Конспект урока по биологии на тему "Строение многообразие грибов"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии на тему "Строение многообразие грибов"

Оценка 4.7
Документация
docx
биология
5 кл—11 кл +1
15.02.2020
Конспект урока  по биологии на тему "Строение многообразие грибов"
Тема: Строение и многообразие грибов Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, формирование информационных, общеучебных, коммуникативных, здоровьесохраняющих компетентностей. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью.
Строение грибов.docx

Класс: 5 а, б.

Дата: 10.02.2020 г.

 

Тема: Строение и многообразие грибов

Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, формирование информационных, общеучебных, коммуникативных, здоровьесохраняющих компетентностей. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование и материалы: учебник, рисунки съедобных и ядовитых грибов, учебная иллюстрация «Грибы», муляжи шляпочных грибов (белого гриба и лисички), кусок хлеба, пораженный плесневыми грибами.

Понятия и термины: Грибы. Грибница. Плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организационный этап

·         Слово учителя

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же он…

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном -

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка?

Малыша зовут… (Незнайка)

- Как вы думаете, зачем Незнайка пришел к нам на урок?

II Актуализация опорных знаний

·         Вопросы учащимся (фронтально) (учебник, с. 48)

1. Какие грибы вы знаете?

2. Какова роль грибов в природе и жизни человека?



III Мотивация учебной деятельности

·         Слово учителя

Французский ботаник Вайян, выступая в 1718 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Колебался даже Карл Линней. Ему долго не хотелось считать их растениями. Он находил в них много общего с животными. Позднее он все-таки подыскал грибам место среди не зеленых растений, расположив их между водорослями и лишайниками.

А теперь отгадайте загадки о грибах:



1. Царь грибов на толстой ножке —

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он... (белый).



2. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)



3. Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)



4. Этот гриб найдешь весной

На опушке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок).



5. Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберезовик)



6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …(подосиновик).



7. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.



Собирай, не мешкай!

Это …(сыроежки).



8. Этот гриб совсем не красен,

Но, поверьте, он опасен -

Не похож на мухомор,

Но на всех наводит мор.

Мор наводит на зверей,

Ядовит и для людей.

В руки даже не бери,

Полон яда он внутри.

В светлой шапке, на дорожке

Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)



9. Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый … (шампиньон).



·         Вопрос учащимся

Какая тема нашего сегодняшнего урока?



·         Слово учителя

– Ребята, у нашего гостя – неприятность. Он собирался пойти за грибами, но где искать их – он не знает. И в грибах он плохо разбирается… Давайте ему поможем и расскажем о грибах!



Запись темы урока в рабочую тетрадь. Определение цели урока.

IV Изучение нового материала

1. Среда обитания и многообразие грибов

Грибы образуют особое царство живой природы. В настоящее время их насчитывают более 100 тыс. видов. Это разнообразные организмы, одноклеточные или многоклеточные, имеющие различную форму.

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных.

2. Строение грибов.

Некоторые грибы — одноклеточные организмы, по большая их часть многоклеточные. Клетки грибов имеют настоящие ядра. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — вещество, характерное для беспозвоночных животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, илимицелий.

3. Строение шляпочного гриба

Среди грибов наиболее известны шляпочные (учебник, с. 48, рис. 26 «Строение шляпочного гриба»). К ним относятся белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.

hello_html_40171779.jpg

В повседневной жизни мы называем грибом лишь часть грибного организма, егоплодовое тело. У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название — шляпочные грибы.

·         Составление опорной схемы на доске и в рабочих тетрадях

Строение шляпочного гриба



Грибница плодовое тело

Ножка шляпка

Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. У одних грибов, например у белого гриба, подберёзовика, маслёнка, нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой шляпок рыжиков, волнушек образован многочисленными пластинками. Этопластинчатые грибы.



·         Составление опорной схемы на доске и в рабочих тетрадях

Шляпочные грибы



Трубчатые пластинчатые

(белый гриб, подосиновик) (лисички, опята, бледная поганка)

4. Грибы съедобные и ядовитые

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы. Давайте об этих грибах и узнаем.

·         Сообщение учащейся

Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.

При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята.

Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.

Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.

·         Физкультминутка

Мы идем в осенний лес, (Дети шагают на месте)

А в лесу - полно чудес! (Разводят руками)

Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь тыльной стороной ко лбу)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).

Украшай осенний бор.

·         Слово учителя

Помимо шляпочных грибов, в природе существует еще и плесневые грибы, которые образуют плесень на продуктах питания, стенах домов, одежде, книгах и т.д. Выполняя лабораторную работу, вы познакомитесь со строением плесневого гриба мукора, который поселяется на хлебе, фруктах и овощах.



·         Лабораторная работа №3

Изучение строения плесневых грибов

Цель: изучить строение плесневых грибов (на примере мукора)

Ход работы

1.    Рассмотрите кусок белого хлеба, пораженного плесневым грибом мукором.

2.    Рассмотрите в учебнике (с. 50, рис. 28, б) как плесневый гриб мукор выглядит под микроскопом.

3.    Зарисуйте строение гриба мукора в лабораторную тетрадь. Обозначьте грибницу, плодовое тело, споры.

Строение гриба мукора

hello_html_m45cc19a8.jpg

4. Вывод: Дополните предложение: Плесневый гриб мукор имеет … и …, в котором созревают … .

5. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Давайте об этом узнаем.

·         Сообщение учащейся

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов делают лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д. Но грибы могут наносить и большой вред: портить продукты питания, разрушать постройки. Одни из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Другие вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело и даже смертельно отравиться.

V Обобщение и закрепление изученного материала

·         Обобщающая беседа

1. Какое строение имеют шляпочные грибы?

2. Что такое грибница и плодовое тело гриба?

3. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

4. Чем трубчатые грибы отличаются от пластинчатых?

 

VI Итог урока

·         Слово учителя

Наше путешествие по царству Грибов подошло к концу. Как вы думаете, сможет ли тепер Незнайка отправиться за грибами? А вы сможете?

У каждого из вас на парте лежит маленькая иллюстрация белого гриба. Напишите на нем, понравился ли вам сегодняшний урок. И давайте наполним нашу корзинку грибами.

VІI Домашнее задание

Параграф _________; индивидуальное задание: подготовить сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека.

 


 

Класс: 5 а, б. Дата: 10.02.2020 г

Класс: 5 а, б. Дата: 10.02.2020 г

Как вы думаете, зачем Незнайка пришел к нам на урок?

Как вы думаете, зачем Незнайка пришел к нам на урок?

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы

Вывод: Дополните предложение: Плесневый гриб мукор имеет … и …, в котором созревают …

Вывод: Дополните предложение: Плесневый гриб мукор имеет … и …, в котором созревают …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020