Конспект урока «Добро и зло»
Хорошилова Н.А.
МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск.
4 класс
Учебник Студеникина М. Т. «Основы светской этики»
Оборудование: проектор.
Обучающиеся сидят группами.
Цели урока: уточнить представления обучающихся о добре и зле; воспитывать стремление к самосовершенствованию; развивать внимание, мышление, память, воображение.
1.Организационный момент (эмоциональный настрой).
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
Я рада приветствовать вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу, и начнём урок с хорошим настроением.
Уже почти два месяца вы знакомитесь с курсом «Основы светской этики». За это время вы познакомились со многими философскими понятиями. Вспомним, с какими основными понятиями курса вы познакомились. (Дети перечисляют: философия, этика, мораль, добро, зло, культура и др. Учитель помещает на доску термины: философия, этика, мораль, культура).
Перед вами несколько терминов. Давайте найдём для них определения.
на слайде определения:
- Любовь к мудрости. (философия).
- Общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения. (мораль)
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения добра и зла. Философское исследование морали и нравственности. (этика)
- Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. (культура)
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, знаете ли вы, что такое притча?
- Притчи – это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!
Послушайте одну старинную притчу.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Скажите, ребята, эта притча утверждает, что есть хорошие и плохие люди?
(Нет, скорее эта притча утверждает, что каждый человек может совершать и хорошие поступки, и плохие)
|
Как вы понимаете выражение «кормить волка»?
(Воспитывать в себе хорошее, полезное, нужное людям, стараться совершать добропорядочные поступки. Либо, наоборот, взращивать в себе всё плохое, вредное, гнусное и приносить огорчения окружающим).
Работа по теме урока.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
На доске карточки со словами:
Драчливый, справедливый, заботливый, грубый, обаятельный,
щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный.
- Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами? (Разделить на положительные и отрицательные качества человека).
- Разделите.
- Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано? (карточка на доске: добро)
-А можете ли вы объяснить значение этого слова?
- Скажите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добро.
Слайд:
Что такое добро?
- Где мы можем найти определение этому слову?
- Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.39.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову в словаре: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Добро – это то, что оценивается людьми положительно, рассматривается, как важное и значительное, что позволяет человеку развиваться, становиться лучше, достигать успехов.
Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чём я говорю?
(карточка на доске: зло).
Что такое зло?
Найдём определение в словаре Ожегова.
Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.
- Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
- Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведёт к распаду, отчуждению друг от друга, к гибели. Зло является противоположностью добра. Проще говоря, зло – это то, что мы не хотели бы испытать на себе.
- Каждый из нас должен сам определить, какого волка кормить, с каким волком он хочет жить.
4. Что такое выбор?
Расшифруйте ребус.
Выбор.
- В жизни нам часто приходится делать выбор. Это не всегда бывает легко. Идти или не идти к стоматологу? Пойти – значит испытать боль. Не пойти – можно потерять зуб. Какой выбор сделать? Где добро, а где зло? Помочь прохожему поднять рассыпавшиеся яблоки или пройти мимо, сделав вид, что не заметил? Как поступить? Выбор вас преследует всегда.
Сделайте выбор с помощью светофоров. (1 ответ – красный, 2 ответ – зелёный).
1. Если рассыплю мусор под партой, то скажу, что это сделал сосед.
2. Если рассыплю мусор под партой, сам его уберу.
1. Если случайно толкну одноклассника, то попрошу его в следующий раз быть осторожнее.
2. Если случайно толкну одноклассника, то извинюсь.
1. Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища дать списать.
2. Если не смогу решить дома задачу, то попрошу товарища объяснить мне её решение.
1. Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то скажу, что она такая и была.
2. Если нечаянно сломаю одолженную у одноклассника ручку, то попрошу прощения и куплю ему новую.
1. Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я посмеюсь над ним.
2. Если в столовой одноклассник прольёт на себя компот, я скажу: «Ничего страшного, бывает» и помогу ему отмыть пятно с одежды.
- Приведите свои примеры.
5. Работа в группах по карточке.
Соедините стрелкой понятие и прилагательные, ему соответствующие.
Объясните свой выбор.
6. Создание правил доброты. (Работа в группах).
Сформулируйте правила доброты. (Из слов составляют правила, наклеивают их на плакат).
Посмотрим, что у вас получилось, объясните эти правила.
7. Работа с притчей «Пуговица»
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, – говорит себе человек, – и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза)
- Как вы думаете, что произошло дальше? Придумайте продолжение истории в группах.
Продолжение чтения
И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза)
- Что мог сказать ему ангел?
Продолжение чтения
«Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
- О чём эта притча? (О добрых и плохих поступках. За всё приходится отвечать).
- Кто герой этой притчи?
- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?
- Как жил это человек? (Жил он не очень хорошо, путано)
- Что значит путанно? (Легкомысленно; бестолково)
- Как он решил изменить свою жизнь? (Решил делать добрые дела)
- О каком добром деле он забыл? (О пуговице для бабушки)
- Как вы понимаете последние строки притчи? (Человека оценивают по его делам)
- Совершая положительные поступки каким становится человек? (варианты высказываний детей фиксируются на доске: Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным)
- А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске: Совершая плохие поступки – порочным)
- Чему учит нас эта притча?
- Какое бы вы название придумали этой притче?
· Человек ценен в своих поступках.
· Доброе дело дорого стоит.
· Доброе дело само себя хвалит.
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит», – гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
8. Работа с пословицами. (Работа в группах).
В народе существует много пословиц об этих особых словах. Соедините начало и конец пословиц и объясните их смысл.
Злой плачет от зависти, |
на беду набредёшь. |
Добро творить – |
на добро не надейся. |
За недобрым пойдёшь – |
а добрый от радости. |
Делая зло, |
худое на ум не пойдёт. |
Учись доброму, |
себя веселить. |
Ребята, кому из вас нравится, когда окружающие относятся к вам вежливо, с уважением, вниманием и заботой. Поднимите руки! А кому нравится, когда грубят, оскорбляют, не замечают, не торопятся прийти на помощь?
- Для того чтобы в отношениях с людьми всегда царили мир и порядок, чтобы никто никому не портил настроение, нужно каждому человеку помнить золотые слова: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
9. Тренинг «Учимся управлять своими чувствами».
Ежедневно мы общаемся с большим количеством людей: дома, на улице, и, конечно же, в школе. Все мы знаем на собственном опыте, что порой грубое слово, брошенное в наш адрес, может на весь день испортить настроение, а недоброжелательный поступок кого-то из знакомых – оставить след в душе на долгое время. К сожалению, не всегда люди ведут себя вежливо, спокойно, доброжелательно. А ведь как здорово было бы жить без ссор и обид!
А.С. Пушкин: говорил «Учитесь властвовать собой». Как вы понимаете эти слова? Да, это значит, надо учиться быть хозяевами своих эмоций, своего настроения.
Если, допустим, кто-то вас обозвал обидным словом, так и хочется ответить тем же. В таком случае наверняка начнётся перепалка, которая грозит перерасти в драку и закончится вызовом в школу родителей. Как же не допустить этого? Например, можно досчитать до десяти – и обида уляжется; съесть что-нибудь вкусненькое, например, конфету, и ненависть погаснет. Можно встать у зеркала и состроить себе смешные рожицы – настроение поднимется. Шутя поблагодарить обидчика за «комплимент» и попросить придумать в следующий раз что-нибудь поостроумнее – это его озадачит, вызовет недоумение. Обидное слово повторить несколько раз на все лады, как бы поиграть с ним: басом, писком, шёпотом, по слогам, пропеть, произнести по звукам, не разжимая зубы. Обида исчезнет!
Придумайте в группе обидную ситуацию и правильный выход з неё. (Работа в группах).
Я познакомлю вас с другими способами сдерживания негативных эмоций.
Если в какой-то момент стало очень грустно, то попробуйте отвлечься таким образом: превратитесь, например, в пингвина. Вспомните, как смешно он ходит, переваливаясь с ноги на ногу и хлопая крыльями. Попробуйте и вы так же пройти. Наверняка вас это развеселит. Или попробуйте стать слоном. (Ты большой и сильный. Осторожно! Постарайся ничего не сломать!) Вспомните, как из душа льётся вода, может быть, это вам поможет перевоплотиться, ведь слоны любят поливать себя из хобота водой. Любопытно также представить себя муравьём, почувствовать, как травинки превращаются в огромные деревья, мох – в густой лес, камни – в горы, лужи – в озёра, а шаги лесника вдалеке – в гулкие сотрясения земли. А можно попробовать стать петухом на горячей сковороде.
Физминутка: Тренинг по перевоплощениям в животные.
10. Важные советы.
А теперь послушайте несколько советов, которые пригодятся вам в жизни.
Помните, что любовь – самое великое и прекрасное чувство на свете. Она знакома не только людям, но и животным. Вы наверняка видели, как мама-утка заботится о своих маленьких утятах, как собака охраняет своих новорождённых щенков. Даже хищные звери нежно и ласково играют со своими малышами. Если вы хотите вырасти счастливыми, уравновешенными людьми, старайтесь любить людей, природу, животных – весь окружающий мир.
Ненависть – одно из самых отвратительных чувств. Старайтесь в жизни обходиться без неё. Если какой-то человек вам неприятен, попытайтесь его понять: может его нужно пожалеть? В крайнем случае, проводите меньше времени с ним, избегайте его компании, но только удержитесь от ненависти. Запомните – ненависть очень вредна и разрушительна для здоровья. Никого и никогда ненависть не доводила до добра!
Гнев – тоже нехорошее чувство, оно мешает ясно соображать. В гневе мы можем наделать много глупостей, о которых потом будем сожалеть. Старайтесь сдерживать злобу и гнев, когда это только возможно. Если вы научитесь этому сейчас, то вырастете спокойными, приятными в общении людьми и чаще сможете добиваться того, чего захотите. И многие люди станут вашими друзьями.
Старайтесь наполнить свою душу любовью и щедростью. И не позволяйте развиваться в ней зависти, ненависти и злобе. Тогда и только тогда вам удастся вырасти по-настоящему здоровыми и счастливыми людьми в этом мире.
Будьте вежливыми, доброжелательными; не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Удерживайте своих товарищей от дурных поступков.
И главное – дружите!!!
Прочитайте стихотворение.
Давайте всегда людям
Радость дарить будем!
Улыбаться чаще,
Желать здоровья, счастья,
Быть воспитанней, светлей,
А главное добрей!
Найдите зашифрованное в нём замечательное слово.
11. Рефлексия.
Итак, давайте подведём итог.
Что проще: говорить о добре или делать добро?
Как научиться отличать добро от зла?
С детства человек общается с людьми, наблюдает за их поведением т тем, как их поведение оценивают окружающие, берёт с них пример или, наоборот, избегает быть на них похожим.
Некоторые люди рискуют своей жизнью ради спасения других. Например, обычный прохожий спрыгнул с моста в ледяную воду, чтобы спасти людей, тонущих в автобусе. Это отзывчивый и сострадательный человек. А вот другие прыгают с моста головой вниз на резинке, завязанной на ногах. Что они хотят этим доказать? Что они смелые? Интересно, а думают ли они о том, что может случится беда? Что своим бессмысленным риском они могут причинить своим родным и близким страдания? Если в результате такой глупости человек станет инвалидом, прикованным к коляске, кому он сделает лучше? Себе? Родителям, которые будут ухаживать за ним до конца своих дней?
Жизнь – это самая большая ценность, и она, к сожалению, одна. Нужно всегда помнить об этом.
Иногда человек ошибается и поступает неправильно, но прислушиваясь к тому, что о нём говорят родители, товарищи, учителя, начинает понимать, что его поступки не приносят радости окружающим, а только приносят боль, и тогда человек делает выводы и принимает верные решения.
Научиться быть добрым – это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание. Кому-то может показаться, что проще жить ни о чём не задумываясь, так, как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве. А что может быть страшнее?
Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрёт. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро.
12. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Описание игры. Дети становятся в круг. Один из игроков берёт в руки воздушный шарик и передаёт его соседу справа, называя его по имени (желательно уменьшительно-ласкательному) и делает ему комплимент.
Примеры комплиментов «Андрюша, у тебя классная причёска», «Лерочка, у тебя красивые глаза!», «Алёна, а восхищаюсь твоей воспитанностью!», «Егор, ты просто суперкачок!», «Светочка, ты лапонька!», «солнышко».
Наш урок подходит к концу.
Повторяйте за мной, слева друг и справа друг.
Понимание вокруг, руку другу ты пожми
Передай тепло своей души.
Я хочу, чтобы это ощущение у вас в руках осталось надолго, и чтобы в этом мире вам было светло и уютно.
Говорят, мир – это зеркало. Если ты смотришь в него с любовью и улыбкой, оно ответит тебе тем же. И если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, будь сам добр.
А сейчас продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял)…
13. Домашняя работа.
Вариант 1: Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
Вариант 2: Нарисуйте мини-плакат на тему «Спешите делать добро!»
А вам я дарю Правила доброты, которые вы сегодня составили на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.