Конспект урока по биологии. Тема "КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА"
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии. Тема "КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА"

Оценка 4.9
docx
24.03.2020
Конспект урока по биологии. Тема "КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА"
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА.docx

 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о клеточном строении организма; строении животной клетки; функциях частей и органоидов клетки.

Развивающая: Формировать умения: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека; называть части и органоиды клетки тела человека; распознавать на рисунках, табли­цах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки; рабо­тать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; вы­делять главное, логически мыслить.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты животных клеток, таблицы «Строение животной клетки», «Строе­ние растительной клетки».

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

          1. Работа со словариком.

Анатомия человека (от греч. «анатоме» - вскрытие, рассече­ние) - наука о строении человеческого тела.

Физиология человека (от греч. «физис» - природа) - наука о функциях человеческого организма и его органов.

Гигиена (от греч. «гигиенос» - здоровый) - наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.

        2. Проверка содержания таблицы о вкладе зарубеж­ных и отечественных ученых в науку, изучающую организм чело­века (варианты заполнения таблицы указаны в примечании после таблицы в конспекте урока 6).

         3. Заслушивание сообщений об ученых (если таковые будут подготовлены).

Последовательность действий при заслушивании сообщений (докладов, рефератов) учащихся:

1) учащийся, подготовивший сообщение (доклад, реферат), вы­ходит к доске и называет тему выступления;

2) свободно излагает содержание написанной работы (допуска­ется и чтение доклада (реферата, сообщения), но оценка снижается на один балл (об этом ребят ставят в известность на предыдущем уроке);

3) затем учащийся - автор сообщения (доклада, реферата) - за­дает вопросы (обычно три) по содержанию доклада (реферата или сообщения) тому ученику, фамилию которого называет учитель;

4) если слушатель отвечает на все три вопроса - получает оцен­ку «5», на два из трех - оценку «4» и т. д. Такой подход к данной форме деятельности заставляет всех учеников внимательно слу­шать своих товарищей, вникать в суть излагаемого.

III. Изучение нового материала.

        1. Вступительное слово учителя.

Мы знаем, что все живое построено из клеток. Тело человека не исключение. В организме человека миллиарды клеток. Они очень разнообразны по размерам (от нескольких микрометров - малый лейкоцит - до 200 микрометров - яйцеклетка), по форме (плоские, круглые, веретенообразные, с отростками и без них). Однако боль­шинство из них имеют единый план (строение).

         2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

- Назовите главные части клетки.

(Ядро и цитоплазма, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.)

- Перечислите органоиды, общие для растительной и животной клеток.

(Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, ри­босомы, митохондрии, клеточный центр.)

- Чем растительная клетка отличается от животной?

(У растительной клетки, в отличие от животной, имеют ме­сто оболочка из клетчатки (целлюлозы), пластиды трех шипов (хлоропчасты - зеленые, хромопласты - красно-оранжево-желтые, лейкопласты - бесцветные) и вакуоли с клеточным соком.)

          3. Слово учителя.

Сегодня нам предстоит более детально познакомиться с живот­ной клеткой.

          4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учеб­ника на с. 28-29 и заполнение таблицы.

№ п/п

Элементы клетки

Особенности строения

Функции

1

Ядро

Снаружи окружено ядер­ной  мембраной;  внутри находится одно или не­сколько ядрышек; в пе­риод деления  клеток  в ядре видны хромосомы, содержащие ДНК

Несет наследственную информацию; регулирует образование белков; в яд­рышках образуются рибо­сомы; обеспечивающие сборку белков клетки

2

ЭПС  (эн-доплазматическая

сеть)

Сложный лабиринт, об­разованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков; на некоторых участках к ее мембранам прикреплены рибосомы (гранулярная, или зернистая ЭПС)

Транспорт веществ; синтез белков (гранулярная ЭПС); синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС)

3

Комплекс Гольджи

Система плоских мешоч­ков и многочисленных пузырьков

Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез слож­ных углеводов

4

Митохон­дрия

 

1 - наружная мембрана

2 - внутренняя мембрана, образующая складки (кресты);

3 - матрикс.

Примечание. Сведения о строении митохондрии сооб­щает учитель или заранее подготовленный ученик

Окисление органических веществ, сопровождаю­щееся выделением энер­гии. Энергия идет на син­тез АТФ (аденозинтри-фосфорной кислоты) -универсального клеточно­го аккумулятора(накопи­теля) энергии, которую клетка использует на раз­личные процессы своей жизнедеятельности

5

Лизосомы

Небольшие шарообраз­ные структуры

Содержат вещества, кото­рые разрушают и раство­ряют ненужные части клетки

6

Клеточная мембрана

Полупроницаема

Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защит­ную функцию; осуществ­ляет транспортную функ­цию; воспринимает воз­действия внешней среды и обеспечивает связь с со­седними клетками

 

IV. Лабораторная работа «Строение животной клетки».

Лабораторную работу можно выполнять как в обычной тетра­ди, так и в рабочей, прилагающейся к учебнику.

Цель работы: изучить строение животной клетки под све­товым микроскопом.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

Форма работы: допустима работа индивидуальная, в парах и групповая (это зависит от конкретной ситуации и материальной базы школы).

Ход работы

1) рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз;

2) найти хорошо видную клетку и зарисовать ее;

3) подписать на рисунке основные части клетки.

Примечание. Возможен другой вариант выполнения лабораторной рабо­ты, который изложен в пособии: Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и прак­тические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 3-4.

V. Практическая работа в группах по 4-5 человек.

     Учащиеся отрабатывают материал о клеточном строении орга­низма, проверяют усвоение темы.

               1.Выполняются задания рубрик «Какие утверждения верны?» на с. 30 учебника (последовательность действий указана в конспекте урока 1; верные утверждения даны на с. 31 учебника; доказательства верности или неверности суждения можно найти в тексте учебника на с. 28-29); «Выберите правильный ответ» на с. 30 учебника (последовательность работы с данной рубрикой расписана в конспекте урока 6; правильные ответы даны на с. 31 учеб­ника; подтверждения верности ответа можно найти на с. 28-29 учебника); «Проверьте свои знания (ответы на все вопросы данной рубрики имеются в тексте учебника.

             2. Заслушиваются ответы учащихся по группам.

Данная часть урока может быть проведена различными спосо­бами (в зависимости от контингента учащихся, временного отрезка, отведенного на данную работу, и т. д.)

Все группы готовятся по всем указанным рубрикам, но отвеча­ют только по одной, которую предлагает учитель, а по другим до­полняют отвечающих других групп.

Например. I группа дает ответы по рубрике «Какие утвер­ждения верны?», а II группа - по рубрике «Выберите правильный ответ», III группа по заданиям 1-5 рубрики «Проверьте свои зна­ния», IV группа по заданиям 6-9 рубрики «Проверьте свои зна­ния», но в обсуждении, то есть дополнении, уточнении, исправле­нии ответов принимают участие представители всех групп (здесь хороша методика регламентированной дискуссии).

Возможен вариант, когда каждая группа выполняет задания только одной из рубрик и предлагает результаты своей работы учащимся других групп.

Например: I группа работает над рубрикой «Проверьте свои знания» и результаты этой работы предлагает своим товарищам; II группа выполняет рубрику «Выберите правильный ответ» и т. д. Здесь тоже возможна дискуссия, то есть учащиеся других групп могут задавать вопросы по той рубрике, в выполнении которой они не принимали участия, уточнять что-либо и т. д. Может возникнуть необходимость записать в тетрадь наиболее интересные мысли.

В группах тоже можно работать по-разному, например:

- обсуждают задания рубрики все участники групп, а отвечает один представитель от группы;

- обсуждают задания рубрики все, а отвечает по одному зада­нию каждый участник группы.

         Задание на дом: изучить клеточное строение организма на с. 28-29; выполнить задание рубрики «Подумайте» и рассмотреть рисунокна с. 31 учебника; записать в словарик определения терми­на «органоиды клетки».

        Порядок проведения регламентированной дискуссии

1. Ведущий в коротком вступительном слове знакомит участ­ников регламентированной дискуссии с целями и возможными по­ложительными результатами данной формы работы.

2. Затем ведущий предлагает начать регламентированную дис­куссию с разделения на группы по 5-6 человек.

3. Ведущий сообщает, что каждая группа получит свой конверт с вопросом. Далее, основываясь на правилах регламентированной дискуссии, ведущий описывает процедуру подготовки и предъяв­ления ответа, подчеркивая ограниченность во времени.

4. После ответа одной из групп все остальные имеют право воз­разить и задать по 3 вопроса.

5. Ведущий сообщает о том, что ответы оцениваются, а группа, набравшая наибольшее количество баллов, поощряется.

6. Из каждой группы выделяется по одному участнику в состав экспертной комиссии. Члены экспертной комиссии занимают места за столом с надписью «Жюри» и получают бланки протоколов и листки для записей.

7. Ведущий при помощи таблицы «Правила регламентирован­ной дискуссии» сообщает участникам дискуссии правила поведе­ния, регламент, систему оценивания выступлений.

8. Ведущий разносит по помещению конверты с заданиями. Группы разбирают по одному конверту, и каждая группа получает номер, стоящий на конверте.

9. По сигналу ведущего пускаются песочные часы и группы на­чинают готовить свой вопрос в течение 10 минут.

10. По истечении времени, отпущенного на подготовку, слово предоставляется группам с соответствующим номером.

11. После завершения обсуждения, связанного с заданием дан­ной группы, экспертная комиссия объявляет баллы, полученные всеми участниками дискуссии.

12. После завершения последнего обсуждения экспертная ко­миссия подводит общий итог с учетом замечаний, сделанных ве­дущим во время регламентированной дискуссии.

13. Ведущий сообщает итоги дискуссии, оценивает работу каж­дой группы и делает вывод об эффективности состоявшейся дис­куссии. К подведению итогов можно привлечь и участников.

 

Правила регламентированной дискуссии

1. Каждый участник дискуссии имеет право на личную точку зрения. Чужое мнение надо уважать так же, как свое.

2. Мнение экспертной комиссии не оспаривается.

3. Необходимо строго соблюдать регламент выступления:

а) ответ на основной вопрос - 5 минут;

б) ответ на дополнительный вопрос - 2 минуты;

в) постановка дополнительного вопроса - 1 минута;

г) высказывание возражения - 3 минуты;

д) подготовка выступления по основному вопросу - 10 минут.

4. Каждая группа имеет право:

а) ответить по основному вопросу - 1 раз;

б) ответить на каждый дополнительный вопрос - 1 раз;

в) задать дополнительный вопрос каждой группе - по 3 раза;

г) высказать возражение - 1 раз.

5. Нормы поведения во время регламентированной дискуссии:

а) один говорит, а все слушают;

б) говорящего выкриками не перебивают;

д) слово ведущего - закон;

г) все высказывания должны быть корректны (прежде всего мы друзья, только затем - соперники).

6. В регламентированной дискуссии оцениваются все. Хорошее -баллы добавляют. Не совсем хорошее - баллы снимают.

7. Выше всего ценится сотрудничество, инициатива, взаимо­действие.


 

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

Митохон­дрия 1 - наружная мембрана 2 - внутренняя мембрана, образующая складки (кресты); 3 - матрикс

Митохон­дрия 1 - наружная мембрана 2 - внутренняя мембрана, образующая складки (кресты); 3 - матрикс

Проверьте свои знания (ответы на все вопросы данной рубрики имеются в тексте учебника

Проверьте свои знания (ответы на все вопросы данной рубрики имеются в тексте учебника

Ведущий при помощи таблицы «Правила регламентирован­ной дискуссии» сообщает участникам дискуссии правила поведе­ния, регламент, систему оценивания выступлений

Ведущий при помощи таблицы «Правила регламентирован­ной дискуссии» сообщает участникам дискуссии правила поведе­ния, регламент, систему оценивания выступлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020