|
|
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дидактические:
- знакомство и закрепление основных физических понятий: сила всемирного тяготения, гравитационная постоянная, расстояние между взаимодействующими телами, масса тел;
- формирование умений рассчитывать силу всемирного тяготения в ходе решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» в процессе самостоятельной работы;
- продолжить формирование умения решать экспериментальные и качественные задачи.
2. Развивающие:
- развитие, коррекция умения анализировать и сопоставлять вербальную (словесную) информацию с мысленным образом;
- развитие зрительного и мысленного анализа, умение выделять основные признаки физических процессов взаимодействия тел;
- развитие и коррекция внимания, абстрактно-логического мышления;
- развитие умения планировать полный или частичный ход решения;
- осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;
- развитие и коррекция наглядно-образного мышления;
- развитие и коррекция комбинаторных способностей, пространственных представлений;
- умение самоорганизоваться;
- умение осуществлять самоконтроль;
- умение доводить начатое дело до результата;
- развитие познавательного интереса;
- мотивации обучения.
3. Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к предмету;
- развитие социального чувства коммуникативности (умение работать у доски, в парах).
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы. Постановка целей.
3. Актуализация основных знаний. Решение экспериментальных и качественных задач.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление материала.
6. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания.
7. Итоги урока.
По основной дидактической цели – традиционный урок.
ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный момент—1 минута.
2. Сообщение темы. Постановка цели—1 минута.
Сегодня у нас урок по теме «Закон всемирного тяготения». На уроке мы должны будем
- ввести понятие всемирного тяготения;
- отработать навыки решения задач по теме «Закон всемирного тяготения»
- продолжить формирование физических представлений о взаимодействии тел.
3. Актуализация основных знаний —15 минут.
Решение экспериментальных и качественных задач.
Задания предлагаются на отдельных карточках. Учащиеся работают в парах, обсуждают задачу, проводят опыты, формируют правильный ответ.
1. На весах уравновешен стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руках, не касаясь стакана? Ответ подтвердите опытом. (Нарушится.)
2. С помощью нити укрепите лезвие безопасной бритвы на спичечной коробке (рис. 1). Подвесьте коробку на нити, как указано на рисунке, и пережгите нить, удерживающую лезвие. Что произойдет с лезвием и коробкой? (Приходят в движение.)
3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометра устанавливаются на нули, чтобы не учитывать веса груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана (рис.2). Каковы показания обоих динамометров?
4. Разорвется ли веревка, которая может выдержать натяжение в 150 Н, если двое тянут за веревку в разные стороны с силой 120 Н?
5. Сначала двое тянут веревку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав веревку к стене, тянут ее вдвоем за другой конец, каждый с той же силой. Одинаково ли натяжение в этих случаях?
6. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно - при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Например, топор. Как это объяснить?
7. Почему тяжелогружеными 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда более плавным?
8. Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же без груза?
9. Определите силу натяжения нити в каждом из случаев, изображенных на рис. 3, а, б, в. Массы грузов одинаковы и равны 0,5 кг.
10. Найдите физическую ошибку в проекте Сирано де Бержерака, с помощью которого он предлагал достичь Луны!
Я изобрел шесть средств
Подняться в мир планет!
Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видно око,
Он за собой железо приманит,
Вот средство верное!
А лишь он вас приманит,
Схватить его и бросить вверх опять,
Так поднимать он бесконечно станет.
Э. Ростан. Сирано де Бержерак
11. Две лодки находятся на спокойной воде. Люди, сидящие в лодках, тянут веревку, соединяющую лодки.
а) Сравните движение лодок.
б) Изменится ли движение лодок, если один конец веревки привязать к одной из лодок, а за другой тянуть человеку, находящемуся во второй лодке?
12. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет:
а) ускоренно (замедленно);
б) повернет;
в) внезапно остановится?
4. Изучение нового материала —10 минут.
Примеры проявления взаимного притяжения тел друг к другу:
• Падение тел на Землю.
• Движение планет вокруг Солнца.
• Приливы и отливы.
• Водопады.
• Тяжесть хозяйственных сумок.
• Существование воздушной атмосферы Земли.
2. Создание проблемной ситуации.
- Почему при разговоре друг с другом мы не ощущаем взаимного притяжения? (Силы притяжения малы.)
- Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?
3. Исторические сведения.
Выдающийся польский ученый Н. Коперник (1473 - 1543 гг.) разработал схему гелиоцентрического устройства нашей планетной системы, но не смог объяснить причины, под действием которых происходит вращение планет вокруг Солнца.
Немецкий астроном И. Кеплер (1571 - 1630 гг.) вывел законы движения планет и высказал предположение, что тела взаимно притягиваются, эта сила прямо пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
И. Ньютон предложил строгую математическую формулировку закона и впервые доказал, что именно сила тяготения определяет движение планет. Исаак Ньютон открыл этот закон в 23-летнем возрасте, но 9 лет не публиковал его, т.к. неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Когда это расстояние было уточнено, Ньютон в 1667 г. опубликовал закон всемирного тяготения.
В 1682 г. английский астроном Э. Галлей по формулам Ньютона вычислил время вторичного прихода к Солнцу наблюдавшейся в то время на небе яркой кометы. Комета вернулась в строго рассчитанное время, подтверждая истинность теории.
4. Формулировка закона всемирного тяготения.
Значение гравитационной постоянной, ее единицы измерения и физический смысл.
Следует обратить внимание на то, что закон всемирного тяготения справедлив для материальных точек и шаров, плотность которых распределена симметрично относительно их центров.
5. Закрепление материала. Решение задач—10 минут.
1. С какой силой притягиваются два вагона массой по 80 т каждый, если расстояние между ними 1 м? (4,3 -10-1 Н)
Дано: m1= m2=80 т R=1 м G=6,67∙10-11 |
СИ 80000 кг 1 м G=6,67∙10-11 |
Решение:
|
F=? |
Н |
Ответ: F=0,427H |
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждая будет равна 6,67 • 10-9Н? (100 м)
Дано: m1= m2=1000 кг F=6,67 • 10-9Н G=6,67∙10-11 |
Решение:
;
|
R=? |
Ответ: R=100м |
6. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания.—2 минут.
Ø При решении задач на закон всемирного тяготения необходимо знать формулу
Ø Гравитационная постоянная имеет значение G=6,67∙10-11
Домашнее задание § 15, упр. 15 (1,2).
7. Итоги урока —2 минут.
Сегодня мы научились решать задачи по теме «Закон всемирного тяготения». Данные умения и знания пригодятся нам в жизни.
Активно поработали и заработали неплохие знания, следующие ученики……………..
За урок им можно поставить следующие оценки…………………………………..
Урок окончен.
Всем спасибо за работу!
1. На весах уравновешен стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руках, не касаясь стакана? Ответ подтвердите опытом. (Нарушится.)
2. С помощью нити укрепите лезвие безопасной бритвы на спичечной коробке (рис. 1). Подвесьте коробку на нити, как указано на рисунке, и пережгите нить, удерживающую лезвие. Что произойдет с лезвием и коробкой? (Приходят в движение.)
3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометра устанавливаются на нули, чтобы не учитывать веса груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана (рис.2). Каковы показания обоих динамометров?
4. Разорвется ли веревка, которая может выдержать натяжение в 150 Н, если двое тянут за веревку в разные стороны с силой 120 Н?
5. Сначала двое тянут веревку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав веревку к стене, тянут ее вдвоем за другой конец, каждый с той же силой. Одинаково ли натяжение в этих случаях?
6. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно - при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Например, топор. Как это объяснить?
7. Почему тяжелогружеными 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда более плавным?
8. Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же без груза?
9. Определите силу натяжения нити в каждом из случаев, изображенных на рис. 3, а, б, в. Массы грузов одинаковы и равны 0,5 кг.
10. Найдите физическую ошибку в проекте Сирано де Бержерака, с помощью которого он предлагал достичь Луны!
Я изобрел шесть средств
Подняться в мир планет!
Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видно око,
Он за собой железо приманит,
Вот средство верное!
А лишь он вас приманит,
Схватить его и бросить вверх опять,
Так поднимать он бесконечно станет.
Э. Ростан. Сирано де Бержерак
11. Две лодки находятся на спокойной воде. Люди, сидящие в лодках, тянут веревку, соединяющую лодки.
а) Сравните движение лодок.
б) Изменится ли движение лодок, если один конец веревки привязать к одной из лодок, а за другой тянуть человеку, находящемуся во второй лодке?
12. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет:
а) ускоренно (замедленно);
б) повернет;
в) внезапно остановится?
Дано: m1=m2= =80 т R=1 м G=6,67∙ ∙10-11 |
СИ 80000 кг 1 м G=6,67∙ ∙10-11 |
Решение:
|
F=? |
Н |
Ответ: F=0,427H |
Дано: m1=m2=1000 кг F=6,67• •10-9Н G=6,67• •10-11 |
Решение:
;
|
R=? |
Ответ: R=100м |
Гравитационная постоянная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.