ТЕМА: Чувство Родины. Патриотизм.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна
• знание правил дружбы;
Оборудование:
учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс,
Ход урока
I . Организационный момент.
- Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело,
его результативность. У нас есть волшебные слова:
«Правила работы на уроке» (на доске):
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам.
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
1. Самоопределение к учебной деятельности
Учитель:
У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно
таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас
хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече?
Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу.
Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю
тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
Учитель
-Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)
- Правильно, Родина!
- Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?(Ответы детей)
- Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
- Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова М.Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”.
- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».
III. Изучение нового материала.
1. Чтение стихотворения
Учитель
- Родина бывает разная.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
З. Александрова
- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки,
место по которому он тоскует и которое готов защищать.
- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
2. Физкультминутка:
3. Работа в парах.
-Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
Р - родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.
А – активная, актуальная,
- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)
- Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна» (Ответы детей)
Отчество, отец, отчий.
- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
(На доске плакат со словами Вольтера) (Ответы детей)
Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.
Но у каждого человека есть своя Малая Родина.
-А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение
(Дети рассказывают наизусть)
Любовь к Родине
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Олеся Емельянова
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов
4. Работа с пословицами.
а) «Мудрое слово»
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Тарас Шевченко, украинский поэт.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)
Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.
б) Работа в группах
- Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. Родная земля и в горсти мила.
5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.
- Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение.
- А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.
IV. Закрепление нового материала.
Учитель
Итак, ребята, Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).(Сердечки учитель прикрепляет на карту в виде большого сердца)
Рефлексия.
- Ребята, что вы узнали нового?
- Что бы вы хотели узнать?
- Оцените свою работу на уроке.
- Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
Заключительное слово учителя.
- Мне хочется закончить урок стихотворением:
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.