План-конспект урока
Класс 7А
Тема урока «Атмосферное давление»
Средства учебник А. В, Перышкин «Физика 8 класс», Москва, Дрофа; Л. А. Кирик «Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»
Основное содержание курса: атмосфера, атмосферное давление, вес воздуха, сила тяжести, космическая скорость.
Планируемые результаты ПДУ: иметь представление об атмосфере; уметь вычислить вес воздуха; знать что такое атмосферное давление; применять полученные знания на практике.
Задачи учителя:
· Продолжить формирование понятия атмосферное давление.
· Научить вычислять вес воздуха.
· Сформировать представление о воздушной оболочки Земли.
· Ввести понятие «вторая космическая скорость»
· Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков
· Формировать умение самостоятельной работы.
· Развивать умение анализировать учебный материал и навыки его краткой записи.
· Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Методы преподавания: беседа по пройденному учебному материалу, работа с книгой, конспектирование, решение задач, демонстрация
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.
Оборудование: емкость с жидкостью, шприц, стеклянный стакан, свеча, спички, монета.
Ход урока:
Время |
Действия учителя |
Действия обучающихся
|
12.45-12.47 |
Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе |
Приветствуют учителя, занимают свои места. |
12.47-12.50 |
Подготовка к усвоению нового материала. Тема сегодняшнего урока: «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли» Проверка домашнего задания. |
Записывают в тетрадь тему урока «Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли» Отвечают домашнее задание. |
12.50-13.00 |
Актуализация опорных знаний учащихся. Но прежде чем продолжить изучение темы, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы. 1. Что такое давление? 2. Кастрюля имеет площадь дна 0,12 м2, ее вес равен 60 Н. Чему равно давление, которое она оказывает на стол? 3. В каком положении брусок производит наибольшее давление? 4. У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, чтобы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление. 5. Вес (определение) 6. Что такое атмосфера?
|
Отвечают на вопросы: 1.Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. 2. б) 3. 1) 4. б) ( … уменьшить … больше … меньше …) 5. Сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле 6. газовая оболочка Земли |
13.00-13.18 |
Изучение новой темы. На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу. На опыте покажем, как определить массу воздуха (опыт демонстрируем в презентации) Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить: Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н. Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, сжимают нижние слои. Воздушный слой , прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. Демонстрация опыта со шпицем.(Погрузив шприц в емкость с жидкостью мы начинаем поднимать поршень вверх, а за ним поднимается и жидкость. Происходит это по тому, что при подъеме поршня между ним и жидкостью образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем жидкость). Это явление используют в водяных насосах. Демонстрация опыта со свечей и стеклянным стаканом и монетой. Как и все тела, молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, притягиваются к Земле. Молекулы газов составляющих атмосферу находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Для того чтобы совсем покинуть Землю, молекула, как и космический корабль или ракета, должна иметь очень большую скорость (не меньше 11,2 км/с). Это так называемая вторая космическая скорость. Скорость большинства молекул воздушной оболочки Земли значительно меньше этой космической скорости. Поэтому большинство их и «привязано» к Земле силой тяжести, лишь ничтожно малое число молекул улетают в космическое пространство, покидает Землю. Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят в результате к тому, что молекулы газов «парят» в пространстве около Земли, образуя воздушную оболочку, или атмосферу.
|
Наблюдают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (записывают определение и выводы). |
13.18-13.28 |
Закрепление полученных знаний. Ответьте на вопросы: 1. Закон Паскаля? 2. Чему равен вес воздуха? 3. Что называют атмосферой? 4. Чему равна вторая космическая скорость? 5. На что оказывает действие атмосферное давление? |
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Решают задачи у доски и на местах.
|
13.28-13.30 |
Домашнее задание. · Параграф 42, 43 · Упражнение 19. № 2 · Задание № 1, 2 |
Записывают домашнего задания в дневник. |
Демонстрация опыта (презентация):
Взвешивание воздуха. Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:
Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.
Демонстрация опыта со шприцом:
Для опыта используется: шприц демонстрационный или медицинский и сосуд жидкостью.
Вначале опыта поршень шприца до упора продвигается к отверстию шприца. После этого отверстие шприца опускается в жидкость. Поршень подтягивается вверх. Жидкость сама начинает подниматься вверх за поршнем.
В этом воде помогает атмосферное давление, которое подталкивает жидкость в разреженное пространство.
Демонстрация опыта со свечей и стеклянным стаканом и монетой:
Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. Для проведения опыта необходим еще стакан и свеча. Зажгите свечу и быстро накройте стаканом, не захватив при этом монетки. Когда свеча погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.