Конспект урока по чтению и развитию речи в 8б классе .
Тема урока: Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.
Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.
2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.
3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.
4.Воспитание интереса к изучаемому предмету , чувства патриотизма.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.
«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».
Формулировка темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.
II.Артикуляционная зарядка.
Собрать скороговорку и прочитать :
щеки учил уроки в чернилах ученик у него
Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.
Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.
III.Проверка домашнего задания.
IV.Изучение темы урока.
1.Вступительная беседа.
Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране. А, почему великой?
В России жили великие люди: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов.
Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.
-Какие произведения Н.А. Некрасова вы помните?
-Помните его произведение «Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?
Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.
Рассказ биографии Н.А. Некрасова.
Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнилось 199 лет со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.
Что можно сказать о творчестве писателя?
Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него «хранитель земли», «стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам».
-Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)
Женщина у Некрасова- «многострадальная, терпеливая мать», «вянет от времени».
-Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)
- Как понимаете выражение «вянет от времени»? (рано стареет)
И в то же время, женщина у него
«Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка».
- Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде, и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).
2.Знакомство с биографией из учебника.
1) Проводится словарная работа.
Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.
Баржа- большое судно для перевозки грузов.
Бечева- шпагат, тонкая веревка.
Нещадно- не жалея.
Воскрешал- вспоминал, напоминал.
Дворянский класс- группа богатых людей.
2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А. Некрасов?
3)Чтение учителем.
4)Чтение детьми.
5)Анализ прочитанного.
- Где провел свое детство писатель?
-Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?
-Почему народная жизнь стала ему близка? (потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).
-С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)
-Как он называет Волгу? (благословенная река)
- Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков , услышал их стоны )
- Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой)
- Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)
- Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)
- Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него - это избавление от мучительно трудно жизни.
-Как жилось писателю дома? Зачитать.
- Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.
-Какие произведения, выступающие против угнетения женщин, написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).
- Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).
- Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)
-Как описывает автор свеклу?
- О чем говорит автор в произведении «Размышления у парадного подъезда»? Зачитать.
- Какой показана женщина? Зачитать.
-Как вы понимаете эти строки?
- О чем рассказывает Некрасов в поэме «Русские женщины»?
- Что всегда страстно желал писатель?
- Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? (чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).
- Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.).
- Можно ли назвать Некрасова А.Н. «народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).
6)Подведение итогов.
V.Домашнее задание.
стр.83-85, пересказ.
VI. Рефлексия.
-Что было трудным на уроке?
-Почему возникли такие трудности?
-Что помогло вам справиться с заданиями?
-Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?
- С биографией какого писателя познакомились?
- Какие произведения написал?
- Каким поэтом его называют?
VII. Оценки с комментированием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.