Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аладащская СОШ»
Конспект урока по биологии в 6 классе
«Взаимосвязи живых организмов.
Влияние деятельности человека»
Учитель биологии
Шахпазова Марина Ивановна
Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека»
Задачи урока:
– продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и их влиянии
на организмы;
– раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека;
– совершенствовать работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.
– воспитывать любовь к природе, умение грамотно вести себя, не принося
ей вреда;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация «Взаимосвязи живых организмов». Гербарные экземпляры растений-медоносов (клевер, гречиха и др.). Коллекция «Пчела медоносная», муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов». Таблицы «Пушные звери», «Парнокопытные» из серии «Таблицы по зоологии», таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «тип Хордовые. Класс Пресмыкающие»
Планируемые результаты освоения
Личностные:
• Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома, в природе;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения). Доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Предметные:
• Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
• Знать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• Соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Ход урока
1. Проверка знаний и умений.
1. Фронтальный опрос по вопросам учебника 1-6 рубрики «Вопросы и задания»
2. Проверка умений работать с учебником.
(Самостоятельная работа по заданию «Рассмотреть рисунок на с. 160 и указать, какие среды на нем изображены, какие животные и растения в них обитают».)
2. Актуализация опорных знаний.
Выскажите ваше мнение о том, что изучает наука экология. Какие факторы
окружающей среды и как влияют на организм?
Проблемный вопрос:
Влияют ли организмы на среду обитания или только среда влияет на них?
3. Изучение нового материала.
1. Факторы живой природы (растения, животные, грибы и др.), их влияние на другие живые организмы.
Вопрос:
Какие взаимоотношения могут складываться между растениями и животными?
Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунками (с. 162 со слов «Активно влияют живые организмы...» и до конца абзаца).
После самостоятельной работы учащиеся приводят примеры различных видов взаимоотношений между растениями и животными, также используют знания из курса природоведения.
Учитель демонстрирует гербарные экземпляры растений, муляжей, таблиц.
2. Взаимоотношения животных с другими организмами среды. Роль хищных животных в природе.
Самостоятельная работа с текстом учебника (с.162 со слов «Связи между животными...».
Учащиеся приводят примеры взаимоотношений:
– Взаимовыгодные (муравьи и тли);
– Односторонне выгодное (акула и рабы-прилипалы);
– Хищничество (лиса и мыши, волк и заяц и т. д.)
Учащиеся рассказывают о роли хищников в природе.
Учитель дополняет сведения о видах взаимоотношений между животными, демонстрируя коллекции, таблицы, рисунки учебника, презентация «Взаимосвязи живых организмов». (приложение).
3. Деятельность человека как экологический фактор, его роль в жизни организмов.
Учитель предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.
«Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни» (А. Куприн).
«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения»
(К. Паустовский).
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей» (И. Тургенев).
«Поведение человека в природе – это зеркало его души» (К. Зелинский).
«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам»
(А. Герцен).
Учащиеся высказывают свои мнения по поводу данных высказываний.
Учитель:
Прочтите текст учебника на с. 164 со слов «В последнее время...», найдите в нем сведения о влиянии деятельности человека на живые организмы, составьте план рассказа о воздействии человека на среду и ее обитателей.
Беседа с учащимися по данной проблеме. Принимаются все предложения от учащихся.
Беседа по вопросу «Что может каждый из нас сделать, чтобы не нарушать равновесия в природе, чтобы ослабить влияние человека на природу».
Видеофрагмент «Экологические проблемы Земли».
Заполнение схемы – кластера.
В центре страницы тетради размещается запись: «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их устранению.
Отрицательное влияние обозначают значком минус (–), предложения по устранению такого влияния – значком (+).
4. Закрепление знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов.
(Беседа с использованием вопросов 7 – 13 рубрики «Вопросы и задания».)
5. Задание на дом.
Изучить раздел 24 до конца, выполните задание № 113 на с. 43 (Рабочая тетрадь).
Презентация к уроку: «Взаимосвязи живых организмов» Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.