влиянием приложенной к ним силы.

Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность их действий, приспосабливает их работу к реальной обстановке, делает ее экономичной. Без работы мышцы со временем атрофируются. А если мышцы долго работают без отдыха, наступает их утомление. Это нормальное физиологическое явление. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается.

Скорость развития утомления зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объема мышц, возрастанию их силы и работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя «Что способствует укреплению мышц»

Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, и человек становится сильнее.

Мышечной тренировке способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. «Прямостоячим» человека делают мышцы-разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцам-разгибателям приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая  грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной. Поэтому школьникам особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка сказки «Репка»

Автор. Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Жучка – хвост колечком –

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна.

В записи звучит песня «На зарядку, на зарядку становись!» (муз. З. Компанейца, сл. Я. Белинского).

Дед. У меня здоровье крепкое,

Посажу-ка лучше репку я.

Автор. Лопату берет

И идет в огород.

Бабка. И у бабки без зарядки,

Слава Богу, всё в порядке!

Автор. Рот разевает,

Сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор. На лавку садится –

Заплетает косицу.

Входят Жучка и Кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор. Жучка за кошкой,

Кошка в окошко.

Выходит мышка

В спортивных штанишках,

Майка на теле,

В лапках гантели.

Мышка. Раз и два! И три, четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Автор. Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра…

Уходит.

Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит или садится на лавочку.

Автор. На крылечке снова дед.

Видит репку в огороде

И себе не верит вроде.

Встал он возле репки –

Репка выше кепки.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Автор. Тянет-потянет –

Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Автор. Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Дед. Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу!

 

 

Автор. Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Внучка. Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться

без Жучки.

Автор. Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Жучка. Разбудить придется кошку,

Пусть потрудится

немножко.

Автор. Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы

на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой

позор!

Мы пока и сами,

Кажется, с усами.

Автор. Тут из норки мышка –

 прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку

грядку,

Становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Автор. Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед и  бабка. Влево-вправо,

влево-вправо –

Получается на славу!

Мышка. Встали! Выдохнуть,

вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Автор. Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянули репку!

 


 

Тема: Опорно-двигательная система организма человека

Тема: Опорно-двигательная система организма человека

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

Сообщает тему и цели урока. –

Сообщает тему и цели урока. –

Позвоночный столб , или просто позвоночник, состоит из отдельных небольших косточек – позвонков

Позвоночный столб , или просто позвоночник, состоит из отдельных небольших косточек – позвонков

Сделайте глубокий вдох и выдох

Сделайте глубокий вдох и выдох

Какое значение имеет скелет для человека?Слушают рассказ учителя

Какое значение имеет скелет для человека?Слушают рассказ учителя

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым

Рассмотрите рисунки на странице 16

Рассмотрите рисунки на странице 16

VI. Итоги урока. Рефлексия

VI. Итоги урока. Рефлексия

Ресурсный материал Рассказ учителя «Двигательная система человека»

Ресурсный материал Рассказ учителя «Двигательная система человека»

Рассказ учителя «Что способствует укреплению мышц»

Рассказ учителя «Что способствует укреплению мышц»

Инсценировка сказки «Репка»

Инсценировка сказки «Репка»

Автор . Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот

Автор . Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024