|
|
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дидактические:
- закрепление основных физических понятий: удельная теплота плавления, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, температура плавления, начальная температура и конечная температура вещества;
- закрепление навыков решения задач по теме «Удельная теплота плавления» в процессе самостоятельной работы;
- продолжить формирование физических представлений и умение строить и читать графики тепловых процессов.
2. Развивающие:
- развитие, коррекция умения анализировать и сопоставлять вербальную (словесную) информацию с мысленным образом;
- развитие зрительного и мысленного анализа, умение выделять основные признаки графиков тепловых процессов;
- развитие и коррекция внимания, абстрактно-логического мышления;
- развитие умения планировать полный или частичный ход решения;
- осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;
- развитие и коррекция наглядно-образного мышления;
- развитие и коррекция комбинаторных способностей, пространственных представлений;
- умение самоорганизоваться;
- умение осуществлять самоконтроль;
- умение доводить начатое дело до результата;
- развитие познавательного интереса;
- мотивации обучения.
3. Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к предмету;
- развитие социального чувства коммуникативности (умение работать у доски, в парах).
СТРУКТУРА УРОКА
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы. Постановка целей.
3. Самостоятельная работа.
4. Актуализация основных знаний.
5. Подготовка к комплексному применению знаний и умений.
6. Решение задач.
7. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания.
8. Подведение итогов.
По основной дидактической цели – традиционный урок.
1. На партах учащихся: линейки, карандаши, карточки с заданиями;
2. На доске: решения к задачам на карточках (появляются по мере необходимости).
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный момент—1 минута.
2. Сообщение темы. Постановка цели—1 минута.
Сегодня у нас урок по теме «Решение задач. Удельная теплота плавления». На уроке мы должны будем
- закрепить основные физические понятия: удельная теплота плавления, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, температура плавления, начальная температура и конечная температура вещества;
- закрепить навыки решения задач по теме «Удельная теплота плавления» в процессе самостоятельной работы;
- продолжить формирование физических представлений и умение строить и читать графики тепловых процессов.
3. Самостоятельная работа—на 10 минут.
I вариант |
II вариант |
1) Допишите предложения: |
1) Допишите предложения: |
а. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется ___________________ б. Температуру, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой _______________ вещества. |
а. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется___________________ б. Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой ____________________ вещества. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура свинца. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура алюминия. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
|
|
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты необходимое для плавления вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты выделившееся при отвердевании вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
4. Актуализация основных знаний—3 минуты.
Задача, приводящая к пониманию применения формулы Q=λm:
Задача 1: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре плавления 2320 С. —задачу решают учащиеся в тетради самостоятельно.
Решение после комментария учащимися вывешивается на доске:
Дано: m=2 кг λ=0,59•105 Дж/кг t=2320C |
Решение: Q=λm Q=0,59•105 Дж/кг•2 кг=1,18•105 Дж |
Q=? |
Ответ: Q=1,18•105 Дж |
5. Подготовка к комплексному применению знаний и умений—2 минуты.
Вопрос к учащимся: всегда ли вещество, которое необходимо расплавить сразу находится при температуре плавления?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, вещество может находится при любой температуре ниже температуры плавления, и его надо сначала нагреть до температуры плавления, а потом уже плавить.
Вопрос к учащимся: всегда ли вещество, которое необходимо кристаллизовать сразу находится при температуре плавления?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, вещество может находится при любой температуре больше чем температура плавления, и его надо сначала остудить до температуры плавления, а потом уже кристаллизовать.
Вывод: при решении задач в условии которых вещества не находятся при температуре плавления необходимо учитывать все происходящие с веществом тепловые процессы.
6. Решение задач 2 и 3—на доске 2 учащихся остальные в тетради—15 минут.
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
Решение двумя учащимся выполняется на доске одновременно:
Дано: олово m=2 кг λ=0,59•105 Дж/кг с=230 Дж/кг0С t1=220С t2=2320С |
Решение 1: Q= Q1+ Q2 Q1=сm(t2- t1) Q2=λm Q1=230 Дж/кг0С•2 кг•(2320С-220С)= 96600 Дж=0,966•105 Дж Q2=0,59•105 Дж/кг•2 кг=1,18•105 Дж Q=0,966•105Дж+1,18•105Дж=2,146•105 Дж |
Решение 2: Рисунок такой же, как в решении1.
Q= Q1+ Q2 Q= сm(t2- t1)+ λm=m(с(t2- t1)+ λ) Q=2 кг•(230 Дж/кг0С•(2320С-220С)+ 0,59•105 Дж/кг)= 2,146•105 Дж |
Q=? |
Ответ: Q=2,146•105 Дж |
Ответ: Q=2,146•105 Дж |
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С.
Дано: чугун m=80 кг λ=1,4•105 Дж/кг с=460Дж/кг0С t1=11650С t2=250С |
Решение 1: Q= Q1+ Q2 Q1=-λm Q2= сm(t2- t1) Q1=-1,4•105 Дж/кг•80 кг=-112•105 Дж Q2=460Дж/кг0С•80 кг•(250С-11650С)= =-41952000Дж=-419,52•105 Дж Q=-112•105 Дж+(-419,52•105 Дж)= =-531,52•105 Дж»-53МДж |
Решение 2: Рисунок такой же, как в решении 1. Q= Q1+ Q2 Q=-λm+сm(t2- t1) = =m(-λ+с(t2- t1)) Q=80 кг(-1,4•105 Дж/кг+ +460Дж/кг0С(250С-11650С))= =-53152000Дж»-53МДж
|
Q=? |
Ответ: Q=-53МДж |
Ответ: Q=-53МДж |
7. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания—5 минут.
Ø При решении задач на тепловые процессы необходимо сначала делать схематические чертежи происходящих процессов, только после этого приступать к записям формул для решения задач.
Ø Для решения задач по теме «Удельная теплота плавления» применяют формулу Q=λm или Q=-λm;
Ø Если кроме процесса плавления в условии присутствуют процессы нагревания или охлаждения вещества, то применяют формулу Q= сm(t2- t1).
Постановка домашнего задания:
Повторить §12-15, упр.8(задачи 4,5), задание 2 на стр.39.
8. Подведение итогов—2 минуты.
Сегодня мы закрепили умение решать задачи по теме «Удельная теплота плавления». Данные умения и знания пригодятся нам в жизни.
Активно поработали и заработали неплохие знания, следующие ученики…
Но окончательная оценка будет поставлена после проверки самостоятельных работ.
Урок окончен.
Всем спасибо за работу!
I вариант |
II вариант |
1) Допишите предложения: |
1) Допишите предложения: |
в. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется ___________________ г. Температуру, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой _______________ вещества. |
в. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется___________________ г. Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой ____________________ вещества. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура свинца. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура алюминия. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
|
|
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты необходимое для плавления вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты выделившееся при отвердевании вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
|
|
I вариант |
II вариант |
1) Допишите предложения: |
1) Допишите предложения: |
д. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется ___________________ е. Температуру, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой _______________ вещества. |
д. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется___________________ е. Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой ____________________ вещества. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура свинца. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
2) На рисунке показано, как со временем изменяется температура алюминия. Опишите, каким состояниям соответствуют все участки приведенного ниже графика. |
|
|
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты необходимое для плавления вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
3) Напишите формулу по которой вычисляется количество теплоты выделившееся при отвердевании вещества, если вещество находится при температуре плавления __________________ |
Дано: m=2 кг λ=0,59•105 Дж/кг t=2320C |
Решение: график Q=λm Q=0,59•105Дж/кг• •2 кг=1,18•105 Дж |
Q=? |
Ответ:Q=1,18•105Дж |
задача №2
Дано: m=2 кг λ=0,59•105 Дж/кг с=230 Дж/кг0С t1=220С t2=2320С |
Решение 1:
Q= Q1+ Q2 Q1=сm(t2- t1) Q2=λm Q1=230 Дж/кг0С•2 кг•(2320С-220С)= 96600 Дж=0,966•105 Дж Q2=0,59•105 Дж/кг•2кг=1,18•105 Дж Q=0,966•105Дж+1,18•105Дж=2,146•105 Дж |
Решение 2:
Q= Q1+ Q2 Q= сm(t2- t1)+ λm=m(с(t2- t1)+ λ) Q=2 кг•(230 Дж/кг0С•(2320С-220С)+ 0,59•105 Дж/кг)= 2,146•105 Дж |
Q=? |
Ответ: Q=2,146•105 Дж |
Ответ: Q=2,146•105 Дж |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
Задача 2: Какое количество теплоты потребуется для обращения олова массой 2кг из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре 220С.
|
Задача 3: Сколько энергии выделится при отвердевании и охлаждении до 250С заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельная теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости железа. Температура плавления чугуна равна 11650С. |
задача № 3 Дано: чугун m=80 кг λ=1,4•105 Дж/кг с=460Дж/кг0С t1=11650С t2=250С |
Решение 1:
Q= Q1+ Q2 Q1=-λm Q2= сm(t2- t1) Q1=-1,4•105 Дж/кг•80 кг=-112•105 Дж Q2=460Дж/кг0С•80 кг•(250С-11650С)= =-41952000Дж= =-419,52•105 Дж Q=-112•105 Дж+(-419,52•105 Дж)=-531,52•105 Дж»-53МДж |
Решение 2: Рисунок такой же, как в решении 1. Q= Q1+ Q2 Q=-λm+сm(t2- t1) = =m(-λ+с(t2- t1)) Q=80 кг(-1,4•105 Дж/кг+ +460Дж/кг0С(250С-11650С))= =-53152000Дж»-53МДж
|
Q=? |
Ответ: Q=-53МДж |
Ответ: Q=-53МДж |
Q=λm
Q=сm(t2- t1)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.