КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 155-156
Пирамида и ее элементы, виды пирамид. Развертка, площадь боковой и полной поверхности пирамиды.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 04.05.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
- изучение нового вида многогранника – пирамиды, ее элементов;
- развитие познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования;
- развитие эмоционально-положительного отношения к изучению геометрии, геометрической зоркости, пространственного воображения;
- воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности.
2.2 Результаты обучения:
1) Усвоить понятие многогранник.
2) Решать задачи на нахождение элементов многогранников, площади поверхности.
2.3 Критерии оценки:
1) Раскрывает содержание понятия многогранника и его элементов;
2) Объясняет свойства многогранников по видам.
3) Изображает многогранники и выполняет их развёртки;
4) Определяет виды правильных многогранников;
5) Решает задачи на нахождение элементов многогранников;
6) Применяет формулы площади боковой и полной поверхности многогранников при решении задач.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Повторение. · Что называют куб? · Расскажите алгоритм построения куба.
|
Презентация
|
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
Рассмотрим многоугольник A1A2…An и точку P, не лежащую в плоскости этого многоугольника. Соединим точку P отрезками с вершинами многоугольника. В итоге получим n треугольников: PA1A2, PA2A3, …, PAnA1. Многогранник, составленный из n-угольника A1A2…An и этих n треугольников, называется пирамидой.
Многоугольник A1A2…An называется основанием пирамиды. Треугольники PA1A2, PA2A3, …, PAnA1 называются боковыми гранями пирамиды. Точка P – вершиной пирамиды, а отрезки PA1, PA2,…, PAn – ее боковыми ребрами. Пирамиду с вершиной P и основанием A1A2…An называют n-угольной пирамидой и обозначают так: PA1A2…An. Отрезок, соединяющий вершину пирамиды с плоскостью ее основания и перпендикулярный к этой плоскости, называется высотой пирамиды. Объединение боковых граней называется боковой поверхностью пирамиды, а объединение всех граней называется полной поверхностью пирамиды. Тогда площадью боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей ее боковых граней. А площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех ее граней.
Пирамида в зависимости от того какой многоугольник лежит в основании имеет свое название. Если в основании лежит треугольник, то пирамида называется треугольной. Если четырехугольник – то четырехугольной пирамидой. А если n-угольник, то n-угольной пирамидой.
Задача 1. Основанием пирамиды является ромб, сторона которого равна 5см, а одна из диагоналей равна ВД=8 см. Найти длину боковых ребер пирамиды, если высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 7см . Решение.
Ответ. , см. Пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой. Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется апофемой.
Свойство правильной пирамиды. Все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками. Теорема о площади боковой поверхности правильной пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему.
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
|
Закрепление. Задача 2. Радиус окружности, вписанной в основание правильной четырехугольной пирамиды, равен 3 м , высота пирамиды равна 4 м . Найти площадь боковой поверхности пирамиды. Решение.
Ответ. 60 м2 Решим еще одну задачу. Задача 3. Радиус окружности, описанной около основания правильной треугольной пирамиды, равен . . Найти длину апофемы. Решение.
Ответ. 4 м
|
Презентация
|
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
|
Домашнее задание: 1. Написать конспект. 2. Решить задачи. 3. Заполнить таблицу. |
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
30 |
2. |
Решить задачи. |
40 |
3. |
Заполнить таблицу |
30 |
Задачи:
1. Основание пирамиды – прямоугольник со сторонами 6 и 8 см. Высота пирамиды равна 12 см и проходит через точку пересечения диагоналей основания. Найдите боковые ребра пирамиды.
2. Сторона основания правильной треугольной пирамиды равна 6 см, а высота - √13 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
Заполнить таблицу:
Фигура |
Число вершин |
Число рёбер |
Число граней |
Какая фигура является боковой гранью? |
Какая фигура лежит в основа-нии? |
Боковая поверх-ность |
Полная поверх-ность |
Треугольная пирамида |
|
|
|
|
|
|
|
Четырёху-гольная пирамида |
|
|
|
|
|
|
|
Пятиуголь-ная пирамида |
|
|
|
|
|
|
|
Шестиуголь-ная пирамида |
|
|
|
|
|
|
|
Правильная пирамида (тетраэдр) |
|
|
|
|
|
|
|
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.