Программа "Народные промыслы России"

  • Работа в классе
  • doc
  • 21.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа направлена на ознакомление младших школьников в период внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Программа Народные промыслы России.doc

МБОУ Белокурихинская средняя

общеобразовательная школа №1

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

Народные прмыслы  России

 

 

 

 

 

 

г. Белокуриха

2024 г

 

 

 

 

Об авторе:

 

Сгибнева Алена Викторовна

Стаж работы в системе образования: 32 года;

Образование: высшее;

Должность: учитель начальных классов

МБОУ г. Белокуриха 

средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

 

 

 

 

           Данная программа предназначена для  учителей начальных классов.

В программе даны практические рекомендации по ознакомлению  и расширению представлений школьников о русском национальном декоративном искусстве, разнообразии народных промыслов России, об особенностях творчества народных русских мастеров. Предлагаемая работа способствует повышению интереса к народному прикладному искусству, совершенствованию технических навыков по изобразительной деятельности и трудовому воспитанию, воспитанию чувства патриотизма, уважения и гордости за свой народ.

 

 

 

 

 

 

 

г.Белокуриха

2024г.

 

 

Введение.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка младшего школьного возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными чертами младшего школьного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, младший школьник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат, поэтому начальная школа уделяет большое внимание в направлении художественно-эстетического воспитания школьников.

 

У детей седьмого года жизни  складывается прочный  интерес к изобразительной деятельности, появляется довольно устойчивое  желание рисовать, лепить, вырезывать, наклеивать, стремление заниматься этим в свободное время. Изобразительная деятельность приобретает художественно-творческий характер, продуктом ее является  выразительный образ.

В традиционной педагогике рисование, лепка, аппликация называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру, изделие из глины или другого материала, используют в своей деятельности природные, бросовые материалы. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

К эффективному средству развития детского изобразительного творчества можно отнести декоративно-прикладное искусство. Это искусство обладает большой силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира ребенка. Само название «декоративно-прикладное» подсказывает его начинание. Это деятельность прикладная, т.е. направленная на улучшение качества предметов. Декоративное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Каждый народ, под влиянием  жизненных и природных условий создал свои традиции в развитии прикладного творчества: самые любимые темы рисунков, узоров, орнаментов, излюбленные материалы, формы, колориты.

Прикладное искусство всегда национально по самой своей природе, оно рождено из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его трудовой деятельности и быту. Поэтому знакомство с ним расширяет кругозор детей, вводит их в мир истории, в мир древних мастеров,  в мир предков.

Детский сад и начальная школа  являются своего рода отправными пунктами введения ребенка в мир изобразительного и прикладного искусства, знакомство с которым необходимо расширить для общего развития детей. Самостоятельная работа и занятия по рисованию не дают детям полного представления о разнообразии и творческом потенциале этого вида деятельности.

 

Анализ программы по изобразительной и трудовой деятельности в начальной школе показал, что количество изучаемых тем по знакомству с народными промыслами, прикладным искусством в начальной школе совсем невелико и предполагает краткое знакомство. Это и определило актуальность темы.

Цель: в процессе знакомства младших школьников с народно-прикладным искусством, народными промыслами расширить знания детей об особенностях творчества народных мастеров, развивать у детей интерес к народному прикладному искусству, навыки владения различными видами деятельности, воспитывать чувство патриотизма, уважения и гордости за свой народ.

 – познакомиться с народными художественными промыслами России.

           -  Дать понять и принять, что:

o   -  Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

o   - Народные художественные промыслы - это национальное достояние русского народа.

 

 Гипотеза исследования: деятельность учителя и учащихся в школьных учреждениях будет осуществляться наиболее успешно в процессе целенаправленного формирования знаний, умений и навыков по ИЗО-деятельности и трудовому воспитанию. При этом необходимо соблюдение ряда психолого-педагогических и методических условий:

- учет специфики восприятия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства младших школьниками;

- учет взаимосвязи теоретических знаний школьников о народных промыслах и  декоративно-прикладном искусстве с овладением практическими умениями;

- опора на принцип поэтапного знакомства с народными промыслами и декоративным прикладным искусством;

- необходимость развития творческого потенциала учащихся в процессе знакомства с элементами, узором, орнаментом.

Новизна внеурочной деятельности заключается в том, что программа построена по тематическому принципу внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей и привития младшим школьникам чёткого понятия о том, что народные художественные промыслы - это национальное достояние русского народа.  

 

В соответствии с этим предлагаются разделы:

 

1. Вводная часть – предполагает  познакомить детей с разнообразием народных промыслов в России, с декоративно-прикладным искусством, помогает проанализировать его особенности, материал изделий, специфику рисунка (по технике, элементам, цвету, композиции). Дети учатся рассматривать, сравнивать, анализировать, выделять.

 

2. «Такое разное украшение!» – дети знакомятся с видами орнаментов и узоров: растительный, животный, геометрический; учатся определять группу, к которой принадлежит элемент орнамента, узора по внешним признакам.

 

3. «Украшение изделий» - знакомство с применением орнамента и узора, украшение  предметов быта, ювелирных изделий.

 

4. «Проявим творчество» - обобщающие занятия по всему курсу с целью закрепления полученных знаний.

 

В прилагаемых конспектах соблюдается основная структура:

 

1. Введение в художественно-творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и

    формулирование темы.

3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь.

4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.

5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, обязательная похвала и  

    благодарность за совместную творческую деятельность.

 

Предлагаемые конспекты несколько отличаются от традиционных занятий по изобразительной деятельности, включенных в разные программы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и носят специфический характер, принципы которого были разработаны В.В.Брофман.

 

Вот особенность принципов построения занятий:

1. Каждое занятие начинается введением ребенка в художественно-творческое пространство. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого используются различные сюрпризные моменты, которые определяют мотив дальнейшей работы. Заканчивается занятие обыгрыванием работ (принцип ритуала).

2. Эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого используется непродолжительный рассказ педагога, который предоставляет детям информацию, знакомит с историческими фактами в доступной форме, ставит перед детьми задачу (в игровой форме), которую необходимо выполнить, чтобы помочь кому-либо, или просто порадовать. Сюда же входит обращение к опыту ребенка, элементы игры (принцип эмоциональной вовлеченности).

3. Индивидуальный характер общения с ребенком, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого. Изобразительная деятельность предполагает индивидуальную работу с ребенком, поэтому педагог может присесть или наклониться, так, чтобы было очевидно равенство участников диалога, их партнерство имело и пространственное выражение (принцип личностного общения).

4. Ребенку предлагается альтернатива выбора: работать по образцу или самому придумать узоры, используя имеющиеся знания и собственную фантазию. Техника всегда вторична по отношению к творческой задаче, которая не имеет и не может иметь одного-единственного решения и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты (принцип свободы выбора).

5. На каждой работе указывается имя художника и данное им самим название работы (используются бирки). Так формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс (принцип авторства).

 

Реализация программы предусматривается через внеурочную деятельность 1 раз в неделю, в свободное от занятий время.

 

 

Практическая значимость: возможность использования варианта системы работы по ознакомлению младших школьников с народными промыслами России,  народным декоративным прикладным искусством в учебных учреждениях преподавателями, ведущих внеурочную работу по ИЗО-деятельности с целью более глубокого знакомства с бытом, традициями русского народа, а также учителями начальных классов на уроках ознакомления с прикладным искусством.

 

 

В данной программе представлена система занятий (приложение), при  разработке которой учитывались основные дидактические принципы: изучение материала от простого к сложному, формирование новых знаний с опорой на уже имеющиеся, интегративное взаимодействие тем с другими предметами, принципы наглядности и доступности.

Особое внимание уделялось тому, чтобы дети приобрели знания не в готовом виде, а через собственные рассуждения, наблюдения, экспериментирование, через игровую занимательную форму.

В процессе знакомства с русским народным искусством, дети приобретут умения и навыки: наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, корректировать и оформлять свои работы, замечать красоту изделий народных мастеров, уважать труд взрослых.

 

Средства реализации -

 

Внеурочные занятия 1 раз в неделю:

ознакомление с народными промыслами в России, русским народным декоративным прикладным искусством – декоративное рисование, аппликация, лепка;

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ:

 

1. Познакомить с видами народных промыслов в России, русским декоративно-прикладным искусством. Проанализировать его особенности, материал изделий, специфику оформления (по технике, элементам, цвету, композиции).

2. Научить школьников создавать узоры в технике аппликации и рисунка. Использовать их комбинации для передачи очертаний узора, последовательно усложняя содержание силуэтных украшений традиционных изделий быта и национального костюма: пояса, передники, платки, скатерти, ковры, посуда и т. д.

3. Создать условия для применения усвоенных детьми умений и навыков изображения оформления в самостоятельной художественной деятельности (изготовление праздничных панно, оформление для игр, настольного театра и др.) с использованием разной техники оформления (в индивидуальной и коллективной формах организации детей).

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям, мастерам народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия

Кол.

Час.

Основная цель

Содержание

1,2

Знакомство с народными промыслами в России

 

2

Познакомить с разнообразием народных промыслов в России.

Рассматривание бытовых изделий, рассказ о возникновении.

Материалы, история создания, предназначение, использование в быту.

 

Рассматривание презентаций, беседы.

Посещение музеев, краеведческих уголков, кабинета с оформленной выставкой.

Подбор изделий и иллюстраций.

Отметить особенность, декоративное разнообразие, красоту изделий, талант мастеров.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за народы своей Родины.

 

3,4

Виды народных промыслов на примере игрушки:

богородская, дымковская, мазыкская (шуйская), филимоновская игрушка, птица счастья из бересты.

2

Отметить разнообразие на примере игрушек (декоративное использование, предназначение), место возникновения, мастера-изготовители, основные различия в оформлении и внешнем строении изделий.

Рассматривание иллюстраций, альбомов, кукол в костюмах, чтение сказок, легенд, преданий.

Отметить особенность народных промыслов, талантливость мастеров в изготовлении и декорировании игрушки.

Практическая работа:

Составление узора в полосе, оформление раскрасок.

Изготовление изделий из цветного пластилина.

Оформление выставки детских работ.

5

Матрешка.

Виды росписи:

Сергиевская

Полохов – Майдан

Семёновская

 

1

Познакомить с особенностями изделий, отметить основные страны производители: Россия и Китай. Познакомить детей с народным узором, раскрыть характерные черты узоров; активизировать выражения -   народное искусство, узор; воспитывать интерес к изделиям народного искусства, к материалам народного творчества.

 

Беседа о народах, населяющих РФ, об их культуре. Рассматривание орнаментов разных народов, отметить взаимопроникновение культурного наследия народов России (сходство узоров).

Практическая работа – роспись раскрасок, рисование – гуашь.

Роспись деревянных заготовок (досточки).

6,7,8,9,10

Виды декоративной росписи:

Гжель, городецкая роспись,жостовская роспись, мезенская роспись, плехская роспись (миниатюра), хохлома, полохов – майдан.

5

Основной целью является умение различать виды росписи по цветовой гамме, основным элементам росписи. Называть элементы росписи, знать историю возникновения, предназначения и использования изделий с росписью. Отметить особенность и отличие.

Аппликация. Учить чередовать узоры, создавая орнамент.

ИЗО. Использовать определенные цветовые тона при создании изделия с задуманной росписью.

Практическая работа:

Выполнение узора в полосе – растительный и геометрический орнамент;

роспись разносов – составление узора, отмечая наличие элементов;

расписывать изделия из глины, картона.

 

11

Великоустюжное чернение по серебру.

 

1

Познакомить с видами растительного узора, способами его изображения, научить использовать в оформлении;

 учить различать, называть растительные узоры;

расширять кругозор, развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

 

Рисование красками.

Знакомство детей с разными видами растительного узора, способами его изображения.

При создании изделий из глины и пластилина соблюдать цветовую гамму и характерные элементы узоров.

12

Вологодское кружево.

1

продолжать знакомить детей с видами росписи;

учить создавать изделие, передавая характерные особенности при создания изделия из пряжи – вологодское кружево.

 Учить различать, называть узоры;

расширять кругозор, развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

 

Рассматривание изделий с данными видами росписи, выделение растительных элементов, отметить элементы изображения животных. Рассмотреть и отметить особенности промыслов: вологодское кружево.

Практическая работа – рисование акварельные краски + восковые мелки.

13, 14

Гусиевский хрусталь.

 

2

Учить детей рисовать узор в полосе, используя знакомые элементы.

Учить самостоятельно составлять композицию рисунка в целом, подбирая элементы различных цветосочетаний. Познакомить с новыми предметами быта и их разнообразием: посуда и ее разнообразие, украшение интерьера предметами из хрусталя.

Формировать умение размещать узор в полосе.

Закреплять технические навыки работы с красками.

Воспитывать художественный вкус, интерес к прикладному искусству.

 

Декоративное рисование с использованием знакомого орнамента.

Чтение стихотворения.

Беседа о применении узора в полосе для оформления бытовых изделий и изделий для украшения интерьера.

Практическая работа – роспись шаблонов из картона.

15, 16

Павло-посадские набивные платки.

 

2

Закрепить знания детей об особенностях национальной одежды, отметить наличие головных уборов, их разнообразие.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям, умение видеть и понимать национальный узор.

Формировать понятие «национальная одежда».

Упражнять детей в вырезании одежды, симметричным способом  для картонных кукол; научить делать выкройки по картонным лекалам.

 

Аппликация.

Обучение вырезывания симметричным способом.

Формирование понятия «национальная одежда»

Практическая работа – составление узора в квадрате.

Роспись кусочка ткани акварельными красками.

17, 18

 

Скань, филигрань.

 

 

2

Знакомство с разновидностями ювелирного искусства: филигранью, сканью, инкрустацией; приобретение первичных ювелирных навыков, формирование универсальных учебных действий.

 

Произвести свивку проволоки на изделие.

Разметить длины скрученных проволок на изделие по эскизу.

Произвести гибку проволок согласно эскизу на изделие.

Произвести пайку.

Разметить длины вставок.

Произвести пайку вставок на изделие.

Зачистить места припая на изделии

19, 20

 

 

 

 

 

 

Тульский самовар.

Тульский пряник.

 

2

Воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета; развивать творческое воображение учащихся.

Эскиз выполняется крупно, во весь размер альбомного листа. Форму пряника выбирают сами: он может быть круглый, овальный, прямоугольный , сердечком или птичкой… (показать таблицу). В линейном рисунке отмечается лишь силуэт пряничной фигурки. Цветовое решение должно быть близко к оригинальному прянику (показать фотографии пряников или сами пряники).

21

 

 

Уральская резьба по камню.

1

Формировать представление детей о камнерезном искусстве.

Продолжать учить детей различать и называть самоцветы.

Расширить знания детей о полезных ископаемых.

Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми и людьми (мастерами камнерезами).

Рассматривание готовых работ, презентаций.

Практическая работа:

выполнение работ из пластилина и глины с использованием стеки. Имитация изделий.

22

Драгоценные и полудрагоценные камни в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Познакомить с национальными ювелирными украшениями;

научить лепить украшения из соленого теста с помощью стеки, украшать изделия орнаментом.

 

Лепка изделия из соленого теста.

Беседа о работе мастеров – ювелиров.

Рассматривание презентации со слайдами, изображающими женские ювелирные украшения: обереги, браслеты, височные кольца, обручи на голове и руках, гривна шейная, бусы, бубенчики, серьги и т.д.

Украсить изделие с помощью стеки, изображая растительный узор по выбору.

23

Уральский малахит.

 

 

 

 

Познакомить с видом полудрагоценных камней: малахит.

Дать представление об их красоте, особенностях, использовании в быту, строительстве, декорации.

Формировать представление детей о камнерезном искусстве.

Расширить знания детей о полезных ископаемых.

Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми и людьми (мастерами камнерезами).

Рассматривание презентаий, альбомов с фотографиями и изображениями.

Знакомство с изделиями из малахита и использованием малахита в ювелирных  украшениях, в украшении помещений (Исаакиевский собор).

Работа по изобразительной деятельности с использованием пластилина и картона.

24

Украшения из драгоценных и полудрагоценных камней.

1

Ознакомление учащихся с природными богатствами Урала, с различныи камнями: лазурит, яшма, топаз, чароит, бирюза, аметист (полудрагоценные камни – рассматривание в коллекции камней).

Знать из каких камней делают ювелирные украшения;

Уметь осваивать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения творческого задания.

 

Выполнить эскиз ювелирного украшения.

Познакомить с камнями Урала.

Основные понятия: рисунок, узор, текстура, отпечаток листьев, веток.

25, 26

Береста. Берестоплетение. Художественная обработка бересты. Посуда, женские украшения, предметы быта.

 

2

Понимание особой роли берестяного промысла в жизни общества.

Извлечение необходимой информации из беседы. Выработка алгоритма действий.

Планирование собственных действий, прогнозирование результата.

Нравственно – эстетическая ориентация.

Рассмотреть наглядные пособия: берестяная посуда: туески, кусочки коры берёзы, образец подвески, шкатулки, заколки. Обувь из бересты – лапти.

Просмотр видеофильма о берестяном промысле, карта схема изготовления подвески. Отметить использование бересты в качестве бумаги.

Практическое задание – изготовление подвески.

27

28

Финифть.

 

2

Формирование художественно-эстетического вкуса учащихся через ознакомление с народными промыслами; знании о культурном наследии родного края; осознанного отношения  к ценнотям исторического прошлого

Знакомятся с основным понятием «перегородчатая эмаль» (финифть).

Рассматривают иллюстрации, фотографии и презентацию с образцами изделий, оформленных финифтью (ярославская финифть, потомственные мастера, закаленная эмаль. Промысел Яковлевского монастыря).

Украшения из финифти, народный промысел.

Знакомство с процессом изготовления.

Практическая работа: изделие из бумаги в клетку (медная загородка) и картона. Роспись с выбором изображения (портрет, натюрморт, пейзаж и сюжетные картинки).

Выставка изделий.

29

Иконопись.

Андрей Рублёв.

 

1

Формировать представление о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.

Научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси.

Просмотр видеофильма, презентаций и фотографий с работами древних мастеров.

Дать основное понятие и представления о роли древнерусской, христианской живописи древней Руси. Отличие от прогрессивной живописи, особенность и востребованность.

Фрески, мозаики, миниатюры, иконы – необычайная, невиданная, эксклюзивная красота изделий.

Практическая работа – составление и оформление выставки из готовых изделий. Изготовление табличек-подписей к иконам (фото), устные выступления по желанию.

30

Шемогодская резьба.

 

2

Познакомить с видом искусства  Шемогодская резьба по бересте, по кости.

Познакомить с историей возникновения (речка Шемокса), историей промысла. Растущий спрос.

Разнообразие изделий, известность и распространение.

 

Познакомить с понятием - Шемогодская резьба или берестяное кружево.

Изделия: шкатулки, коробочки, чайницы, туесы, хлебницы, тарелочки и т.д.

Просмотр видеоклипов с процессом работы.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Практическая работа: пластилин или глина, стеки.

Зарисовки кружева – эскизы.

31

Абрамцево – кудринская резьба

1

Ознакомление с Абрамцево-кудринской резьбой, растительным орнаментом и техникой исполнения;

Знать особенности построения растительного орнамента;

Закрепить графические умения и навыки.

Просмотр видео, презентаций, фотографий.

Познакомить с видом деревянного кружева – Абрамцево-кудринская резьба.

Знакомство с историей возникновения, особенностями промысла (Мамонтова Е.Г. – школы для крестьянских детей со столярными мастерскими).

Практическая работа:

Создание эскизов для работ (узор в полосе);

Работа на дисках со слоем пластилина с пощью стеки.

32

Украшение одежды

1

Расширить представление учащихся об орнаменте,

дать представление о видах орнамента, приёмах построения орнамента,

познакомить с характерной техникой орнамента.

Учить использовать в работе полученные ранее знания, применять выборочно, подбирая и сравнивая материалы.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Практическая работа:

В процессе оформления (шаблоны из картона и бумаги) сарафана, кокошника и телогрейки использовать узор в полосе, растительный орнамент.

В работе использовать полученные знания – при оформлении косоворотки и женских рубах использовать рисунок –вышивку.

 

33

Валенки.

Украшение обуви.

1

Обогащение знаний о русской народной зимней обуви – валенках истории и этапах изготовления, вариантах декора.

Активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина.

Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу.

Способствовать развитию чувства цвета.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Беседа о процессе изготовления валенок – способе валяния.

Уточнить различные названия валенок в зависимости от регионов России:

«пимы» - в Сибири

«чесанки» и «катанки» - Нижний Новгород

«валенцы» - Тамбовская и Тверская область.

Практическая работа:

изготовление сувенирных валенок из кусочков шерсти;

оформление изделий с помощью полученных ранее знаний: узор в полосе, орнамент, декоративная роспись.

 

 

34

Рукавицы.

1

Уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте;

Подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой;

формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

бережного отношения к результатам своего труда.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Использовать в работе орнамент, отмечая мотивы: растительный, геометрический, животный, национальный орнамент малых народов, использовать шаблоны.

Практическая работа: выполнить варежку из картона, бумаги. (работа в паре, т.к. варежки (руковицы) должны быть парными).

Выбор узора, орнамента; расположение узора.

Оформление рукавиц.

 

35

36

Предметы быта: посуда, шкатулки и ларцы.

2

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Рассуждают, сравнивают, сопостовляют, анализируют, обобщают, самостоятельно составляют алгоритм действий.

Выдвижение гепотез, извлечение необходимой информации.

Практическая работа: изображение конструкции и декора предмета народного быта.

Основные понятия: Крестьянское бытовое искусство.

Крестьянин – земледелец.

Предметы крестьянского быта и труда.

Древние знаки-символы в деклое.

Деревянная посуда.

Особенности пластической формы.

Символическре значение декоративных элементов в резьбе и росписи.

 

37

Итоговое занятие.

Рисование на свободную тему.

Готовим подарки для друзей.

1

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Рассматривание фото и видеоматериалов с готовыми изделиями.

Рассуждают, сравнивают, сопостовляют, анализируют, обобщают, самостоятельно составляют алгоритм действий.

Практическая работа:

Выполняют работу по желанию, используют полученные знания, умения, навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИОЖЕНИЕ

 

Орнамент – неотъемлемая часть декоративно – прикладного искусства

 

Декоративно-прикладное искусство – вид творческой деятельности, при которой художественная функция произведения сочетается с утилитарной, то есть предметы народного мастерства можно  использовать  практически.  Поле творческой деятельности художника очень разнообразно: от  предметов бытового назначения до  дизайна  космических  кораблей. 

Декоративное искусство постоянно развивается. Вместе с   появлением новых технологий декоративной обработки материалов, возникают новые жанры декоративного искусства. Также постоянно меняются и развиваются  тематика и сюжеты произведений декоративно- прикладного творчества. В тематике декоративного искусства всегда находили, и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственной, производственной и общественной деятельностью людей. В народном творчестве отражаются и национальные особенности, и  традиции, и уклад жизни того или иного народа. Если более древние сюжеты отражали, в основном, сцены охоты или земледелия, то в последующие столетия тематика декоративного искусства значительно усложнилась. Сегодня в декоративном искусстве  находят широкое применение темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например, такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса и др.  В орнаментальных его жанрах также легко прослеживается влияние современного уклада жизни, которое выражается в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, силуэта, в использовании необычных фактур и в других композиционных особенностях произведений.

Декоративно-прикладная деятельность отличается огромным разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, акрилом, различные виды аппликации и мозаики конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из пластилина или глины (с последующей росписью) и др. Во многих видах декоративно-прикладного искусства используется орнамент. Он является древнейшим видом украшения. Народ пронес его через столетия, в отличие от сюжетов, практически ничего не изменив в нем.

Орнамент (в переводе с латинского- «украшение») – узор, основанный на чередовании повторяющихся элементов, мотивов, основной его функцией является декоративная стилизация.  Орнамент характеризуется плоскостностью, он должен быть обязательно связан с поверхностью и материалом.

 Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности. Орнамент является одним из самых древних видов изобразительной деятельности человека. Он возник в эпоху палеолита и первоначально нес в себе символический и магический смысл. Основной темой палеолитического искусства была тема охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов.    Со временем мотивы потеряли свой первоначальный смысл, к орнаменту стали предъявлять эстетические требования: ритмичность, уравновешенность и др. Сложились определенные законы построения орнаментов в зависимости от их видов.

 

 

Виды орнаментов

Существуют следующие виды орнаментов (см приложение):

Геометрический - состоит из различных геометрических фигур (точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд и др.) Он часто встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.

Растительный – состоит из стилизованных изображений листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. Хохлома, городец, вышивка.

Зооморфный (зверообразный, животный) - изображения фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, голова) Вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба.

Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа (птица Сирин).Русская вышивка, кружево, резьба по дереву.

Комбинированный(смешанный) - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.

По форме построения выделяют типы орнаментов:

 Бесконечные - это орнаменты в полосе: используется для оформления, это кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.

 Замкнутые- в круге – симметрическое расположение узора, квадрате - узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки), деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента, узор идет по диагоналям, зеркально – симметричное расположение узора, прямоугольнике и т.д. (Приложение, рис 3)

Принципы построения орнамента - повторение, чередование (мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении), инверсия (обратное расположение узора), симметрия (полная, относительная, частичная).

 

Методические рекомендации по изучению орнамента

Перед преподавателем часто встает вопрос: с чего начать работу с детьми по изучению орнамента, как приобщить их к миру народного художественного творчества?

 Конечно же здесь нет готовых рецептов, у каждого преподавателя существуют свои методы и наработки в этой области.

На первых порах рисование можно заменить аппликацией. Можно предложить детям шаблоны, по которым они будут вырезать наиболее сложные элементы. Затем, когда все необходимые детали будут вырезаны, любой ребенок с легкостью сможет разложить эти детали на плоскости, создавая задуманную композицию. После того, как детали будут приклеены, можно дорисовать более мелкие элементы или украшающие линии цветными карандашами, фломастерами или тонкой кисточкой. Такой подход к работе позволит ребенку сразу увидеть, что у него получается, при необходимости передвинуть детали, чтобы получить наиболее уравновешенную композицию.

 Изучение орнамента начинается с простейшего ленточного орнамента, затем можно переходить к орнаментам в квадрате (прямоугольнике), и только потом –в круге. Дети вырезают необходимые элементы и располагают их на заданной плоскости согласно предложенным схемам.  При создании декоративного орнамента, узора нужно обратить внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показать, что сложный узор состоит их простейших, знакомых частей — точка, кружок, кольцо, треугольник, прямая, волнистая и зигзагообразная линии. Эти элементы необходимо расположить в определенной форме (полоса, квадрат, овал, круг и т.п.), т.е. построить композицию (составить части в единое целое). Здесь происходит первое знакомство детей с правилами и приемами композиции (ритм, симметрия и асимметрия, силуэт, композиционный центр и др.) и с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма). Нужно сразу уделять внимание гармоничному сочетанию цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

  После того, как дети освоили простейшие композиционные схемы орнаментов в виде аппликации, можно переходить к рисованию. Маленьким художникам также можно вначале порекомендовать использование шаблонов, но не всех элементов, а только наиболее сложных (изображения цветов, стилизованных птиц, животных, людей). Более простые элементы (листья, ягоды, геометрические фигуры и др.) дети могут дорисовать самостоятельно. В зависимости от возрастных особенностей и способностей детей используются цветные карандаши, фломастеры или краски. Практика показала, что дети, как правило, склонны «мельчить», т.е. рисовать очень маленькие предметы. В результате орнамент «теряется» на плоскости листа, нарушается его цельность и гармоничность. Шаблоны помогут ребенку правильно сориентироваться в размерах и пропорциях изображаемых узоров, а также соблюсти симметрию.

  Выполнив несколько работ с помощью аппликации и с использованием шаблонов, многие дети готовы к самостоятельному составлению орнаментов. Работу удобно начинать с выполнения орнаментов в той же последовательности (в полосе, в квадрате (прямоугольнике), в круге). Для рисования используется краска одного цвета. Хорошо выглядят орнаменты в черно-белом варианте (Приложение, рис.2). Дети не отвлекаются на цвет, все внимание сосредоточено на композиции. Закрепляется понятие композиционного центра. К тому же монохромные орнаменты требуют меньших затрат времени, в результате дети гораздо быстрее справляются с заданием.

  После того, как проделаны все эти упражнения, необходимо продолжить знакомство с цветоведением (контраст, сближенная цветовая гамма и др.). Можно давать задания на воображение с определением тематики орнаментов: «времена года», «рассвет», «туман», «северное сияние» и так далее. Орнаменты могут быть выполнены, например, в виде эскизов для ковриков, платков или панно.

Огромное значение имеет показ образов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узоры, какого-либо народа, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Они учатся простыми средствами добиваться художественной выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? О том, как, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева – М.: Советский художник, с; ил.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с.

3. Буткевич Л. М. История орнамент: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8 с. ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

4. Л. М. Буткевич Л. М. «Орнамент как процесс». М., 2002 г.

5. Величко Н. К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. – М. «АСТ-ПРЕСС». 1999. С. 63-65

6. Литвиненко В. А., Давалева Д. А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ.конф. №2(41).URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 02.05.2018)

7. (Романова М. Н., Корнилова А. А. Обзор методических пособий по ДПИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 41. – С. URL: http://e-koncept.ru/2017/771344/htm. )

8. Росине К. «Орнамент всех времён и стилей». М., 1987 г. С.

9. Соболев Н. Н. «Русский орнамент». М., 1968 г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также