Конспект урока ОРКСЭ "Добродетели и страсти. Какой я?"
Оценка 5

Конспект урока ОРКСЭ "Добродетели и страсти. Какой я?"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
23.08.2022
Конспект урока ОРКСЭ "Добродетели и страсти. Какой я?"
Уроки «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» рассчитаны на обучающихся 4 класса (10 лет) в разделе «Христос спаситель. Христианское учение о спасении» с реализацией в 1 неделю, из расчёта одного урока в неделю. Конспект урока разработан в соответствии ФГОС НОО по программе Л.Л.Шевченко и составлен на базе учебника «Основы православной культуры» для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Работа представляет собой полный сценарий урока с указанием этапов, различных форм и методов организации учебного процесса. Урок демонстрирует возможность учителя создать условия для обучающихся в добывании знаний по теме. Главная задача учителя: раскрыть потенциал, побуждающий творить добрые поступки во благо людей и во имя Бога.
Основы православной культуры (Добродетели и страсти).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Шатуры Городского округа Шатура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:
«Добродетели и страсти. Какой я?»

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

Подготовила:
Щербакова Юлия Игоревна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей города Шатуры
Городского округа Шатура»

 

 

2022 г.

Задачи:

- знакомство детей с основными понятиями христианской этики;

- дать знания о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке;

- нравственный эталон поведения христианина: «Уклонись от зла и сотвори благо»;

- развитие умений самоанализа нравственного поведения: на основе полученных нравственных эталонов – сопоставление своих нравственных качеств с качествами положительных лиц; подведение к самостоятельному выводу, какие качества разрушительны для души человека.

Тема: «Добродетели и страсти. Какой я?»

Средства: учебное пособие «Основы православной культуры» Л.Л. Шевченко сс. 35-39; методическое пособие для учителя Л.Л. Шевченко сс. 56-62.

Тип: урок изучения нового материала

Литература по теме: словарь "Духовная азбука" автора Л.Л. Шевченко, учебное пособие «Основы православной культуры» Л.Л. Шевченко, методическое пособие для учителя Л.Л. Шевченко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка конспекта урока «Добродетели и страсти. Какой я?»

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку (Дежурный ученик проговаривает, что необходимо лежать на парте к уроку, остальные дети проверяют)

2. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности

Учитель (далее У.): Ребята, дома вы прочитали произведение В.Осеевой "Волшебное слово". Охарактеризуйте мальчика.

Дети (далее Д.): Мальчик в произведении «Волшебное слово» грубый, некультурный, сердитый.

У.: Нужна ли помощь мальчику? Какая?

Дети  затрудняются ответить.

Учитель обращает  внимание обучающихся на слова: "Победа не всегда означает быть первым, победа – это когда ты стал лучше, чем ты был!"

У.: Ответить на эти и многие другие вопросы помогут вам  уроки основ православной культуры. Мы продолжаем с вами изучать главу «Христос спаситель. Христианское учение о спасении».

3. Работа с понятиями

У.: Прочитайте слова и словосочетания на доске.

Смирение, Царство Небесное, заповеди, правило христианской жизни, Евангелие.

У.: Составьте и запишите предложения с этими словами, а помогут вам  в работе определения, которые напечатаны на цветных листах (работа по вариантам).

Смирение – мир с Богом,  доброта к  людям, скромность, уступчивость.

Царство Небесное – это жизнь с Богом, царство Божественной Любви и милосердия.

Заповеди –  религиозно-нравственные законы (предписания), которые даны от лица Бога.

Золотое правило христианства: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".

Евангелие - повествование о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа.

Примерные предложения детей:

 1. Быть смиренным, значит воспитать в себе христианскую добродетель.

2. Человеку следует заботиться о том, чтобы не утратить любовь Божию – Царство Небесное.

3. На уроке православной культуры я познакомился с религиозными заповедями.

4. Я хочу, чтобы ко мне окружающие относились уважительно, значит и я должен уважать окружающих.

5. Евангелие – это часть библии, где описывается жизнь Христа.

Ученики зачитывают получившиеся предложения классу.

У.: Ребята, а давайте еще вспомним одно понятие, которое встретилось на прошлом уроке. Как вы понимаете фразу «Круговая порука добра»?

Д.: Это взаимопомощь, милосердие.

У.: Случилось ли вам на этой неделе совершить добрый благочестивый поступок?

Ответы детей.

4. Актуализация новых знаний.

У.: Ребята, вы знаете, что не бывают только плохие или только хорошие люди, как мы можем судить о человеке? А всегда ли в жизни человек совершает только добрые поступки?

Д.: Не бывает только хорошее и только плохое. Не всегда человек совершает только добро.

У.: А бывает так, что люди совершают не очень хорошие поступки, с точки зрения других людей, но сами считают, что поступили верно?

Д.: Да, такие ситуации бывают.

У.: Как вы думаете, почему так происходит?

Д.: Это происходит, потому что люди не задумываются, что плохое, а что нет. Или не знают, какая ценность в их поступке.

У.: А какие у вас жизненные ценности?

У.: Случалось ли вам поступать не всегда правильно и почему?

Д.: Случалось, потому что не знаем, что противопоставляется злым поступкам, как правильно поступить, не рассуждаем о действии, а подчиняемся эмоциям.

У.:  А обсуждая данный вопрос, мы с вами поступаем правильно?

У.:  Кто понял, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Д.: Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых и злых поступках.

У.: Давайте откроем учебник на с. 35 и посмотрим, как в православной культуре называется такое противопоставление добра и зла.

Дети читают название темы «Добродетели и страсти. Какой я?».

У.: Посмотрите на материал учебника по данной теме и сформулируйте цель урока.

Д.: Сегодня на уроке мы  узнаем о добродетелях и страстях души человека, научимся различать их, поговорим, как в русской духовной поэзии рассказывается о них.

У.: Кто знает что такое «добродетели и страсти» души человека?

Д.: Добродетели – доброе дело или черта характера, а страсть – злой поступок, грех.

У.: Кто знает, как помочь себе или близкому человеку, товарищу понять правильный поступок или нет?

У.: Как Христос учил людей? И  что такое притча? Найдите в первом абзаце учебника.

Д.: Христос учил притчами, как следует жить, чтобы стать наследником Царства Небесного. Притча – простой, понятный нравоучительный рассказ.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

У.: А теперь  я предлагаю прочитать притчу о сеятеле в учебнике самостоятельно на странице 35-36.

После прочтения учитель организует  беседу.

У.: О ком рассказано в притче?

Д.: В притче рассказано о сеятеле, который сеял.

У.: Давайте поработаем с притчей. «Продолжи предложение…».

Начало предложений прикреплено на доске. Ученики читают ответы в учебнике.

- И когда он сеял, одни семена….

- Другие упали….

- Некоторые семена…

- А какие-то семена….

У.: Что произошло с посеянными зернами?

Ответы зачитывают из учебника с. 36.

У.: Все ли взошли? Почему не все?

Дети приходят к выводу, что семя – это слово Божие, а упавшие во время пути – это невнимательные слушающие,  и лишь люди, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, приносят плод в терпении.

У.: Простой ли это был рассказ или в нем был скрытый смысл? И как христиане понимали эту притчу? (ответы учащихся и чтение из учебника с. 36) .

У.: Для чего мы изучили притчу?

Д.: Изучили притчу для того, чтобы учится не только слышать, но и слушать.

У.: Притча о сеятеле повествует о том, что в наше время, как и много веков назад, слово Божие носит в себе живую силу. Оно одинаково радует, трогает, волнует, смиряет, судит и утешает, тем самым затрагивая самые тонкие струны человеческой души. Слово Божие всегда действует и бывает поострее меча. Оно живое и проникновенное, именно в нем скрыта вечная истина. Но как семя оно не всегда прорастает и не всегда дает урожай одинакового качества.

Сеятель
Шел сеятель с зернами в поле и сеял.
И ветер повсюду те зерна развеял.
Одни при дороге упали: порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терния пал иное зерно -
И в тернии диком заглохло оно.
Напрасно шел дождь и с прохладную зарею
Поля освежались небесною росою:
Одни за другими проходят года -
От зерен тех не и не будет плода:
Но в добрую землю упавшее семя -
Как жатвы настанет урочное время-
Готовя стократно умноженный плот,
Высоко, и быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнею дышит!
Имеющий уши, чтоб  слышать да слышит!

(А. Жемчужников)

У.: Разве не у всех людей есть уши? Или много глухих людей?

Д.: Уши есть почти у всех.

У.: А у нас есть уши?

Д.: Конечно!

У.: Что же мы должны услышать и , услышав, понять, прослушав это стихотворение?

У.: Какой сюжет Евангелия раскрыл поэт в стихотворении? О чем рассказано в стихотворении?

Д.: В стихотворении рассказано о сеятеле, который сеял.

У.: Что произошло с посеянными зернами, все ли взошли, почему не все?
Простой ли это был рассказ или у него был скрытый смысл? А как понимали христиане эту притчу? Что изображено на с. 31?

У.: На с. 36 перед вами расположен текст «О добродетелях и страстях души человеческой».  Прочитаем его вместе, обращая внимание  на новые понятия.

 Чтение текста «О добродетелях и страстях души человеческой»

У.: Что такое страсть?

Д.: Страсть – это грех.

У.: Послушайте, как об этом говорил Преподобный Нил Сорский (1443-1598).

Рассказ учителя:    Страстью же называют такую склонность, которая гнездится долго в душе, чрез привычки, делается как бы её природу, входит как бы в естество её человек подвергается ей по своей воле, сознательно, и она обуревает его постоянно страстными помыслами, внушаемыми врагом; крепнет от частого представления себе и самоуслаждения и тем обращается уже в обычай. Это бывает, когда враг, часто представляя какую-либо вещь, страстную человеку, тем самым разжигает особую любовь к ней, и человек-волей или неволей-мысленно побеждается от неё. Чаще всего случается это, когда человек, по небрежности, не обращал внимания на свои дурные мысли, а старался даже развивать их по своей воле. Страсть во всех своих проявлениях, подлежит или соразмерному с виною покаянию, или будущему мучению.

У.:  Какие страсти души вы знаете?

Д.: Страсти души – гнев, корысть, стыд, зависть, ненависть.

У.: От чего зависит возникновение страсти в человеке?

У.:  Как можно побороть страсть?

Д.: Чтобы побороть страсть необходимо иметь мужество, крепкую волю, настойчивость в преодолении своих злых качеств; нужно призвать добродетели.

У.:  Достаточно ли по мнению христиан, человеческих усилий для победы над страстями? Найдите и прочитайте эти строки в учебнике.

Д.: Человеческих усилий недостаточно, т.к. необходима Божественная помощь – благодать.

У.:  Что такое грех?

Д.: Грех – это злой  поступок, который нарушает установленные Богом заповеди.

У.: Как называется страж, охраняющий красоту души человека?

Д.: Страж называется добродетелью.

У.: Какие слова мы запишем в словарь? Прочитайте главные слова: добродетели, вера, надежда, любовь, страсти.

Учащиеся записывают главные понятия в словари и отвечают на вопросы.

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

Физкультминутка

У.: Давайте поднимемся со своих мест и немного разомнемся. Я буду называть добродетели и страсти, а вы будете выполнять определенные движения. Если услышите добродетель, то руки высоко вверх поднимайте, а если страсть, то присаживайтесь на корточки. Готовы?
Жадность, лень, щедрость, ложь, смирение, вера, гордость, надежда, любовь.

Дети выполняют физкультминутку.

У.: Хорошо, присаживайтесь. Как вы думаете, какой главное качество человека, которое  уже прозвучало сейчас? Найдите и назовите  его в тексте. Что такое любовь?

У.: Любовь. Любовь к родителям, любовь к Богу, любовь к животным. Вспомним царя и пророка Соломона, построившего первый храм, посвященный Богу в Иерусалиме. Он, желая отыскать Бога, пытался найти любовь и взывал к ней: «Возвести, о Ты, величайшая из добродетелей». Люди искали любовь, спасение. У птиц и ангелов есть крылья, которые помогают им взлетать на высоту.

У.: Что обычно необходимо человеку, чтобы подняться на некоторую высоту?

Рубрика «Это интересно»
Рассказ учителя
о лестнице святого Иоанна, ведущей к небу.

     В 7 веке в Египте жил святой, по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о необыкновенной лестнице, по которой человек может подниматься к миру небесному. Лестница состоит из ступенек – добрых качеств человека. Для тог, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенную добродетель и проявить ее в добром поведении. Основание ее положено на земле, а верх ее уходит в самое небо.

Работа с иллюстративным материалом (иллюстрация 32 «Видение святого Иоанна Лествичника»)

У.: Ребята,  посмотрите на иллюстрацию, что интересного вы заметили?

Д.: На иллюстрации люди падают в яму. 

У.:  А куда поднимаются люди?

Д.: Люди поднимаются к Царству Небесному, в мир добра.

У.: Если люди поднимаются к добру, что же противоположно этому понятию и находится внизу?
Д.: Противоположно добру – зло. Противоположно Богу – дьявол.

У.: А что же это за яма, куда падают люди?

Д.: Люди падают в ад – место, где нет Бога.

У.: Художник изобразил это наглядно, символически – как темная глубокая яма – бездна.

Рубрика «Обсуждаем-размышляем»

У.: Прочитай  отрывок из поэмы (с. 38), которую написал святой Иоасаф Белгородский. В ней он рассказывает о том, как христиане сражаются со страстями. И о том, какие добродетели помогают им в этой нелегкой борьбе.

Работа в парах

У.:  Поработайте в парах. Пусть один из вас ищет грехи, с которыми вступил в бой человек, а другой – добродетели, которые помогали в этой борьбе. Какая добродетель, какой грех побеждает?

Вместе с учителем производят взаимопроверку.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний.

 

Работа  в группах

У.: Ребята, перед вами на столах лежит древо добродетелей и страстей, вам необходимо перечислить добродетели и страсти, разделить крону на правую и левую части. Время выполнения задания  3 минуты.

У.: Выполним проверку с помощью игры с мячом. Я буду бросать мяч и называть страсть, а вы мне кидать мяч обратно называя противоположную добродетель.

Дети по алгоритму выполняют проверку задания.

8. Самостоятельное  использование сформированных умений и навыков.

У.: Победить злых врагов человека (страсти) могут добрые воины – добродетели. Подберите добродетели, противоположные страстям.  Запишите их в тетрадь. (Работа с учебником №4 с.  38-39).

5 групп работают в тетради, а 6-я группа работает с ноутбуком и на слайде выполняет задание.

Взаимопроверка.

У. :Проверьте правильность работы сравнив ответы на слайде.

Работа со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
( учебник стр. 39)

«Не позволяй душе лениться» (Отрывок)

Не позволяй душе ленится!
Что б в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Не разрешай ей спасти в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Н.А Заболотский

У.: Над чем должна трудиться душа человека? Что должен делать человек, чтобы научить свою душу трудиться? Какой должна стать душа человека?

Работа над выразительностью чтения.

9. Рефлексия

У.: Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Как вы считаете, мы достигли ее?

Д.: Цель урока –  узнать о добродетелях и страстях души человека, научиться различать их. Мы считаем, что цель достигли.

У.:  Подумай и скажи себе, какой враг – страсть мог спрятаться в твоей душе? А какое лекарство (добродетель) может вылечить болезнь (страсть) души?

На доске прикреплено древо добродетелей и страстей. У вас на столе лежат листочки – зеленый и серый, напишите на сером листочке грех или ту страсть, которая иногда закрадывается в вашу душу, а на зеленом – добродетель, при помощи которой вы боретесь со своими страстями (ученики записывают на листочках страсть-добродетель и прикрепляют его на древо).

У.: Какое чудесное получилось у нас дерево!

10. Итог урока

У.: Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Д.: На этом уроке мы познакомились с положительными качествами человека (добродетелями) и отрицательными (страстями). Теперь мы знаем, какую добродетель призывать в помощь в борьбе со страстями.

У.: С какими главными понятиями мы работали сегодня? Вы можете воспользоваться своими словариками.

Д.: Сегодня на уроке мы узнали, что такое притча, добродетель, вера, надежда, любовь, страсти, стыд.
У.: Ребята, что важное вы для себя взяли из урока?

У.: Вы думали над собой, «Какой Я?» Если еще  нет, то после сегодняшнего урока,  задумайтесь над этим.

11. Домашнее задание

У.: Учебник с. 39 задание 6: создай свое «Древо добродетелей и страстей». По желанию (дополнительно) можно выучить отрывок стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н.А. Заболоцкого.

Спасибо всем за урок!


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города

Задачи: - знакомство детей с основными понятиями христианской этики; - дать знания о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие

Задачи: - знакомство детей с основными понятиями христианской этики; - дать знания о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие

Разработка конспекта урока «Добродетели и страсти

Разработка конспекта урока «Добродетели и страсти

Быть смиренным, значит воспитать в себе христианскую добродетель

Быть смиренным, значит воспитать в себе христианскую добродетель

У.: Кто понял, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

У.: Кто понял, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

У.: Все ли взошли? Почему не все?

У.: Все ли взошли? Почему не все?

А. Жемчужников) У.: Разве не у всех людей есть уши?

А. Жемчужников) У.: Разве не у всех людей есть уши?

У.: Как можно побороть страсть?

У.: Как можно побороть страсть?

Рубрика «Это интересно» Рассказ учителя о лестнице святого

Рубрика «Это интересно» Рассказ учителя о лестнице святого

Работа в группах У.: Ребята, перед вами на столах лежит древо добродетелей и страстей, вам необходимо перечислить добродетели и страсти, разделить крону на правую и…

Работа в группах У.: Ребята, перед вами на столах лежит древо добродетелей и страстей, вам необходимо перечислить добродетели и страсти, разделить крону на правую и…

Рефлексия У.: Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока

Рефлексия У.: Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2022