Конспект урока по функциональной грамотности "Чехов А.П. Рассказ "Тоска"
Оценка 4.8

Конспект урока по функциональной грамотности "Чехов А.П. Рассказ "Тоска"

Оценка 4.8
docx
20.05.2022
Конспект урока по функциональной грамотности "Чехов А.П. Рассказ "Тоска"
Конспект урока (2).docx

МАОУ гимназия №49

Технологическая карта урока, 9 класс

Учебный предмет «Литература»

Составитель: Егорова Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы

УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев

Учебник для общеобразовательных организаций «Литература», 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, 2017 г.

Тема урока

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Трагедия одиночества.

Тип урока

Урок развития умений и навыков

Цель урока

Продолжить знакомство учащихся с творчеством  А.П.Чехова, раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение, творческое воображение и способность  высказывать собственное мнение, воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия.

Задачи

Образовательная

Развивающие

Воспитательные

Формировать  читателя с  эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Способствовать формированию и развитию общих учебных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: развивать элементы интегративного мышления обучающихся при работе с литературными источниками в процессе работы в группах разного состава.

Социальной:  определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью, умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему знаний и умений.

Воспитывать основы гражданской культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, в умении соизмерять свои действия с нравственными ценностями; воспитание социально активной личности, уважающей закон и правопорядок, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

 

Основные термины и понятия

Текст- повествование, фабула, композиция, сюжетная линия произведения,

художественная деталь, эпизод, проблемный вопрос, герой произведения

Информационно-образовательная среда

Учебник, рабочая карта, мультимедиа – ресурсы, словари

Планируемые результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование   эстетического вкуса;

2.Понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

 

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать по признакам.

2.Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

2.Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее.

3.В сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

4. Фиксировать  и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

6.Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

7.Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

2.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Читательская функциональная грамотность

Организация урока. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и постановка цели урока.

 

1.Слово учителя.

2. Проверка готовности.

3. Введение в тему урока.

     Чехов в  своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

     Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

      «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский.

1.Анализируют формулировку темы, ключевые понятия, ставят цель урока.

2. Размышляют над цитатами, делают выводы.

3. Дают оценку деятельности А.П.Чехова, вспоминают основные этапы жизни и творчества.

 

 

 

Готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствии с учебной задачей, стремление к совершенствованию собственной языковой культуры.

Актуализация знаний

 

1. Организует работу с понятиями теории литературы, словарной работы, с текстом  об истории создания рассказа «Тоска».

2.Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

 

1.Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?

 2. Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

3.А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

  4. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

 

5.Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

 

1.Работа со словарем, подбор синонимов, определение понятия «тоска».

2. Составление цитатного плана.

 

Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

 

 

 

 

 

 

 

Текст для работы

История создания рассказа «Тоска»:

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы.

Структурирование знаний, смысловое чтение.

Выдвижение гипотез и их обоснование, осознанное и произвольное построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, формулирование выводов

 

Усвоение новых знаний и способов действия.

1.Организует аналитическую работу с эпиграфом произведения.

 

               Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

 

     Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

 

2. Организует исследовательскую работу с текстом.

 

-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

-О чем думает каждый из них?

-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

-Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

 

4.Композиция рассказа

    Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

   В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

 

5.Роль художественной детали

    Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

 

 

6. Организует аналитическую беседу.

В чем суть рассказа «Тоска»?

В чем заключается трагедия одиночества?

 

   С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

    Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная непохожестью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

 

7. Письменно продолжите фразу: «А как бы я поступил, встретив Иону?»

                              Работа в парах:

1. Размышляют над смыслом эпиграфа.

2. Находят определения устаревших слов «козлы», «извозчик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа совместно с учителем:

1.Работа с тестом, цитирование.

2.Портрет главного героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах:

1.Вспоминают определение фабулы.

2. Находят причинно-следственные связи.

 

Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах:

 

1.       Определяют детали, указывающие на внутреннее состояние героя.

2.       Составляют опорную схему.

 

(Лошаденка, падающий снег, веселая компания, молодой извозчик, серый цвет, сгорбленная спина Ионы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Формулируют свое отношение к прочитанному, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация индивидуальной работы.

 

 

Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование монологического высказывания, аргументация своей позиции и соединение ее с позициями партнеров при выработке решения в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурирование знаний. Смысловое чтение

 Выдвижение гипотез и их обоснование.  Осознанное и произвольное построение речевых высказываний.

Построение логической цепи рассуждений.

 

 

 

 

 

Рефлексия

Задает вопросы:

1.Какую цель вы ставили перед собой?

Достигли ли ее?

2.Чему вы сегодня научились?

3. Выполнены ли задания? Что вызывало затруднение в процессе работы?

1.Анализируют собственные достижения по шкале.

Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Рабочая карта  учени_______9___________класса

Этапы урока

Материалы для работы

Мои выводы

 Формулирование темы и постановка цели урока.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Текст для работы

История создания рассказа «Тоска»:

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы.

 

 

«А как бы я поступил, встретив Иону?»

 

Рефлексия

Шкала оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МАОУ гимназия №49 Технологическая карта урока, 9 класс

МАОУ гимназия №49 Технологическая карта урока, 9 класс

Основные термины и понятия

Основные термины и понятия

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Актуализация знаний 1. Организует работу с понятиями теории литературы, словарной работы, с текстом об истории создания рассказа «Тоска»

Актуализация знаний 1. Организует работу с понятиями теории литературы, словарной работы, с текстом об истории создания рассказа «Тоска»

Текст для работы История создания рассказа «Тоска»:

Текст для работы История создания рассказа «Тоска»:

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Дунаев, 1998). В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию

Дунаев, 1998). В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию

И только она может дохнуть теплом своим на руки

И только она может дохнуть теплом своим на руки

Усвоение новых знаний и способов действия

Усвоение новых знаний и способов действия

Приложение Рабочая карта учени_______9___________класса

Приложение Рабочая карта учени_______9___________класса

Основная часть Текст для работы

Основная часть Текст для работы

Конспект урока по функциональной грамотности "Чехов А.П. Рассказ "Тоска"

Конспект урока по функциональной грамотности "Чехов А.П. Рассказ "Тоска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2022