Конспект урока по физике "Постулаты Бора"
Оценка 4.7

Конспект урока по физике "Постулаты Бора"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
9 кл—11 кл
21.03.2021
Конспект урока по физике "Постулаты Бора"
Конспект урока по физике "Постулаты Бора"
Конспект урока в 11.docx

Конспект урока в 11 классе

по теме: «Постулаты Бора»

Подготовил: учитель физики ГОУ «Свердловский лицей № 1 имени сестёр-подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких» Лисянский С.А.

Цели урока:

Образовательная – организовать деятельность учащихся по изучению  постулатов Бора, описывающих основные свойства атомов; раскрыть пути выхода из кризиса классической физики.

Развивающая – содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

Воспитательная – познакомить с личностью Нильса Бора, его смелыми и революционными работами, положившими начало новой физической теории.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

1. Организация начала занятий.

2. Повторение изученного материала.

1. Какие физические явления подтверждают сложную структуру атома?

2. Опишите модель атома Томсона. Почему эта модель оказалась несостоятельной?

3. Расскажите о планетарной модели атома Резерфорда. Какие эксперименты послужили доказательством этой модели, в чем ее недостатки.

3. Изложение нового материала.

Учитель: продолжим изучать главу «Атомная физика», используя метод научного познания.

Сегодня мы продолжим разговор об атоме. Попытаемся раскрыть пути выхода из кризиса классической физики, который возник в связи с тем, что модель, предложенная Резерфордом, не позволила объяснить устойчивость атома. Тема урока: «Постулаты Бора.  Модель атома водорода по Бору».

·                   Факты

Опыты по рассеянию α-частиц показывают, что атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Данные электродинамики свидетельствуют, что движущиеся ускоренно заряды испускают электромагнитные волны, теряя энергию. Однако даже повседневные наблюдения говорят, что атомы устойчивы и, как правило, не излучают энергии. Возникло противоречие одних фактов другим.

·                   Модель

Это противоречие устранил Н. Бор (1913г.), создав неклассическую модель атома, базирующуюся на следующих постулатах:

                  I. Существуют особые стационарные состояния атома, находясь в которых атом не излучает энергию, при этом электроны в атоме движутся с ускорением. Каждому стационарному состоянию соответствует определенная энергия .

               II. Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией  в стационарное состояние с меньшей энергией . Энергия излученного фотона равна разности энергий стационарных состояний:

 -

На основе перечисленных фактов построена теоретическая модель водородоподобного атома. Для наглядного представления возможных энергетических состояний атомов используются энергетические диаграммы, на которых каждое стационарное состояние атома отмечается горизонтальной линией, называемой энергетическим уровнем. Состояние с минимальной энергией Е1 называют основным состоянием. Все остальные состояния атома с энергиями Е2, Е3, ……, ЕN называются возбужденными состояниями. Отрицательная энергия состояний атома водорода физически означает, что атом устойчив и для его разрушения (удаления электрона от ядра на расстояние, при котором взаимодействием с ядром  можно пренебречь) необходимо совершить работу. Значение Е > 0 соответствует электрону, проходящему мимо ядра и уходящему в бесконечность. Атом поглощает энергию при переходе из низших энергетических состояний в высшие.

Переходы атома на второй энергетический уровень с верхних уровней образуют серию Бальмера, которая дает видимые частоты излучения (частота излучения соответствует частоте видимого света).

·                   Следствия

Объясняет планетарную модель Резерфорда.

Одним из следствий модели атома Бора является то, что при внешних воздействиях атомы могут получать не произвольные, а лишь вполне определенные значения энергии  .

Частота излучения или  поглощения равна: .

Радиусы орбит меняются дискретно числам n=1,2,… (правило квантования).

Ограниченность теории Бора.

Теория Бора водородоподобного атома прекрасно согласуется с экспериментом. Она показала неприменимость классической физики к внутриатомным явлениям: в микромире определяющими являются квантовые законы. Однако эта теория не отменяет классическую физику.

Н. Бором в 1923 г. был сформулирован принцип соответствия, согласно которому законы квантовой физики включают в себя законы классической физики.

По теории Бора электрон, движущийся по орбите не излучает электромагнитную волну; излучение происходит при переходе электрона с одной орбиты на другую.

Сближение результатов квантовой и классической теории происходит при больших значениях квантового числа n. В этом случае уровни энергий стационарных состояний сближаются настолько, что переход атома из одного квантового состояния в соседнее становится неотличим от процесса непрерывного излучения энергии.

Однако эксперимент показывает, что закономерности оптических спектров любого атома, в котором более чем один электрон, не могут быть получены, как следствия теории Бора. Правило квантования применимо не всегда. Представление об определенных орбитах, по которым движутся электроны в атоме, оказалось условным.

К недостаткам теории Бора относится ее противоречивость: эта теория и не классическая, и не квантовая, а то и другое вместе; она представляет собой переходный этап от классической к квантовой физике.

4. Закрепление изученного материала:

1. В каком состоянии энергия электрона меньше: в основном или в возбужденном?

2. Определите наименьшую энергию, которую надо сообщить атому водорода, чтобы перевести его в ионизированное состояние.

3. Сколько квантов с различной энергией может испустить атом водорода, если он находится в третьем энергетическом состоянии?

4. Какие новые закономерности микромира открыл Н. Бор? Почему они были сформулированы в виде постулатов? Чем они противоречат классическим представлениям?

5.Домашнее задание: § 74, 75.


 

Конспект урока в 11 классе по теме: «Постулаты

Конспект урока в 11 классе по теме: «Постулаты

Сегодня мы продолжим разговор об атоме

Сегодня мы продолжим разговор об атоме

Е 1 называют основным состоянием

Е 1 называют основным состоянием

По теории Бора электрон, движущийся по орбите не излучает электромагнитную волну; излучение происходит при переходе электрона с одной орбиты на другую

По теории Бора электрон, движущийся по орбите не излучает электромагнитную волну; излучение происходит при переходе электрона с одной орбиты на другую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021