Класс__________Дата__________
Урок № ____
ПОНЯТИЕ ОБ ИРРАЦИОНАЛЬНОМ ЧИСЛЕ
Цели: ввести понятие иррационального числа, действительного числа; закрепить навык преобразования обыкновенной дроби в десятичную и десятичной бесконечной периодической дроби в обыкновенную; развивать память, мышление.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Повторение по теме: «Квадратный корень из числа».
Задание: Среди выражений, записанных в таблице, найдите и вычеркните те, которые не имеют смысла:
3. Изучение нового материала
Множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел. К рациональным числам относятся натуральные числа. Натуральные числа это те числа, с помощью которых мы ведем счет: 1, 2, 3, 4, 5 и т.к.
Если мы к натуральным числам добавляем противоположные им числа и число нуль, то мы получаем множество целых чисел.
Если мы к целым числам добавляем дробные числа, выраженные числителем и знаменателем, у которых числитель это целое число, а знаменатель натуральное число, то мы получаем множество рациональных чисел.
Каждое рациональное число можно выразить в виде десятичной, бесконечной периодической дроби. Даже целые числа мы можем представить, как целое число и ноль в периоде.
- 1,666… 0,333… 1,5
-1,(6) -1,(0) 0,(3) 1,(0) 1,5(0) 2,(0)
Иррациональные числа. Приставка «ир» говорит нам, что это не рациональные числа. И в отличии от рациональных чисел иррациональные нельзя представить в виде дроби, у которой бы числитель был бы целым числом, а знаменатель – натуральным. Зато их можно представить в виде десятичной, бесконечной, непериодической дроби.
Мы видим, что периода здесь нет. И именно эти числа записываются с помощью корней. В данном случае это число можно записать как , а это
Определение: Иррациональными называются числа, не являющимися рациональными,
которые не могут быть представлены в виде дроби
, где а целое число, а б – натуральное.
Иррационально число может быть представлено в виде бесконечной десятичной
непериодической дроби
Задание: Распределите числа по группам: -3,078; -50,(06), число, квадрат которого равен 2; 2,1500000785003…; -0,904511087…; 12,1769034451…
Задание: Укажите все верные утверждения.
4. Физкультминутка
5. Формирование умений и навыков
1. № 276 устно
2. № 280, 281 письменно
6. Итоги урока
Вопросы учащимся:
- Какие числа называются иррациональными?
- Какие числа образуют множество действительных чисел?
Домашнее задание: п. 10, 11 изучить, № 282, 285
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.