Конспект урока по биологии в 6 классе «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека»
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 6 классе «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека»

Оценка 4.7
docx
11.03.2020
Конспект урока по биологии в 6 классе   «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека»
6 класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аладащская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по биологии в 6 классе

 

 

«Взаимосвязи живых организмов.

Влияние деятельности человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Учитель биологии

                                                             Шахпазова Марина Ивановна

                                                                               

                                           

                                                     

 

Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека»

Задачи урока:

                     продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и их влиянии

на организмы;

                     раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека;

                     совершенствовать работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

         воспитывать любовь к природе, умение грамотно вести себя, не принося

 ей вреда;

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация «Взаимосвязи живых организмов». Гербарные экземпляры растений-медоносов (клевер, гречиха и др.).  Коллекция «Пчела медоносная», муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов». Таблицы «Пушные звери», «Парнокопытные» из серии «Таблицы по зоологии», таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «тип Хордовые. Класс Пресмыкающие»

Планируемые результаты освоения

Личностные:

•        Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

    •    Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома, в природе;                                             

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

•        Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

•        В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

•        Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

•        Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

Коммуникативные УУД:

•        Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения). Доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Предметные:

•        Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

•        Знать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•         Соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Ход урока

 

1.                Проверка знаний и умений.

1. Фронтальный опрос по вопросам учебника 1-6 рубрики «Вопросы и задания»

2. Проверка умений работать с учебником.

(Самостоятельная работа по заданию «Рассмотреть рисунок на с. 160 и указать, какие среды на нем изображены, какие животные и растения в них обитают».)

 

2.                Актуализация опорных знаний.

Выскажите ваше мнение о том, что изучает наука экология. Какие факторы

окружающей среды и как влияют на организм?

          Проблемный вопрос:

          Влияют ли организмы на среду обитания или только среда влияет на них?

 

3.                Изучение нового материала.

 

  1.   Факторы живой природы (растения, животные, грибы и др.), их влияние на другие живые организмы.

     Вопрос:

     Какие взаимоотношения могут складываться между растениями и животными?

     Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунками (с. 162 со слов «Активно влияют живые организмы...»  и до конца абзаца).

     После самостоятельной работы учащиеся приводят примеры различных видов взаимоотношений между растениями и животными, также используют знания из курса природоведения.

Учитель демонстрирует гербарные экземпляры растений, муляжей, таблиц.

 

2. Взаимоотношения животных с другими организмами среды. Роль хищных животных в природе.

  Самостоятельная работа с текстом учебника  (с.162 со слов «Связи между животными...».

    Учащиеся приводят примеры взаимоотношений:

                     Взаимовыгодные (муравьи и  тли);

                     Односторонне выгодное (акула и рабы-прилипалы);

                     Хищничество (лиса и мыши, волк и заяц и т. д.)

Учащиеся рассказывают о роли хищников в природе.

    Учитель дополняет сведения о видах взаимоотношений между животными, демонстрируя коллекции, таблицы, рисунки учебника, презентация «Взаимосвязи живых организмов».  (приложение).

 

3. Деятельность человека как экологический фактор, его роль в жизни организмов.

    Учитель предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.

 

     «Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни» (А. Куприн).

    

     «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения»

(К. Паустовский).

 

     «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей» (И. Тургенев).

 

     «Поведение человека в природе – это зеркало его души» (К. Зелинский).

  

     «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам»

(А. Герцен).

     Учащиеся высказывают свои мнения по поводу данных высказываний.

     Учитель:

     Прочтите текст учебника  на с. 164 со слов «В последнее время...», найдите в нем сведения о влиянии деятельности человека на живые организмы, составьте план рассказа о воздействии человека на среду и ее обитателей.

     Беседа с учащимися по данной проблеме. Принимаются все предложения от учащихся.

     Беседа по вопросу «Что может каждый из нас сделать, чтобы не нарушать равновесия в природе, чтобы ослабить влияние человека на природу».

Видеофрагмент «Экологические проблемы Земли».

     

    Заполнение схемы – кластера.

     В  центре  страницы  тетради  размещается  запись:  «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной  деятельности человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их устранению.

     Отрицательное влияние обозначают значком минус (–), предложения по устранению такого влияния – значком  (+).

    

4.                Закрепление знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов.

(Беседа с использованием вопросов 7 – 13 рубрики «Вопросы и задания».)

 

5.                Задание на дом.

Изучить раздел 24 до конца, выполните задание № 113 на с. 43 (Рабочая тетрадь).

Презентация к уроку: «Взаимосвязи живых организмов»         Приложение

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аладащская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аладащская

Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов

Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения)

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения)

Учащиеся рассказывают о роли хищников в природе

Учащиеся рассказывают о роли хищников в природе

Беседа с использованием вопросов 7 – 13 рубрики «Вопросы и задания»

Беседа с использованием вопросов 7 – 13 рубрики «Вопросы и задания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020