Конспект урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Чувство Родины. Патриотизм".
Оценка 4.7

Конспект урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Чувство Родины. Патриотизм".

Оценка 4.7
docx
13.12.2020
Конспект урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Чувство Родины. Патриотизм".
Чувство Родины. Патриотизм.docx

ТЕМА: Чувство Родины. Патриотизм.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

•        формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

•        развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

•      умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

 

Метапредметные результаты:

•        адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

•        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Предметные результаты:

•        знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

•     знание правил дружбы;

Оборудование:

учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс,

Ход урока

I . Организационный момент.

- Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело,

его результативность. У нас есть волшебные слова:

«Правила работы на уроке» (на доске):

       Понапрасну не болтай,

       Рассуждай и убеждай.

       Здесь не нужен шум и гам.

       Ты решай задачи сам.

       Если же не сможешь вдруг,

       Пусть придёт на помощь друг!

1.     Самоопределение к учебной деятельности

Учитель:

       У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно

таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас

хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече?

Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу.

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю

тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

Учитель

  -Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)

-  Правильно, Родина!

-  Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?(Ответы детей)

-  Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

    -  Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова М.Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”.

- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

      - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».

III. Изучение нового материала.

1.     Чтение стихотворения

Учитель

- Родина бывает разная.

 Если скажут слово Родина,

 Сразу в памяти встает

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

 У реки березка – скромница

 И ромашковый бугор…

 А другим, наверно, вспомнится

 Свой родной московский двор,

 В лужах первые кораблики,

 Где недавно был каток,

 И большой соседней фабрики

 Громкий радостный гудок.

 Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

  Родина бывает разная,

  Но у всех она одна.

                    З. Александрова

- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)

 Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки,

место по которому он тоскует и которое готов защищать.

 

- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

 

2.     Физкультминутка:

 

3.     Работа в парах.

-Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

Р - родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, 

- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)

- Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна» (Ответы детей)

Отчество, отец, отчий.

- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

(На доске плакат со словами Вольтера) (Ответы детей)

      Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 

      Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

      -А что значит «малая родина»? (Ответы детей)

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение

(Дети рассказывают наизусть)

 

 Любовь к Родине

Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Олеся Емельянова

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов

 

4.     Работа с пословицами.

 

а) «Мудрое слово»

-  Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

                                           Тарас Шевченко, украинский поэт.

 

-  Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

 

б) Работа в группах

 

- Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

 

         1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

         2. Человек без родины, что соловей без песни.

         3. Родная земля и в горсти мила.

5.  Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

-  Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное. Предложение.

-  А у меня получился вот такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.

 

IV. Закрепление нового материала.

Учитель

     Итак, ребята, Родина - это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

      Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).(Сердечки учитель прикрепляет на карту в виде большого сердца)

Рефлексия.

-  Ребята, что вы узнали нового?

-  Что бы вы хотели узнать?

-  Оцените свою работу на уроке.

-  Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

-  Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

-  Мне хочется закончить урок стихотворением:

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

 

 


 

ТЕМА: Чувство Родины. Патриотизм

ТЕМА: Чувство Родины. Патриотизм

Пусть придёт на помощь друг! 1

Пусть придёт на помощь друг! 1

Свой родной московский двор,

Свой родной московский двор,

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать

Флаг России над Кремлём. В. Степанов 1

Флаг России над Кремлём. В. Степанов 1

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020