Тема урока «Параллельное соединение проводников»
Класс: 8
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
· сформировать представление о законах параллельного соединения проводников
· Сформировать умение записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток
· Способствовать формированию умения применять знания на практике
Развивающие:
· Способствовать формированию мыслительных операций анализа и сравнения
· Способствовать развитию логического мышления
Воспитательные:
· Способствовать воспитанию целеустремленности
· Способствовать воспитанию чувства ответственности
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Ребята, встречаемся ли мы с вами с электрическими явлениями дома?
Хотя бы то, что наша квартира полна электроприборами которыми мы постоянно пользуемся, доказывает это. А нужны ли нам знания об электрическом токе, с помощью которого они работают?
Провести электричество в собственной квартире или на даче, установить лампы и светильники, найти и устранить повреждения и неисправности, отремонтировать розетку и выключатель – это и многое другое будет по силам и вам. Отпадёт необходимость тратить лишние деньги и нанимать специалистов, для мелких работ по электричеству, если вы будете внимательны на уроках сейчас.
Вопросы для взаимопроверки:
1. При каком соединении проводников конец одного проводника соединяется с началом другого?
2. Схема какого соединения ламп показана
на рисунке?
3. Чему равна сила тока в последовательно
соединенных потребителях?
4. Чему равно напряжение на всём рассматриваемом участке цепи?
5. Чему равно общее сопротивление цепи?
Поменялись бланками ответов с соседом по парте и осуществили взаимопроверку.
Критерии оценки (выведены на слайде): за каждый правильный ответ ставим по 1 баллу
1. При последовательном
2. Последовательного
3. I = I 1= I 2
4. U = U 1+ U 2
5. R = R 1+ R 2
Приведите пример последовательного соединения проводников.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Постановка проблемы.
А можно ли потребители тока в нашей квартире соединить последовательно? Почему? Как решить эту проблему?
Ребята высказывают свои версии, проводится совместный анализ этих версий и, в ходе обсуждения, мы приходим к выводу, что
приборы нужно соединить так, чтобы они все имели общие точки подключения к источнику тока. Такое соединение потребителей называется параллельным.
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Параллельное соединение проводников
А какова цель нашего урока?
Цель: сформировать знания о законах параллельного соединения проводников, умение записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток и научиться применять знания на практике.
При параллельном соединении проводников их начала и концы имеют общие точки подключения к источнику тока.
А какие же количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников можно вывести?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Верно, нужно обратиться к эксперименту.
У вас на столах имеются наборы для проведения практической работы. Работаем в группах по 4 человека, группами, сформированными на прошлых уроках. На столах на карточках у вас записаны задания, которые вы должны выполнить.
Карточка № 1
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь амперметр, измерьте силу тока в каждом из проводников, и силу тока до разветвления. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.
Карточка № 2
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух параллельно соединенных проводников. Вспомнив, как включается в цепь вольтметр, измерьте напряжение на каждом из проводников, и напряжение на всем участке. Сравните полученные значения. Сделайте вывод.
4. Реализация построенного проекта.
Проведение группами эксперимента (учитель контролирует действия ребят, без необходимости, не вмешиваясь в их работу).
Проведение анализа практической работы групп, представление выводов, формулирование законов параллельного соединения проводников (работа школьников у доски).
Критерии оценки действий школьника во время проведения эксперимента (выведены на слайде):
n Принимал активное участие в проведении эксперимента – 3 балла
n Частично принимал участие в проведении эксперимента – 2 балла
n Внимательно следил за проведением эксперимента – 1 балл
n Озвучивал эксперимент и выводы работы группы у доски – +1 балл
Законы параллельного соединения проводников
При параллельном соединении напряжения U1 и U2 на всех участках цепи одинаковы:
U = U1= U2
Сумма токов I1 и I2, протекающих по обоим проводникам, равна току в неразветвленной цепи:
I = I 1+ I 2
Записывая на основании закона Ома:
При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.
И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач.
5. Первичное закрепление – решение задачи, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 220 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 1000 Ом, а другой 488 Ом.
Дано: Решение:
U = 220 В U = U1= U2= 220 В
R 1=1000 Ом
R 2= 488 Ом
I= I1+ I2
I - ? I1= 0,22 А
I 1-? I2= 0,45 А
I 2-? I = 0,67 А Ответ: I1= 0,22 А ; I2= 0,45 А ; I = 0,67 А
На слайде выводится правильное решение задачи, ребята осуществляют самопроверку.
Критерии оценки решения задачи (выводятся на слайде):
§ краткая запись условия -0,5 б;
§ использование физической символики -0,5 б;
§ запись единиц измерения и перевод их в СИ – 0,5 б;
§ нахождение и запись необходимых табличных и постоянных величин – 0,5 б;
§ запись формул – 0,5 б;
§ вывод расчётной формулы – 1 б;
§ вычисления – 1 б;
§ анализ полученных результатов – 0,5 б.
Молодцы! Вы здорово сегодня поработали. А как вы думаете, есть ли недостатки у разных способов подключения потребителей?
Короткое обсуждение и выводы выводятся на слайд.
6. Рефлексия учебной деятельности.
§ Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)
§ Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)
§ Как применили полученные знания? (применили полученные знания в решении модулированной ситуации)
§ Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?
Критерии оценки за урок (выведены на слайде):
§ Набрали в сумме 12-13 баллов поставьте себе оценку 5
§ Набрали в сумме 9-11 баллов поставьте себе оценку 4
§ Набрали в сумме 6-8 баллов поставьте себе оценку 3
Осуществите самооценку.
Домашнее задание:
параграф 49, задачи на карточках решить необходимо одну задачу на выбор
Карточка с домашним заданием
Задача № 1
Два проводника соединены параллельно, сопротивление второго - 9 Ом, сила тока в подводящей цепи 0,6А. Сила тока, проходящего через первый проводник 0,2 А. Чему равно сопротивление этого участка и напряжение на его концах?
Задача № 2
Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 127 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 600 Ом, а другой 360 Ом.
Бланк оценки
Фамилия, имя _____________________________
Этапы урока
|
Полученные баллы
|
Вопросы для взаимопроверки
|
|
Эксперимент
|
|
Задача
|
|
Итого
|
|
Отметка
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.