Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»
Оценка 4.9

Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»

Оценка 4.9
doc
01.03.2023
Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»
9 класс.doc

Надпись: Саткинский муниципальный район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Филиал «средняя общеобразовательная школа № 13»

Учитель физики: Константинова Н.Л.

 

 
Надпись: Урок физики 
9 класс

Тема: «Закон всемирного тяготения».

п.Малый Бердяуш

2023 г.

 

Урок: Закон всемирного тяготения.

 

 ЦЕЛИ УРОКА:

 

1.    Дидактические:

-         знакомство и закрепление основных физических понятий: сила всемирного тяготения, гравитационная постоянная, расстояние между взаимодействующими телами, масса тел;

-         формирование умений рассчитывать силу всемирного тяготения в ходе решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» в процессе самостоятельной работы;

-         продолжить формирование умения решать экспериментальные и качественные задачи.

 

2.    Развивающие:

-         развитие, коррекция умения анализировать и сопоставлять вербальную (словесную) информацию с мысленным образом;

-         развитие зрительного и мысленного анализа, умение выделять основные признаки физических процессов взаимодействия тел;

-         развитие и коррекция внимания, абстрактно-логического мышления;

-         развитие умения планировать полный или частичный ход решения;

-         осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;

-         развитие и коррекция наглядно-образного мышления;

-         развитие и коррекция комбинаторных способностей, пространственных представлений;

-         умение самоорганизоваться;

-         умение осуществлять самоконтроль;

-         умение доводить начатое дело до результата;

-         развитие познавательного интереса;

-         мотивации обучения.

 

3.    Воспитательные:

-         воспитание положительного отношения к предмету;

-         развитие социального чувства коммуникативности (умение работать у доски, в парах).


СТРУКТУРА УРОКА

 

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы. Постановка целей.

3.      Актуализация основных знаний. Решение экспериментальных и качественных задач.

4.      Изучение нового материала.

5.      Закрепление материала.

6.      Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания.

7.      Итоги урока.

 

ТИП УРОКА

 

По основной дидактической цели – традиционный урок.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ

 

  1. На партах учащихся: линейки, карандаши, карточки с заданиями.
  2. На доске: таблицы с формулами по теме «Закон всемирного тяготения» (появляются по мере необходимости).

ЭТАПЫ УРОКА

 

1.    Организационный момент—1 минута.

2.    Сообщение темы. Постановка цели—1 минута.

 

Сегодня у нас урок по теме «Закон всемирного тяготения». На уроке мы должны будем

-          ввести понятие всемирного тяготения;

-          отработать навыки решения задач по теме «Закон всемирного тяготения»

-          продолжить формирование физических представлений о взаимодействии тел.

 

3.    Актуализация основных знаний —15 минут.

 

Решение экспериментальных и качественных задач.

 

Задания предлагаются на отдельных карточках. Учащиеся работают в парах, обсуждают задачу, проводят опыты, формируют правильный ответ.

1. На весах уравновешен стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руках, не касаясь стакана? Ответ подтвердите опытом. (Нарушится.)

2. С помощью нити укрепите лезвие безопасной бритвы на спичечной коробке (рис. 1). Подвесьте коробку на нити, как указано на рисунке, и пережгите нить, удерживающую лезвие. Что произойдет с лезвием и коробкой? (Приходят в движение.)

3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометра устанавливаются на нули, чтобы не учитывать веса груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана (рис.2). Каковы показания обоих динамометров?

4. Разорвется ли веревка, которая может выдержать натяжение в 150 Н, если двое тянут за веревку в разные стороны с силой 120 Н?

5. Сначала двое тянут веревку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав веревку к стене, тянут ее вдвоем за другой конец, каждый с той же силой. Одинаково ли натяжение в этих случаях?

6. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно - при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Например, топор. Как это объяснить?

7. Почему тяжелогружеными 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда более плавным?

 

8. Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же без груза?

9. Определите силу натяжения нити в каждом из случаев, изображенных на рис. 3, а, б, в. Массы грузов одинаковы и равны 0,5 кг.

 

 

 

 

 

 

 

10. Найдите физическую ошибку в проекте Сирано де Бержерака, с помощью которого он предлагал достичь Луны!


Я изобрел шесть средств

Подняться в мир планет!

Сесть на железный круг

И, взяв большой магнит,

Его забросить вверх высоко,

Докуда будет видно око,

Он за собой железо приманит,

Вот средство верное!

А лишь он вас приманит,

Схватить его и бросить вверх опять,

Так поднимать он бесконечно станет.

 

Э. Ростан. Сирано де Бержерак


 

11. Две лодки находятся на спокойной воде. Люди, сидящие в лодках, тянут веревку, соединяющую лодки.

а) Сравните движение лодок.

б) Изменится ли движение лодок, если один конец веревки привязать к одной из лодок, а за другой тянуть человеку, находящемуся во второй лодке?

12. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет:

а) ускоренно (замедленно);

б) повернет;

в) внезапно остановится?

 

4.    Изучение нового материала —10 минут.

 

Примеры проявления взаимного притяжения тел друг к другу:

    Падение тел на Землю.

    Движение планет вокруг Солнца.

    Приливы и отливы.

    Водопады.

    Тяжесть хозяйственных сумок.

    Существование воздушной атмосферы Земли.

2. Создание проблемной ситуации.

-      Почему при разговоре друг с другом мы не ощущаем взаим­ного притяжения? (Силы притяжения малы.)

-      Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?

3. Исторические сведения.

Выдающийся польский ученый Н. Коперник (1473 - 1543 гг.) разработал схему гелиоцентрического устройства нашей планетной системы, но не смог объяснить причины, под действием которых про­исходит вращение планет вокруг Солнца.

Немецкий астроном И. Кеплер (1571 - 1630 гг.) вывел законы движения планет и высказал предположение, что тела взаимно притя­гиваются, эта сила прямо пропорциональна массам взаимодействую­щих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

И. Ньютон предложил строгую математическую формулировку закона и впервые доказал, что именно сила тяготения определяет дви­жение планет. Исаак Ньютон открыл этот закон в 23-летнем возрасте, но 9 лет не публиковал его, т.к. неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Когда это расстояние было уточнено, Ньютон в 1667 г. опубликовал закон всемирного тяготения.

В 1682 г. английский астроном Э. Галлей по формулам Нью­тона вычислил время вторичного прихода к Солнцу наблюдавшейся в то время на небе яркой кометы. Комета вернулась в строго рассчи­танное время, подтверждая истинность теории.

4. Формулировка закона всемирного тяготения.

Значение гравитационной постоянной, ее единицы измерения и физический смысл.

Следует обратить внимание на то, что закон всемирного тяготе­ния справедлив для материальных точек и шаров, плотность которых распределена симметрично относительно их центров.

 

5.    Закрепление материала. Решение задач—10 минут.

 

1.  С какой силой притягиваются два вагона массой по 80 т каж­дый, если расстояние между ними 1 м? (4,3 -10-1 Н)

Дано:

m1= m2=80 т

R=1 м

G=6,6710-11

СИ

80000 кг

1 м

G=6,6710-11

Решение:

 

F=?

Н

 

Ответ: F=0,427H

 


2.  На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждая будет равна 6,67 • 10-9Н? (100 м)

 

Дано:

m1= m2=1000 кг

F=6,67 • 10-9Н

G=6,6710-11

Решение:

;

 

 

R=?

 

Ответ: R=100м

 

 

 

6.    Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Постановка домашнего задания.—2 минут.

 

Ø При решении задач на закон всемирного тяготения  необходимо знать формулу 

Ø Гравитационная постоянная имеет значение G=6,6710-11

Домашнее задание § 15, упр. 15 (1,2).

 

 

7.    Итоги урока —2 минут.

 

Сегодня мы научились решать задачи по теме «Закон всемирного тяготения». Данные умения и знания пригодятся нам в жизни.

Активно поработали и заработали неплохие знания, следующие ученики……………..

За урок им можно поставить следующие оценки…………………………………..

Урок окончен.

Всем спасибо за работу!


1. На весах уравновешен стакан с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду погрузить карандаш и держать его в руках, не касаясь стакана? Ответ подтвердите опытом. (Нарушится.)

2. С помощью нити укрепите лезвие безопасной бритвы на спичечной коробке (рис. 1). Подвесьте коробку на нити, как указано на рисунке, и пережгите нить, удерживающую лезвие. Что произойдет с лезвием и коробкой? (Приходят в движение.)

3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометра устанавливаются на нули, чтобы не учитывать веса груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана (рис.2). Каковы показания обоих динамометров?

4. Разорвется ли веревка, которая может выдержать натяжение в 150 Н, если двое тянут за веревку в разные стороны с силой 120 Н?

5. Сначала двое тянут веревку в разные стороны с силой по 100 Н, затем, привязав веревку к стене, тянут ее вдвоем за другой конец, каждый с той же силой. Одинаково ли натяжение в этих случаях?

6. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно - при ударе фанера прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Например, топор. Как это объяснить?

7. Почему тяжелогружеными 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда более плавным?

 

8. Почему нагруженный автомобиль на булыжной мостовой движется более плавно, чем такой же без груза?

9. Определите силу натяжения нити в каждом из случаев, изображенных на рис. 3, а, б, в. Массы грузов одинаковы и равны 0,5 кг.

 

 

 

 

 

 

10. Найдите физическую ошибку в проекте Сирано де Бержерака, с помощью которого он предлагал достичь Луны!


Я изобрел шесть средств

Подняться в мир планет!

Сесть на железный круг

И, взяв большой магнит,

Его забросить вверх высоко,

Докуда будет видно око,

Он за собой железо приманит,

Вот средство верное!

А лишь он вас приманит,

Схватить его и бросить вверх опять,

Так поднимать он бесконечно станет.

 

Э. Ростан. Сирано де Бержерак


 

11. Две лодки находятся на спокойной воде. Люди, сидящие в лодках, тянут веревку, соединяющую лодки.

а) Сравните движение лодок.

б) Изменится ли движение лодок, если один конец веревки привязать к одной из лодок, а за другой тянуть человеку, находящемуся во второй лодке?

12. К потолку каюты равномерно идущего теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет:

а) ускоренно (замедленно);

б) повернет;

в) внезапно остановится?


Дано:

m1=m2=

=80 т

R=1 м

G=6,67

10-11

СИ

80000 кг

1 м

G=6,67

10-11

Решение:

 

F=?

Н

 

Ответ: F=0,427H

 


 

Дано:

m1=m2=1000 кг

F=6,67•

•10-9Н

G=6,67•

•10-11

Решение:

;

 

R=?

 

Ответ: R=100м



 

Гравитационная постоянная


Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»

Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»

Урок: Закон всемирного тяготения

Урок: Закон всемирного тяготения

СТРУКТУРА УРОКА 1.

СТРУКТУРА УРОКА 1.

На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра

На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра

Изучение нового материала —10 минут

Изучение нового материала —10 минут

На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по каждая будет равна 6,67 • 10 -9

На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по каждая будет равна 6,67 • 10 -9

На весах уравновешен стакан с водой

На весах уравновешен стакан с водой

Дано: m 1 = m 2 = = 80 т

Дано: m 1 = m 2 = = 80 т

Дано: m 1 = m 2 =1000 кг F =6,67• •10 -9

Дано: m 1 = m 2 =1000 кг F =6,67• •10 -9

Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»

Конспект урока по физике «Закон всемирного тяготения»

Гравитационная постоянная

Гравитационная постоянная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023