МАОУ гимназия №49
Технологическая карта урока, 9 класс
Учебный предмет «Литература»
Составитель: Егорова Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы
УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев
Учебник для общеобразовательных организаций «Литература», 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, 2017 г.
Тема урока |
А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Трагедия одиночества. |
||
Тип урока |
Урок развития умений и навыков |
||
Цель урока |
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова, раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение, творческое воображение и способность высказывать собственное мнение, воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия. |
||
Задачи |
|||
Образовательная |
Развивающие |
Воспитательные |
|
Формировать читателя с эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. |
Способствовать формированию и развитию общих учебных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся: Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль. Информационной: развивать элементы интегративного мышления обучающихся при работе с литературными источниками в процессе работы в группах разного состава. Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью, умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему знаний и умений. |
Воспитывать основы гражданской культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, в умении соизмерять свои действия с нравственными ценностями; воспитание социально активной личности, уважающей закон и правопорядок, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
|
|
Основные термины и понятия |
Текст- повествование, фабула, композиция, сюжетная линия произведения, художественная деталь, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения |
||
Информационно-образовательная среда |
Учебник, рабочая карта, мультимедиа – ресурсы, словари |
||
Планируемые результаты |
|
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
1.Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; 2.Понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
|
1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать по признакам. 2.Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. 2.Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее. 3.В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. 4. Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. 6.Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). 7.Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. |
1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. 2.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
|
Ход урока:
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Читательская функциональная грамотность |
Организация урока. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели урока.
|
1.Слово учителя. 2. Проверка готовности. 3. Введение в тему урока. Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький). Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни. «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский. |
1.Анализируют формулировку темы, ключевые понятия, ставят цель урока. 2. Размышляют над цитатами, делают выводы. 3. Дают оценку деятельности А.П.Чехова, вспоминают основные этапы жизни и творчества.
|
Готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствии с учебной задачей, стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. |
Актуализация знаний
|
1. Организует работу с понятиями теории литературы, словарной работы, с текстом об истории создания рассказа «Тоска». 2.Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
1.Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова? 2. Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь» 3.А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой. 4. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
5.Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.
|
1.Работа со словарем, подбор синонимов, определение понятия «тоска». 2. Составление цитатного плана.
Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
Текст для работы История создания рассказа «Тоска»: Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы. Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой” формы. |
Структурирование знаний, смысловое чтение. Выдвижение гипотез и их обоснование, осознанное и произвольное построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, формулирование выводов
|
Усвоение новых знаний и способов действия. |
1.Организует аналитическую работу с эпиграфом произведения.
Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. -Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)
Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
2. Организует исследовательскую работу с текстом.
-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся) -Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы. -Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка) -О чем думает каждый из них? -Расскажите о главном герое. (ответ ученика) -Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков) -Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
4.Композиция рассказа Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998). В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать. Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира. (Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)
5.Роль художественной детали Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали. Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
6. Организует аналитическую беседу. В чем суть рассказа «Тоска»? В чем заключается трагедия одиночества?
С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же). Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная непохожестью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
7. Письменно продолжите фразу: «А как бы я поступил, встретив Иону?» |
Работа в парах: 1. Размышляют над смыслом эпиграфа. 2. Находят определения устаревших слов «козлы», «извозчик».
Работа совместно с учителем: 1.Работа с тестом, цитирование. 2.Портрет главного героя.
Работа в группах: 1.Вспоминают определение фабулы. 2. Находят причинно-следственные связи.
Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды.
Работа в группах:
1. Определяют детали, указывающие на внутреннее состояние героя. 2. Составляют опорную схему.
(Лошаденка, падающий снег, веселая компания, молодой извозчик, серый цвет, сгорбленная спина Ионы)
1. Формулируют свое отношение к прочитанному, делают выводы.
1.Организация индивидуальной работы.
|
Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.
Моделирование монологического высказывания, аргументация своей позиции и соединение ее с позициями партнеров при выработке решения в совместной деятельности.
Структурирование знаний. Смысловое чтение Выдвижение гипотез и их обоснование. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний. Построение логической цепи рассуждений.
|
Рефлексия |
Задает вопросы: 1.Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? 2.Чему вы сегодня научились? 3. Выполнены ли задания? Что вызывало затруднение в процессе работы? |
1.Анализируют собственные достижения по шкале. |
Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. |
Приложение
Рабочая карта учени_______9___________класса
Этапы урока |
Материалы для работы |
Мои выводы |
Формулирование темы и постановка цели урока.
|
|
|
Основная часть |
Текст для работы История создания рассказа «Тоска»: Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы. Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой” формы. |
|
|
«А как бы я поступил, встретив Иону?» |
|
Рефлексия |
Шкала оценки |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.