Тема по самообразованию на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
Оценка 4.6

Тема по самообразованию на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"

Оценка 4.6
docx
26.01.2024
Тема по самообразованию на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
Тема по самообразованию.docx

Тема по самообразованию: «Развитие техники чтения у младших школьников»

 

Автор: Пышнова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №14 г. Сочи имени Героя Советского Союза  Сьянова И. Я.

В.А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы»  писал, что беглое, нормальное чтение – это чтения в темпе 150-300 слов в минуту. 

 

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. 

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено. 

Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. 

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. 

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. 

Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. 

Как же помочь ребенку стать читателем?

          К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

 

           Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

          Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребёнка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребёнок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

          Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям необходимо помнить, что ребёнок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему- бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко жалуются на то, что ребёнок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребёнок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

         Как правило, читать любят дети читающих родителей.

  Предлагаю рассмотреть некоторые приемы и виды упражнений по развитию техники чтения учащихся начальных классов:

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня. Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения.  

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

·         прочесть строчку или столбец с определенной буквой;

·         произвольное прочтение слогов;

·         найти в таблице указанный слог;

·         послогово показать слово в таблице.


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/21/s_5dfe42c9276f8/1296595_3.png

 

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует. 

 

 

 

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. Такое упражнение проводится в течение 5 минут.

Выводы

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется.


 

Тема по самообразованию: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Тема по самообразованию: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению

Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Прием «Скороговорка» Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки

Прием «Скороговорка» Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки

Прием «День — ночь» В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте

Прием «День — ночь» В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024