Конспект урока "Определение числовых кодов, символов. Перекодировка текста»

  • docx
  • 21.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по информатике.docx

Урок по информатике

     МБОУ «СОШ № 15»

 8 «Г» класс

ФИО

Тема: «Определение числовых кодов, символов. Перекодировка текста»

Тип урока: урок открытие новых знаний

Цель: Создать условия для:

·         Формирования учащимися понятия кодирования, перекодировка текста, умения кодировать текст и декодировать, ориентироваться в различных таблицах кодировок

·         Развития  логического мышления, памяти, внимания.

·         Воспитания аккуратности, дисциплинированности, интереса к предмету.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

o   Воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;

o   Воспитать познавательный интерес к изучению информатики;

o   Развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

-способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям.

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение оформлять мысли в устной форме; умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.

Предметные:

Знать понятие кодирования

Научится  кодировать и декодировать текст

Ориентироваться в системе таблиц кодирования 

 

 

Средства: компьютер, проектор, экран, тетрадь, презентация, распечатки. 

 

 

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Васильевна. Урок информатики проведу у вас я.

Эпиграфом урока  будет

«Информация – движущая сила развития общества.

Не владеть компьютером - быть безграмотным».

Б. Дизраэли

 

Приветствуют учителя

 

Этап локализации индивидуальных затруднений

-Проверим домашнее задание. Давайте вспомним:

-Что такое кодирование информации?

-Какая информация является закодированной?

-Приведите примеры кодированной информации

-Что такое декодирование?

-Какая информация называется текстовой?

-Приведите примеры графической информации

-Чем отличается текстовая от графической информации?

На экране числовой код.(10 15  22 16 18 14 1 20 10 12 1) Посмотрите  и скажите в каком виде компьютер кодирует информацию?

-Можно ли сказать, что информация закодирована?

-А почему вы так решили?

-В  этом нам поможет таблица кодирования

-Кто уже догадался, какая тема урока?

-Тема урока звучит так «Определение числовых кодов, символов. Перекодировка текста»

(Информация, которая записывается специальными знаками или символами(кодами))

 (Азбука Морзе)

Информация, которая записывается с помощью символов алфавита.

Текстовая- это текст на естественном языке в устной или письменной форме, а графическая -это рисунки,

чертежи, схемы

(Информатика)

(В виде числовых кодов)

Личностные:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

Воспитывать  трудолюбие, внимание, усидчивость;

Развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

-По какому плану будем работать?

1.      Изучаю

-Какую задачу поставим на первом этапе?

2.      Применяю

-Какую задачу поставим на втором этапе?

 3. Оцениваю

-Какую задачу поставим на последнем этапе?

-Верно! Сегодня мы повторим ветвление в алгоритме, как записывается условие и на какие вопросы отвечает. Будем применять свои полученные знания, и оценивать свою деятельность.

 

1.Узнать технологию кодирования текстовой информации

2.Научиться кодировать текст с помощью специальной системы

3.Оценить свою работу

Регулятивные УУД:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система кодирования.

-Как вы думаете, каким образом происходит кодирование текста?

-Мы различаем буквы, знаки, символы по их начертанию. Например, букву А мы узнаем по ее написанию. Компьютер различает символы по их двоичным кодам, т.е. при вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Когда пользователь нажимает на клавиатуре определенную клавишу, то в компьютер поступает определённая последовательность или двоичный код знака.

-Как вы думаете, а где хранится код знака?

-Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку. При кодировании каждому символу алфавита ставится в соответствие уникальный двоичный код.

-  Как вы думаете, что такое таблица кодировки?

(Таблица кодировки – таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлена в соответствие порядковые номера (ходы)).

- Кроме символов алфавита у нас на клавиатуры есть другие знаки. ( Например, enter, schift, backspace, пробел и др. им присваиваться такой же уникальный  двоичный код?)

Существующих кодовых таблицах:

·         Десятичные коды с 0 по 32 соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и др.)

·         Десятичные коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствующие знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций, и знакам препинания.

·         Десятичные коды с 128  по 255являются национальными, т.е в различных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки.

- Какие кодовые таблицы вы знаете?

В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows,  MS DOS,KOИ – 8, Mac, ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для различных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных  компьютеров международным стандартом стал таблица кодировки под названием ASCII -  американский стандартный код для информационного обмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

 

Коммуникативные УУД: умение оформлять мысли в устной форме; умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

Выделять отдельные шаги, из которых состоит выполнение действия, и перечисляют их по порядку Выполнять простейшие алгоритмы;

Понимать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»

 

Первичное закрепление во внешней речи

 

 

-Выполним практическую  работу

Практическая работа

(КОИ 8)

-Какое слово у вас получилось?

-По какому принципу было закодировано слово?

-  Декодирование текста с использованием русского алфавита

(Облако)

-А теперь проверим .Посмотрите на слайд перед вами критерии оценивания. Оцените свою работу. Поставьте себе плюс, если все правильно (Самопроверка)

Отметка 5- 2 балла

Отметка4- 1.5 балла

Отметка 3- 1 балл

Выполнение

Практической работы

Предметные:

Понимать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»

 

Рефлексия учебной деятельности

-Подведем итог урока.

-С какой темой знакомились?

-Какие задачи ставили?

-Мы достигли, поставленные задачи?

- Сколько существует различных кодировок для русского алфавита?

- Что общего в различных таблиц кодировки?

На слайде закодированное слово(перемена)

- Какое слово закодировано на слайде?

Определения числовых кодов, символов ,перекодировка текста

 Анализируют свою деятельность

Регулятивные УУД:

-способствовать развитию умения контролировать и давать оценку своим действиям

 

Учитель_____________________                    Методист____________________