Тема урока: «Заглавная буква Ф.»
Автор: Петренко Татьяна Филипповна, учитель начальных классов
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока:
1. Научить писать прописную (заглавную) букву Ф.
2. Упражнять в составлении предложений, делении слов на слоги, постановке ударения в слове.
3. Развивать умение подбирать к словам схемы, развивать внимание, наблюдательность, речь детей;
4. Воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, привить правила поведения при посещении гостей.
Представление о результатах:
-личностные:
1 Проявлять интерес к новому материалу.
2 Развивать способность адекватно оценивать себя и своих одноклассников.
3 Проявлять трудолюбие, старание.
-метапредметные:
Познавательные: использовать знаково-символические средства (прописная буква)
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
-Предметные:
1 Знать алгоритм написания заглавной буквы Ф.
2 Уметь выполнять письмо по образцу (самостоятельно).
3 Выполнять письмо заглавной буквы Ф, писать слова, предложения с буквой Ф.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем.
Мы должны им показать,
Как умеем мы писать,
Думать, мыслить и читать,
На вопросы отвечать. (к гостям)
-Не судите очень строго,
Проучились мы немного.
Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее)
- Я желаю вам до конца урока сохранять хорошее деловое настроение.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
А начнем мы наш урок с игры «Доскажи словечко»
- Наша речь состоит … (из предложений).
- Звуки бывают гласные и ... (согласные)
- Согласные бывают твёрдые и ... (мягкие)
- Согласные бывают звонкие и …(глухие)
- Гласные звуки бывают ударные и…(безударные).
- Сколько в слове гласных столько и …(слогов)
- Звуки мы произносим и…(слышим), а буквы мы видим, читаем и на уроках письма ...(пишем)
- Имена, фамилии, … (пишутся с заглавной буквы).
-Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (на уроке обучения грамоте мы познакомились с буквой эф)
- Какие звуки она обозначает? (ф, ф,)
Внимание смотрим все на доску!
Вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились слова.
- Что общего во всех словах? (все слова с буквой эф)
- Что вы можете рассказать про эту букву? (буква эф обозначает согласные звуки, даёт два твёрдый, мягкий и ещё глухой)
-Рассмотрите слова. Сможем ли мы записать их? Почему?
(Федора, Фёдор)
3.Целеполагание.
- Почему возникли затруднения? (потому что мы ещё не умеем писать прописную(заглавную) букву эф)
- Сформулируйте тему урока. (Тема урока прописная буква эф).
-- Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
- Поставьте цель урока.
· Учиться писать элементы, заглавную букву Ф., слоги, слова, предложения с этой буквой.
- Чем похожи и чем отличаются письменная и печатная буквы? (у письменной есть палочка с закруглением внизу, буква пишется с наклоном)
· Из каких элементов состоит? (палочка и два овала) показываю
- У каких букв есть ещё этот элемент? (Р, П, Т, Г, У)
- Каким соединением будем пользоваться? (нижним)
4. «Открытие» нового знания
- А сейчас давайте посмотрим, как пишется буква эф. Посмотрели
Встаньте, пожалуйста, и напишите на спине друг друга заглавную букву эф. Ребята, которые стоят впереди пишут в воздухе.
Первичное закрепление.
- Откройте прописи на странице 11. Сегодня на нашем уроке правильную и красивую заглавную букву эф поможет написать нам …. (Фокусник) прикрепить картинку на доску
- А кто такой фокусник? (Фокусник – это артист, показывающий фокусы)
- Какой первоначальный звук слышите в этом слове? Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ф] согласный, глухой, твердый, находится в начале слова.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме (Буквой эф)
- Фокусник приготовил для вас задания.
1)Отработка написания новой буквы в прописи.
-Составьте алгоритм написания буквы Ф.
Длинная прямая с закруглением внизу влево; два овала справа и слева.
1.Пишем длинную прямую с закруглением влево.
2.Присоединяем овал слева.
3. Присоединяем овал справа.
Все готовы потрудиться
Взяли ручку, сели прямо
Развернем углом тетрадь.
-Обведите элементы заглавной буквы.
Письмо в тетрадях 3 буквы.
- Выберите самую красивую и подчеркните. (-Помогите соседу по парте найти самую красивую букву и подчеркни её.)
Письмо ещё 3 букв.
Выберите самую красивую и обведите в круг. Дописать самой красивой буквой строку. (взаимопроверка)
5.Первичное закрепление.
-Письмо слогов.
Фа Фу Фе
- Какое соединение используем? (нижнее)
- Пишем 1 раз. (Учитель пишет на доске)
- какие гласные указывают на твердость согласного звука? (а, у)
- какие гласные указывают на мягкость согласного? (е)
(подчеркните карандашами синего и зелёного цвета)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Готовы ли вы самостоятельно применить умение писать букву Ф
Письмо слов. На доске: Фаина Федя
- Назовите общий признак для этих слов. (имя девочки и мальчика)
-Что обозначает первое слово? (имя девочек)
- Как пишутся имена людей? (с большой буквы)
Прочитайте следующее слово. Федя
Что оно обозначает? (имя мальчика)
Фаина (схемы у доски выполняют дети после проверки закрепить фа (слияние тв.), и (гл) на (слияние тв)
-Разделите слово по слогам
Фа/и/на (на доске это слово написано)
-Как узнали? (хором правило)
Зажгите гласные буквы красным цветом.
Федя (фе слияние -мяг) дя (слияние- мяг)
Какое правило мы знаем? (имена пишем с большой буквы)
-Поставьте ударение.
-Напишите 2 раз.
Гимнастика для глаз «Бабочка» слайд
7. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.
- Какую работу на уроке ещё не выполнили?
Письмо предложений в прописи. (задание)
Фаина вяжет кофту.
У Феди тёплый шарф.
- Как правильно оформить предложение на письме?
· определите количество слов в предложении;
· вспомните как пишутся имена;
· запишите предложение;
· прочитайте следующее предложение;
· составьте схему предложений на доске
Работа с карточками. Работаем в свободной строке
- Из слов составить предложение.
(Карточки) Работа в парах. Федора, Фаиной, дружит, с
- Прочитайте предложение. Какие правила применяем?
-Записать предложение самостоятельно.
(2 пары спросить, как составили предложение)
- Давайте проверим, какая пара правильно построила предложение, прочитайте про себя, затем прочитайте вслух.
- Согласны ли вы с мнением соседа. А сейчас проверим. слайд
Федора дружит с Фаиной.
Оценим себя с помощью сигнальных карточек. У кого всё правильно покажите зелёную карточку, 1 или две ошибки жёлтую, если всё неправильно красную карточку. Мы с вами проверили эту работу. Скажите, где можно увидеть эти цвета? (светофор)
Светофор - Световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, дорогах.
- А кто скажет, что они означают?
- И сегодня мы с вами научимся правильно писать это слово.
- Давайте прочитаем, обозначим ударение. Какой слог ударный? Какие гласные безударные? Подчеркните их и запомните, как пишется это слово
8. Рефлексия деятельности.
- Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Сравните свою работу с поставленной целью.
Фразу я начну, вы завершайте
Вместе дружно отвечайте!
Мы сегодня на уроке научились писать заглавную букву… эф
Буква эф обозначает звуки….
Эти звуки … согласные
Оцените свою работу на уроке нарисуйте настроение фокуснику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.