Конкурс методических проектов по истории религий и духовно-нравственному воспитанию школьников
Конспект учебного занятия
«Священные сооружения
(номинация: «Основы мировых религиозных культур»)
Толкачева Ксения Васильевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска»
Челябинск
2021
Пояснительная записка
Конспект урока по курсу ОРКСЭ разработан для 4 класса по модулю «Основы мировых религиозных культур». Тема урока: «Священные сооружения». Для проведения урока предусмотрено 2 часа. Данное занятие рассчитано на 1 час.
Цель урока: освоение учащимися первичных представлений о священных сооружениях религий мира
Методы обучения: беседа, работа с учебником и справочной литературой, самостоятельная работа.
Технологии обучения: технология развивающего обучения, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства: компьютер, проектор, средство связи с выходом в интернет с установленными программой для распознавания QR – кода.
Наглядность: рабочие листы для команд
Планируемые результаты:
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать информацию;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывание, монолог, сообщение, презентация);
-планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
-выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные:
- определение исторических процессов, применение основных понятий, терминов;
- определение и использование понятий и терминов;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов по отдельным тематическим блокам;
- приобретение опыта использования историко-культурного подхода к оценке социальных явлений.
Конспект урока
«Священные сооружения»
Место проведения: класс, дети сидят сначала в парах, затем в 4 группах по 5-6 человек
1. Организационный момент (1 минута)
2. Вводное слово учителя. Введение в тему (3-4 минуты)
Назовите мировые религии.
(христианство, ислам, буддизм, иудаизм)
Внимательно посмотрите на эти изображения. (на доске – изображение православного храма, мечети, синагоги, дацана)
К какой культуре они относятся к материальной или к духовной? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, скажите, кто посещает эти здания? (люди, верующие)
Для чего предназначены эти здания? (для совершения совместных ритуалов)
Именно поэтому эти здания, сооружения становятся священными для верующих людей. Назовите тему урока. («Священные сооружени»я)
Как вы поняли, что такое священные сооружения? («Священные сооружения -это сооружения, предназначенные для совершения совместных ритуальных действий»)
-Понаблюдайте за их особенностями. Расскажите, что вы заметили. (высказывания по увиденному)
-Что еще вы хотели бы узнать? Обсудите в парах, что вы хотели бы узнать о священных сооружениях. (Как они выглядят снаружи (изнутри)? Когда появились священные сооружения? Что они значат для верующих?)
Сегодня мы с Вами постараемся ответить на эти вопросы.
Каждый из Вас перед началом урока получил фрагмент мозаики. Сейчас вам нужно собрать мозаику воедино, образовав при этом группы. (Перед началом урока детям выданы разрезанные фрагменты изображений – символов религий, собрав которые они образуют 4 группы)
Сегодня мы с Вами совершим путешествие по священным сооружениям мировых религий.
Итак, отправляемся.
Каждая группа будет изучать священное сооружение одной из мировых религий. Вы получаете QR – код, отсканировав который вы попадете на виртуальную экскурсию по священному сооружению. (Приложение 1)
Ваша задача – внимательно просмотреть данную экскурсию, заполняя при этом рабочий лист. Заполненный рабочий лист (Приложение 2) вы презентуете перед другими группами, рассказывая о проделанной работе. (20 минут на работу + 9-10 минут на защиту всех групп)
После завершения презентации групп, обучающиеся делятся равномерно на 6 групп. Делятся следующим образом: каждый ученик вытягивает из непрозрачного пакета фрагмент листа бумаги определенного цвета - белый, зеленый, желтый, синий, красный, черный, образуя таким образом группы. Технология обсуждения построена на основе схемы «шести шляп мышления» британского психолога Эдварда де Боно
Задачи, поставленные каждой команде, выглядят так:
Белая шляпа: найди изюминку (культурную особенность) священного сооружения каждой религии
Зеленая шляпа: какой вопрос ты бы задал товарищу, который уже побывал в священном сооружении данной конфессии?
Желтая шляпа: чему я могу научиться у представителей данной конфессии?
Синяя шляпа: что общего у всех религиозных сооружений? Какие духовные ценности, символически обозначенные в священных сооружениях, нас объединяют?
Красная шляпа: что я почувствовал, попав в священное сооружение?
Черная шляпа: что я отвечу скептику, который боится идти на экскурсию в священное сооружение?
Обсуждение в рамках технологии продолжается 5-6 минут. Обладатели каждой шляпы тезисно в двух - трех предложениях формулируют итоги обсуждения
Таким образом, к концу изучения темы, ученики ознакомились с текстом учебника, заполнили рабочие листы, совершили виртуальное образовательное путешествие и участвовали в групповой работе.
Приложение 1
QR –коды для каждой группы
Для проведения учебного занятия используется виртуальное образовательное путешествие «Москва многоконфессиональная», находящееся в открытом доступе на платформе Youtube.
Просмотр отдельного ролика занимает 2–5 минут. Это время, допустимое по Сан-ПиНу 2.4.2821-10 (с изменениями на 22.05.2019) для работы с устройствами виртуальной реальности детей младшего школьного возраста.
Православный храм Мечеть
Синагога Ступа
Приложение 2
Рабочий лист
«Православный храм»
(Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево)
Составгруппы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ваших руках рабочий лист. Ваша задача: выполнить задания, ответить на вопросы и представить результат своей работы другим группам
Москва – большой город, где проживают представители разных религиозных конфессий, люди со своей культурой, обычаями и традициями.
Задание 1. Выясните и запишите ответ о значении алтаря в православном храме.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в таблице.
Помещение при входе в храм, где могут находиться некрещеные прихожане |
|
Часть храма, где находятся молящиеся во время богослужения |
|
Часть храма, находящееся на возвышении. Именно в этой части совершаются богослужения |
|
Задание 3. Как украшен храм внутри? Какие особенности в обстановке вы заметили? Опишите ваши впечатления от увиденного.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Храм представляет собой воспроизведение модели большого крестово-купольного храма с пятью куполами. В своем плане он представляет собой обширное крестообразное пространство, куда свет проникает через окна в барабане, увенчанном золотым куполом. Малые купола синего цвета, украшенные звездами, говорят о том, что храм посвящен Богородице.
Подпишите названия характерных деталей в архитектурном облике храма.
Рабочий лист
«Мечеть»
(Московская Соборная Мечеть)
Составгруппы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ваших руках рабочий лист. Ваша задача: выполнить задания, ответить на вопросы и представить результат своей работы другим группам
Москва – большой город, где проживают представители разных религиозных конфессий, люди со своей культурой, обычаями и традициями. История священного сооружения, на территории которого вы находитесь, насчитывает более ста лет.
Задание 1. Выясните и запишите требования к внешнему виду при посещении мечети. Выясните, в чем заключается особенность посещения мечети для мужчин и для женщин.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в таблице.
Ниша в стене мечети указывает направление в сторону заповедной мечети в Мекке, куда мусульмане обращают лицо при совершении молитвы и некоторых других обрядов поклонения. Чаще всего расположена в середине стены мечети. |
|
Возвышение в мечети, кафедра, на которую поднимается имам (глава мусульманской общины) для произнесения проповеди. Имеет вид высокого трона, на который ведет лестница с перилами. |
|
Задание 3. Как украшена мечеть внутри? Какие особенности в обстановке вы заметили? Опишите ваши впечатления от увиденного.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. После масштабной реконструкции Московская Соборная мечеть стала одной из самых высоких мечетей Европы. Высота двух ее минаретов составляет более семидесяти метров. Купол новой мечети покрыт сусальным золотом и увенчан символом ислама – полумесяцем. Храм также украшен изречениями из священной книги Коран на арабском языке.
Подпишите названия характерных деталей в архитектурном облике мечети.
Рабочий лист
«Синагога»
(СИНАГОГА «БЕЙС МЕНАХЕМ»)
Составгруппы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ваших руках рабочий лист. Ваша задача: выполнить задания, ответить на вопросы и представить результат своей работы другим группам
Москва – большой город, где проживают представители разных религиозных конфессий, люди со своей культурой, обычаями и традициями.
Задание 1. Выясните и расскажите о том, как происходит изготовление свитков Торы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в таблице.
располагается у стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся |
|
возвышение, находящееся в центре синагоги, с которого читается Тора |
|
самые священные предметы в синагоге |
|
Задание 3. Как украшена синагога внутри? Какие особенности в обстановке вы заметили? Опишите ваши впечатления от увиденного.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле. Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Молитвенный зал сверху опоясывает галерея, называемая “Эзрат Нашим” и предназначена для девушек и женщин, приходящих в синагогу как молиться, так и просто посетить.
Подпишите названия характерных деталей в архитектурном облике синагоги.
Рабочий лист
«Ступа
(Ступа Просветления в Отрадном)
Составгруппы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ваших руках рабочий лист. Ваша задача: выполнить задания, ответить на вопросы и представить результат своей работы другим группам
Москва – большой город, где проживают представители разных религиозных конфессий, люди со своей культурой, обычаями и традициями.
Задание 1. Выясните особенности и расскажите о том, как молятся буддисты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Как украшена ступа внутри? Какие особенности в обстановке вы заметили? Опишите ваши впечатления от увиденного.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
3. Ступа
Просветления относится к одной из восьми сутрических ступ и является главнейшей
их них. Эта ступа может быть условно разделена на три части: Львиный трон — это
основание, над которым и возвышается сама ступа, состоящая из двух частей.
Ступа причин (первая часть ступы) — причины для просветления. Ступа результатов
(это вторая часть ступы, от колец и выше) — само просветление
Литература:
1. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. М.: Попурри, 2006. 208 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-й класс. учеб. для общеобразоват. организаций / А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2019. 111 с.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изм. на 22 мая 2019 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения: 04.11.2020)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.