Конспект урока по физике "Атмосферное давление"
Оценка 4.8

Конспект урока по физике "Атмосферное давление"

Оценка 4.8
docx
22.10.2020
Конспект урока по физике "Атмосферное давление"
атмосферное давление.docx

План-конспект урока

Класс 7А

 

Тема урока «Атмосферное давление»

 

Средства учебник А. В, Перышкин «Физика 8 класс», Москва, Дрофа; Л. А. Кирик «Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»

 

Основное содержание курса: атмосфера, атмосферное давление, вес воздуха, сила тяжести, космическая скорость.

 

Планируемые результаты ПДУ: иметь представление об атмосфере; уметь вычислить вес воздуха; знать что такое атмосферное давление; применять полученные знания на практике.

 

Задачи учителя:

·        Продолжить формирование понятия атмосферное давление.

·        Научить вычислять вес воздуха.

·        Сформировать представление о воздушной оболочки Земли.

·        Ввести понятие «вторая космическая скорость»

·        Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков

·        Формировать умение самостоятельной работы.

·        Развивать умение анализировать учебный материал и навыки его краткой записи.

·        Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.

 

Методы преподавания: беседа по пройденному учебному материалу, работа с книгой, конспектирование, решение задач, демонстрация

 

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

 

Оборудование: емкость с жидкостью, шприц, стеклянный стакан, свеча, спички, монета.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

 

12.45-12.47

Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе

Приветствуют учителя, занимают свои места.

12.47-12.50

Подготовка к усвоению нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли»

Проверка домашнего задания.

Записывают в тетрадь тему урока «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли»

Отвечают домашнее задание.

12.50-13.00

Актуализация опорных знаний учащихся.

Но прежде чем продолжить изучение темы, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.

1.      Что такое давление?

2.      Кастрюля имеет площадь дна 0,12 м2, ее вес равен 60 Н. Чему равно давление, которое она оказывает на стол?

3.      В каком положении брусок производит наибольшее давление?

4.      У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, чтобы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление.

5.      Вес (определение)

6.      Что такое атмосфера?

 

 

Отвечают на вопросы:

1.Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

2. б)

3. 1)

4. б) ( … уменьшить … больше … меньше …)

5. Сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле

6. газовая оболочка Земли

13.00-13.18

Изучение новой темы.

На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.

На опыте покажем, как определить массу воздуха (опыт демонстрируем в презентации)

Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.  

Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, сжимают нижние слои. Воздушный слой , прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

Демонстрация опыта со шпицем.(Погрузив шприц в емкость с жидкостью мы начинаем поднимать поршень вверх, а за ним поднимается и жидкость. Происходит это по тому, что при подъеме поршня между ним и жидкостью образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем жидкость).

Это явление используют в водяных насосах.

Демонстрация опыта со свечей и стеклянным стаканом и монетой.

Как и все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле. Молекулы газов составляющих атмосферу находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Для того чтобы совсем покинуть Землю, молекула, как и космический корабль или ракета, должна иметь очень большую скорость (не меньше 11,2 км/с). Это так называемая вторая космическая скорость. Скорость большинства молекул воздушной оболочки Земли значительно меньше этой космической скорости. Поэтому большинство их и «привязано» к Земле силой тяжести, лишь ничтожно малое число молекул улетают в космическое пространство, покидает Землю.

Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят в результате к тому, что молекулы газов «парят» в пространстве около Земли, образуя воздушную оболочку, или атмосферу.

 

Наблюдают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (записывают определение и выводы).

13.18-13.28

Закрепление полученных знаний.

Ответьте на вопросы:

1.      Закон Паскаля?

2.      Чему равен вес воздуха?

3.      Что называют атмосферой?

4.      Чему равна вторая космическая скорость?

5.      На что оказывает действие атмосферное давление?

Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Решают задачи у доски и на местах.

 

 

 

 

 

 

 

13.28-13.30

Домашнее задание.

·         Параграф 42, 43

·         Упражнение 19. № 2

·         Задание № 1, 2

Записывают домашнего задания в дневник.

 

Демонстрация опыта (презентация):

вес воздуха

Взвешивание воздуха. Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.  

 

Демонстрация опыта со шприцом:

http://v.900igr.net:10/datai/fizika/Opyt-Torrichelli/0006-003--Pochemu.jpg

Для опыта используется: шприц демонстрационный или медицинский и сосуд жидкостью.

Вначале опыта поршень шприца до упора продвигается к отверстию шприца. После этого отверстие шприца опускается в жидкость. Поршень подтягивается вверх. Жидкость сама начинает подниматься вверх за поршнем.

В этом воде помогает атмосферное давление, которое подталкивает жидкость в разреженное пространство.

 

Демонстрация опыта со свечей и стеклянным стаканом и монетой:

http://uchifiziku.ru/wp-content/uploads/2011/09/1vo.jpg

Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. Для проведения опыта необходим еще стакан и свеча. Зажгите свечу и быстро накройте стаканом, не захватив при этом монетки. Когда свеча погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев.


 

План-конспект урока Класс 7А

План-конспект урока Класс 7А

Время Действия учителя

Время Действия учителя

Демонстрация опыта со шпицем

Демонстрация опыта со шпицем

Домашнее задание. ·

Домашнее задание. ·

Жидкость сама начинает подниматься вверх за поршнем

Жидкость сама начинает подниматься вверх за поршнем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020