Конспект урока по физике «Параллельное соединение проводников»

  • Документация
  • doc
  • 13.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

открытый урок по физике в 8 классе,Тема урока «Параллельное соединение проводников»
Иконка файла материала конспект урока по физике ,Тема урока «Параллельное соединение проводников».doc

Тема урока «Параллельное соединение проводников»

Класс: 8

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

·       сформировать представление  о законах параллельного соединения проводников

·       Сформировать умение записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток

·       Способствовать формированию умения применять знания на практике

Развивающие:

·       Способствовать формированию мыслительных операций анализа и сравнения

·       Способствовать развитию логического мышления

Воспитательные:

·       Способствовать воспитанию целеустремленности

·       Способствовать воспитанию чувства ответственности

 

1.     Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Ребята, встречаемся ли мы с вами с электрическими явлениями дома?

Хотя бы то, что наша квартира полна электроприборами которыми мы постоянно пользуемся, доказывает это. А нужны ли нам знания об электрическом токе, с помощью которого они работают?

http://festival.1september.ru/articles/511918/img5.jpgПровести электричество в собственной квартире или на даче, установить лампы и светильники, найти и устранить повреждения и неисправности, отремонтировать розетку и выключатель – это и многое другое будет по силам и вам. Отпадёт необходимость тратить лишние деньги и нанимать специалистов, для мелких работ по электричеству, если вы будете внимательны на уроках сейчас.

Вопросы для взаимопроверки:

1. При каком соединении проводников конец одного                                               проводника соединяется с началом другого?

2. Схема какого соединения ламп показана

        на рисунке?

3. Чему равна сила тока в последовательно

        соединенных потребителях?

4. Чему равно напряжение на всём рассматриваемом участке цепи?

5. Чему равно общее сопротивление цепи?

Поменялись бланками ответов с соседом по парте и осуществили взаимопроверку.

 

Критерии оценки (выведены на слайде): за каждый правильный ответ  ставим по 1 баллу

1. При последовательном

2. Последовательного

3.    I = I 1= I 2

4.   U = U 1+ U 2

5.   R = R 1+ R 2

Приведите пример последовательного соединения проводников.

 

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Постановка проблемы.

А можно ли потребители тока в нашей квартире соединить последовательно? Почему? Как решить эту проблему?

Ребята высказывают свои версии, проводится совместный анализ этих версий и, в ходе обсуждения, мы приходим к выводу, что

приборы нужно соединить так, чтобы они все имели общие точки подключения к источнику тока. Такое соединение потребителей называется параллельным.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

 

Параллельное соединение проводников

А какова цель нашего урока?

Цель: сформировать знания  о законах параллельного соединения проводников, умение записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток и научиться применять знания на практике.

 

При параллельном соединении проводников их начала и концы имеют общие точки подключения к источнику тока.

Paralel2

А какие же количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников можно вывести?

 

3.     Построение проекта выхода из затруднения.

Верно, нужно обратиться к эксперименту.

У вас на столах имеются наборы для проведения практической работы. Работаем в группах по 4 человека, группами, сформированными на прошлых уроках. На столах на карточках у вас записаны задания, которые вы должны выполнить.

Карточка  № 1

Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь амперметр, измерьте силу тока в каждом из проводников, и силу тока до разветвления. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.

Карточка  № 2

Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь вольтметр, измерьте напряжение на каждом из проводников, и напряжение на всем участке. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.

 

4.     Реализация построенного проекта.

Проведение группами эксперимента (учитель контролирует действия ребят, без необходимости, не вмешиваясь в их работу).

Проведение анализа практической работы групп, представление выводов, формулирование законов параллельного соединения проводников (работа школьников у доски).

 

Критерии оценки действий школьника во время проведения эксперимента (выведены на слайде):

n  Принимал активное участие в проведении эксперимента  – 3  балла

n  Частично принимал участие в проведении эксперимента – 2 балла

n  Внимательно следил за проведением эксперимента – 1 балл

n  Озвучивал эксперимент и выводы работы группы у доски  –   +1 балл

 

Законы параллельного соединения проводников

При параллельном соединении напряжения U1 и U2 на всех участках цепи одинаковы:

U = U1= U2

Сумма токов I1 и I2, протекающих по обоим проводникам, равна току в неразветвленной цепи:

I = I 1+ I 2

Записывая на основании закона Ома:

 

 

 


При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.

И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач.

 

5. Первичное закрепление – решение задачи, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 220 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 1000 Ом, а другой 488 Ом.

Дано:                          Решение:

U = 220 В              U = U1= U2= 220 В

R 1=1000 Ом         

R 2= 488 Ом

                             I= I1+ I2

I - ?                       I1= 0,22 А

I 1-?                      I2= 0,45 А

I 2-?                      I = 0,67 А             Ответ: I1= 0,22 А  ;  I2= 0,45 А  ;  I = 0,67 А

 

На слайде выводится правильное решение задачи, ребята осуществляют самопроверку.

 

Критерии оценки решения задачи (выводятся на слайде):

§ краткая запись условия -0,5 б;

§ использование физической символики -0,5 б;

§ запись единиц измерения и перевод их в СИ – 0,5 б;

§ нахождение и запись необходимых табличных и постоянных величин – 0,5 б;

§ запись формул – 0,5 б;

§ вывод расчётной формулы – 1 б;

§ вычисления – 1 б;

§ анализ полученных результатов – 0,5 б.

 

Молодцы! Вы здорово сегодня поработали. А как вы думаете, есть ли недостатки у разных способов подключения потребителей?

Короткое обсуждение и выводы выводятся на слайд.

 

6. Рефлексия учебной деятельности.

§  Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)

§  Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)

§  Как применили полученные знания? (применили полученные знания в решении модулированной ситуации)

§  Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?

 

Критерии оценки за урок (выведены на слайде):

§  Набрали в сумме  12-13 баллов  поставьте себе оценку  5

§  Набрали в сумме  9-11 баллов  поставьте себе оценку  4

§  Набрали в сумме  6-8 баллов  поставьте себе оценку  3

 

Осуществите самооценку.

 

Домашнее задание:

параграф 49, задачи на карточках  решить необходимо одну задачу на выбор    

 

Карточка с домашним заданием

Задача № 1

Два проводника соединены  параллельно, сопротивление второго -  9 Ом,  сила тока в подводящей цепи 0,6А. Сила тока, проходящего через первый проводник 0,2 А. Чему равно сопротивление этого участка и напряжение на его концах?

Задача № 2

Две электричес­кие лампы включены па­раллельно под напряже­ние   127 В. Определите си­лу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 600 Ом, а другой 360 Ом.

 

Бланк оценки

                  Фамилия, имя  _____________________________

 

Этапы урока

 

 Полученные баллы

 

Вопросы для взаимопроверки

 

 

Эксперимент

 

 

Задача

 

 

Итого

 

 

Отметка