Конспект урока по чтению: М. Зощенко "Золотые слова".
Оценка 4.9

Конспект урока по чтению: М. Зощенко "Золотые слова".

Оценка 4.9
docx
11.04.2024
Конспект урока по чтению: М. Зощенко "Золотые слова".
Учить работать с текстом, пересказ
конспект урока по чтению М. Зощенко Золотые слова.docx

Литературное чтение

Дата___________________

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.

 

Ход урока:

I. Оргмомент.

Учитель:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня в прок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

Учитель: Что общего у этих слов? (однокоренные)

Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

Учитель: В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

III. Подготовка к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко.

Учитель: Что вы о нём знаете? (подготовленный ученик рассказывает о писателе)

Ученик: Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?

Учитель: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.

Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?

Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.

Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»

IV.Сообщение темы, целей урока.

Учитель: Попробуйте определить тему урока. (учащиеся высказывают предположения)

Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

Учитель: Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

V. Первичное чтение.

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

(Работа в микрогруппах по карточкам)

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

Физминутка

Музыкальная физминутка

2.Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3.Чтение до конца.

Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?

4.Восстановление плана.

Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа.

VI. Беседа.

Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

Учитель: В чем заключается основная мысль рассказа?

VII.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из предложений

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение по ролям.

 

 


 

Литературное чтение Дата___________________

Литературное чтение Дата___________________

Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое

Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое

Работа в микрогруппах по карточкам)

Работа в микрогруппах по карточкам)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2024