Методическая
разработка урока по обучению грамоте (чтению) в 1 «б» классе
26 октября 2018 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории
МКОУ «Красновосходская СОШ» Магомедова Марина Магомедовна.
ТЕМА УРОКА: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
5. Предметные УУД
Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2018.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Содержание урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационной момент. |
-Прозвенел для вас звонок Начинается урок А девиз у нас таков: “ То, что знаешь - не скрывай! На вопросы отвечай!” - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтоб сегодня вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за этот месяц. |
Проверка готовности к уроку.
|
2
|
Актуализация знаний и мотивация
|
-Сегодня к нам на урок придет еще один гость, но кто это вы узнаете, если отгадаете загадку. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок? - Да, это белка. Она не случайно пришел именно в наш класс. Белочка знает, что сегодня мы будем изучать новые звуки и букву, которой обозначаются эти звуки. И решил вам в этом помочь. Но для начала она попросила вас рассказать все, чему вы научились за эти 2 месяца учебы. 1.Беседа по вопросам учителя: - Как мы называем то, что сейчас мы с вами проговорили? -Какие еще виды речи вы можете назвать? -Расскажите мне про устную речь. -А чем отличается письменная речь от устной? Из чего состоит устная речь? А письменная? А можем мы увидеть звук? А как же его обозначить? -Из чего состоит речь? А предложение? На что делятся слова? -А как определить сколько в слове слогов, от чего это зависит? -А как называется слог, если на него падает ударение? А остальные? Сколько в слове ударных слогов?
2.Игра «Путаница»(с последующей проверкой). Дети распутывают «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных). а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л, е, м, л, п -Что вы видете на слайде? Как мы можем распутать и навести порядок --Что мы можем сделать с буквами? -Назовите гласные буквы, теперь согласные. -Чем отличаются гласные от согласных? -Попробуем пропеть гласные звуки. -А то же самое можно сделать с согласными? Почему? -Чем гласная буква е отличается от других букв? -На какие две группы можно разделить гласные буквы? Назовите.
3.Проверка домашнего задания. А.) Упражнение в чтении связного текста по Азбуке, стр. 94 -Откройте учебник с.94. проверим, как вы выполнили домашнее задание. -Найдите текст на самом верху страницы. -Докажите, что перед нами текст. О чем данный текст? Как вы его озаглавили? -Поставьте пальчики и приготовьтесь читать текст хором, все вместе. - Найдите 1 предложение, сколько слов в данном предложении? -Попробуем его распространить так, чтобы стало 4 слова. Распространите 2, 3 предложение. - Прочитайте 4 предложение. Найдите главные слова, основные, основу предложения. Чтение слов. -Читаем первый столбик. Что за слова мы прочитали? Чем отличаются эти имена собственные? Произнесите мне первый звук в слове, а теперь второй. Что вы можете о них сказать? Дайте характеристику. Чем отличаются? - Прочитаем слова ниже и справа, что они обозначают? - Прочитаем слова последнего столбика. Как мы называем такие слова? Что общего в этих словах?
4.Работа по ленте букв. - Посчитайте по ленте букв, сколько букв вы уже выучили? А кто знает, сколько всего букв в русском алфавите? Мы выучили половину букв алфавита. 5. Исследование звуков. Подводящий диалог. - Белочка хочет познакомить вас со своим другом, отгадав загадку, вы познакомитесь с ним. -У отца был мальчик странный, Необычный деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, кто же это? - А с какой звук мы слышим в начале слова Буратино? Белочка? |
Белка
Устная речь Письменная речь Устную речь мы слышим и произносим, а письменную видим и читаем.
Устная речь из звуков, а письменная из букв. Звук мы не видим, а слышим, обозначаем его буквой. Речь состоит из предложений, предложения из слов, слова делятся на слоги. Ударный , безударный. От гласных, сколько в слове гласных, столько и же слогов. В слове может быть только один ударный слог.
Дети отвечают: 1.(гласные
и согласные) 4. сколько в слове гласных столько и слогов. Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума. 5. е обозначает два звука 6.
две группы: обозначающие твердость и мягкость согласного звука Дети читают хором текст -Он состоит из 6 предложений, которые связаны между собой. - О том, что Зина и Сима вырастили розы. - Розы - Дети читают текст хором - У Зои красивая ваза. Сима Зина вырастили. - Имена собственные. Буквой с и з. -Парные согласные звуки по звонкости и глухости. Действие. -родственные, однокоренные, корень роз
- 16, 33.
(Буратино) …
Звуки [ б ], [ б’] |
3 |
Постановка учебной задачи |
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение на слайде Звуки [ б ], [ б’] и буква б, которая их обозначает Буква … и звуки, которые она обозначает … Слайд - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’] Учиться отличать … звуки [ б ], [ б’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой б - Молодцы, ребята. |
Звуки [ б ], [ б’] и буква б, которая их обозначает
Мы познакомимся со звуками [б], [б’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [б], [б’] и букву в от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. |
4 |
Открытие» детьми нового знания
Физминутка
|
III.Открытие новых знаний . Знакомство с буквой Б. Слайд. Эти звуки мы не видим, только слышим, для того чтобы увидеть этот звук мы обозначим его буквой Б -На уроке письма мы будем учиться писать Заглавную и строчную Б. -Назовите первый звук в слове Буратино. Дадим ему характеристику -Назовите мне 1 звук в слове Белка и дадим его характеристику -Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Можно опираться на знаки - помощники. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик отыскать- Надо на носочки встать. -Садитесь, пожалуйста. |
слайд
-согласный, звонкий, твердый - согласный, звонкий, мягкий Так как при произнесении звука воздух встречает преграду. - во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно. -Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Дети выполняют упражнения. |
5 |
Первичное закрепление
6. Закрепление новых знаний.
|
Белочка предлагает нам поиграть в игру «Мягкий – твёрдый». Приготовьте схемы твердых и мягких слогослияний. У белочки много друзей в лесу живет, я буду их называть, а вы если в названии услышите твёрдый звук б показываете мне карточку твердого слогослияния, а если мягкий звук, то карточку мягкого слогослияния. Будьте внимательны, белочка захочет вас подловить. Бабочка, зебра, бобер, кобра, бурундук, медведь. Молодцы, вы старались. · Чистоговоки на б. Для чего мы работаем с чистоговорками? · Чтение слогов и слов (учебник с.97) – читаем слоги хором: - Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко, почему - Молодцы! У вас хорошо получается. -А сейчас найдите слова, которые выделены жирным черным шрифтом, поставьте пальчик на первое слово, читаем вместе слова 1 столбика. - поставьте пальчик на первое слово второго столбика, читаем вместе слова 3 столбика. - Как, одним словом назвать всех? А еще к какой группе их можно отнести? -Назовите слова, которые употреблены в единственном числе, во множественном числе. - В каком слове звук б мягкий, почему. Какой звук второй? Почему?
Чтение связного текста. (с.97) - Сейчас мы прочитаем текст. - О ком говорится в тексте? -Какие деревья растут в парке? Кто скакал с ветки на ветку? Где она жила? Что она брала с рук? Что вас удивило в тексте? Доверчива ли она, Когда это происходит? - Как можно озаглавить текст? - Найдите в тексте слова, в которых звук [б] стоит в начале слова. - Найдите в тексте слова, в которых звук [б] мягкий. - Какое слово с буквой «б» в тексте самое длинное? Сколько слогов? Как называется слово с тремя слогами? Практическая работа по диску к Азбуке. 1. Звукобуквенный анализ слов, работа с карточками. 2. Составление рассказа по рисункам. 3. Смотрим и слушаем мультфильм по этим картинкам. Получилось у нас составить рассказ по картинкам? Как можно его озаглавить? |
Дети готовят схемы.
Дети узнают звуки и показывают соответствующую схему. Для того чтобы четко и чисто произносить звуки
ба би бу бы бо бе би
- животные, одушевленные, нарицательные.
Звука е нет.
Дети отвечают полным ответом на вопросы учителя.
Дети составляют рассказ по картинкам, подбирают заголовок. |
7 |
Проверка знаний.
|
Белочка хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как она любит всё на букву «Б», то и приготовил вам игру «Верю - не верю» (Если согласны, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - красный сигнал смайлика). 1.
Буква «б» обозначает согласный звук. |
-
Дети показывают соответствующие сигналы. |
8.
9. |
1. Итог урока.
2.Рефлексия деятельности
Домашнее задание. С.98-99. |
-Давайте подведём итог нашего урока. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этих звуков. - Какое место занимает буква Б на ленте букв? 2.Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать букву б на уроке письма. - Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок! Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. · Красный - "Всё получилось. Я - молодец!", · Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось". - Сегодня на уроке вы порадовали меня и белочку. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. - Она прощается с нами и говорит: «До новых встреч». Спасибо за урок |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.