Тема: Сила упругости. Закон Гука.
Межпредметные связи: с математикой (функция у = кх, построение и чтение графиков линейных функций)
Цель урока: Сформулировать первоначальные представления о силе упругости. Выявить природу силы упругости. Сформулировать закон Гука.
Задачи:
· Обеспечить усвоение знаний о понятии силы упругости;
· Формировать умение, применяя закон Гука, решать задачи и упражнения.
Планируемые результаты обучения:
Общие предметные: научатся понимать смысл закона Гука, раскрывающего связь между удлинением (растяжением или сжатием) и силой упругости; пользоваться методами научного познания (наблюдение, сравнение, измерение), обнаруживать зависимость между удлинением тела и силой упругости, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять знания о растяжении тела под действием силы упругости для объяснения работы динамометра.
Частные предметные: научатся понимать и объяснять явление деформации тела, понимать смысл закона Гука, измерять силу упругости, владеть экспериментальными методами исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, изображать графически, показывать точку приложения и направления.
Метапредметные:
Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы.
Регулятивные – самостоятельно формулировать познавательную задачу; осознавать качество и уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Перышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведений. М: Дрофа, 2014
Время реализации занятия: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
- интерактивная доска;
- мультимедиа проектор;
- компьютер;
- компьютерная презентация урока
· для демонстрационного эксперимента:
- прибор для демонстрации видов деформаций;
- пружины различной жесткости;
- набор грузов;
- штатив с муфтой;
- демонстрационный метр;
· для фронтального эксперимента учащихся на каждый стол:
- динамометр;
- набор грузов;
- инструкция по проведению эксперимента.
Технологии:
· личностно-ориентированный подход;
· углубленный деятельностный подход, формирование не только знаний, но и умений и навыков, смещение акцента с деятельного учителя на деятельного ученика;
· развитие самостоятельности обучающихся, формирование умений создавать новое знание, принимать решения, выработка навыков поисково-исследовательской деятельности.
Методы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа);
2. Наглядные (метод иллюстраций – презентация, метод демонстраций – демонстрация опытов);
3. Практические (фронтальный эксперимент, решение задач различных типов).
Ход занятия
1. Организационный момент:
Учитель: Добрые день, ребята!
«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента». И тогда наверняка никто не забудет про нее.
2. Актуализация знаний и жизненного опыта обучающихся. Постановка учебной проблемы.
Учитель: А сейчас, непосредственно, приступим к проверке домашнего задания.
Фронтальный опрос:
· Что же такое сила? Каковы единицы силы?
· Что может произойти с телом, на которое действует сила?
· Что является причиной падения всех тел на Землю?
· Какую силу называют силой тяжести?
· В чем причина ее возникновения?
· Как зависит сила тяжести от массы тела?
Организация решения трудного задания:
Учитель: Добрые На столе лежат два яблока. Масса одного яблока 100 г, а другого – в два раза меньше. Сравните силы тяжести, действующие на эти яблоки.
Ученик: Поскольку сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, то на яблоко массой в два раза меньше действует и сила тяжести, в два раза меньшая.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с понятием сил в природе, познакомимся с ещё одним видом силы. С помощью эксперимента установим, от каких величин она зависит и как возникает. А также будем продолжать расширение своего кругозора в области физики.
3. Первичное восприятие и осознание обучающими нового материала.
Учитель: Хорошо! Это мы повторили, вспомнили, о чём начали говорить на прошлом уроке. Давайте вспомним, как будут двигаться тела под действием силы тяжести?
Ученик: падать на землю.
Демонстрация: груз подвешиваем к пружине, книга лежит на столе.
Учитель: Но почему же тогда книга, лежащая на столе, или груз, подвешенный к пружине, не падают?
Ученик: значит действует еще какая то сила.
Вывод: Кроме силы тяжести, направленной вниз, на тела действует еще какая-то сила, направленная вверх.
Учитель: Как же возникла эта сила? Что происходит с пружиной, когда к ней подвешивают тело?
Ученик: деформируется.
Учитель: Тела деформируются, увеличиваются или уменьшаются расстояния между молекулами тела, следовательно, увеличиваются силы притяжения или отталкивания между молекулами вещества.
Если исчезает деформация, то тело принимает свою исходную форму.
Демонстрация: груз снять с пружины.
Вывод: Значит, эта сила возвращает тело в исходное состояние. Эта сила называется силой упругости.
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Открываем свои рабочие тетради, записываем на полях число и тему урока “Сила упругости. Закон Гука”.
Учитель:
ü Внимательно прочитайте тему урока.
ü Что от вас ожидается сегодня на уроке?
ü Чему нужно научиться? Какие цели и задачи вы бы предложили?
Ученик:
ü усвоить суть понятия «сила упругости»;
ü изучить закон Гука;
ü научиться решать задания, используя закон Гука.
5. Изучение нового
материала.
Учитель:
Дадим определение новой физической величине:
Определение:
Сила упругости – это сила, возникающая при деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное состояние.
Обозначение: Fупр.
Единицы измерения: Н (ньютон)
Точка приложения: Приложена к телу в месте соприкосновения двух тел.
Учитель: Как определить направление силы упругости?
Ученик: Выяснить, в какую сторону смещаются частицы вещества. В противоположную сторону будет направлена сила упругости, т.к. она возвращает тело в исходное состояние.
Предлагает выполнить задание.
Учитель: Покажите на чертеже стрелки, указывающие направление силы упругости, действующей на тело.
Учитель: Точку приложения и направление силы упругости мы выяснили. Теперь необходимо определить модуль силы упругости.
Возьмите большие листы и подпишите на них свою фамилию. (Приложение к уроку)
Учитель: Как называется измерительный прибор, который закреплен в штативе?
Ученик: динамометр.
Учитель: Каково его назначение?
Ученик: прибор для измерения силы.
Учитель: Подвесьте к динамометру груз. Что произошло с пружиной?
Ученик: пружина деформировалась. Следовательно, возникла сила упругости. Пружина растягивалась до тех пор, пока сила упругости не уравновесила силу тяжести. Динамометром можно измерять и силу упругости.
Учитель: Как найти удлинение пружины?
Обозначим через l0 начальную длину пружины, через l – ее конечную длину. Δl = l - l0. Δl можно измерить линейкой.
Организация проведения исследовательского эксперимента.
Выясним с помощью эксперимента, как зависит сила упругости от удлинения пружины.
Определите цену деления ваших измерительных приборов (динамометра и линейки). Проведите исследование. Указания к работе есть в ваших листах (инструкция к эксперименту дана в приложении).
Сила упругости прямо пропорциональна изменению длины пружины.
Запишем эту зависимость: у = кх.
Fупр. = к Δl – Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.
Эту зависимость впервые установил в 1667г. английский ученый Р.Гук, поэтому закон носит его имя.
к – коэффициент пропорциональности, он называется жесткостью тела.
Различные тела имеют разную жесткость. Большую жесткость имеют тела, у которых деформация мала.
Жесткость зависит от: формы, размеров и вещества, из которого это тело изготовлено. Жесткость измеряется в Н/м.
Мы рассмотрели только два вида деформаций – растяжение и сжатие.
Но бывают и другие виды: кручение, изгиб, сдвиг.
Демонстрация: (показать различные виды деформаций с помощью прибора)
6. Физкультминутка
Обучающимся предлагается встать со своих мест, и, закрепляя виды деформаций, показать с помощью своего тела все 5 видов деформаций:
· растяжение;
Учитель: Данный вид деформации испытывают тросы, канаты, цепи, стяжки между вагонами.
· Сжатие;
Учитель: Данный вид деформации испытывают опоры мостов, фундаменты строений, материалы, подвергающиеся прессованию и т.д.
· Сдвиг;
Учитель: Деформации сдвига подвержены все балки в местах опор, заклепки и болты скрепляющие детали ит. Д. сдвиг на большие углы приводит к срезу. Срез происходит при работе ножниц, зубьев пилы…
· Кручение;
Учитель: Деформация кручения возникает при скачивании изделий и деталей.
· Изгиб.
Учитель: Деформации изгиба возникают при пригибании опоры. Чем больше прогибается опора, тем больше сила упругости.
6. Продолжение изучения нового материала.
Упругая деформация – если после прекращения действия силы, тело возвращается в исходное состояние.
Границы применимости закона Гука:
Закон Гука справедлив только при малых упругих деформациях.
7. Закрепление полученных знаний:
1. По графику зависимости Fупр (Δl) определите жесткость пружины динамометра.
2.
3. Пружина имеет жесткость 100Н/м. Под действием некоторой силы она удлинилась на 10 см. Определите возникшую силу упругости. (100Н)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель побуждает обучающихся к размышлению над вопросами:
· Как бы я оценил свой результат решения заданий на уроке?
· Какие задания вызвали у меня наибольшие затруднения?
· Каких знаний у меня не хватает для решения всех заданий?
· Какое домашнее задание я бы себе задал?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.