Методическая разработка урока "Горе от ума" А.С.Грибоедов"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Горе от ума" А.С.Грибоедов"

Оценка 4.9
docx
12.12.2023
Методическая разработка урока "Горе от ума" А.С.Грибоедов"
Урок Горе от ума.docx

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1–5. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.ГрибоедовА.С.Грибоедов «Горе от ума»

Цель:

  • познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни и творческой биографии писателя, раскрыть процесс духовного становления личности А.С.Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы;
  • познакомиться с историей создания пьесы «Горе от ума» и ее экспозицией (Д1 явл. 1-5).

Задачи:

образовательные:

  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс:
  • сформировать у учащихся представление о Грибоедове как о личности незаурядной, разносторонне одаренной;
  • продолжить работу по развитию навыка составления плана лекции;
  • повторить понятие композиции драматического произведения;
  • уяснить смысл экспозиции пьесы.

развивающие:

  • развивать навыки устной и письменной речи;
  • развивать навык составления плана лекции;
  • совершенствовать навык выразительного чтения (чтения в лицах);
  • развивать навык анализа текста драматического произведения.

воспитывающие:

  • воспитывать любовь к русской классике, чуткость к родному языку, стремление к речевому совершенствованию.

Методы обучения:

  • лекционный;
  • объяснительно-иллюстративный (презентация);
  • метод беседы;
  • метод создания проблемной ситуации;
  • метод самостоятельной работы;
  • метод выразительного чтения (чтения в лицах).

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;
  • групповые.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап введения в тему урока

1. Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».

« …Отдохнув несколько минут, я пустился далее… Мы ленивы и нелюбопытны…)

- Каким чувством проникнуты воспоминания Пушкина о Грибоедове?

- О чем сожалеет поэт?

III. Работа по новой теме

1Лекция о жизни и творчестве Александра Сергеевича Грибоедова. Лекция. Учащиеся составляют план лекции.

Материалы лекции.

1 слайд

Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу прежде всего как автор комедии «Горе от ума», хотя написал еще несколько пьес, поэм, стихотворений. Обладал он и даром музыканта: играл на фортепьяно, органе, флейте, сочинял музыку. Сохранилось несколько его вальсов. Один из них мы обязательно послушаем.

Родился в 1795 году в именитой дворянской семье. Получил блестящее образование. Сначала дома: у него были хорошие домашние учителя (библиотекарь Московского университета Петрозилиус, а также питомец Геттингенского университета Б.И.Ион). Потом учился в Московском благородном пансионе, из стен которого в разное время вышли знаменитые поэты и деятели культуры: В.А.Жуковский, А.И.Тургенев, В.Ф.Одоевский и др.

В 1806-1812 г.г. учился в Московском университете, где закончил словесный и юридический факультеты и занимался на физико-математическом. Он изучил греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий языки. Кроме того, с детства владел французским, английским, немецким и итальянским языками.

Ближайшими друзьями по университету были Петр Чаадаев, Никита Муравьев, И.Тургенев, дружба с которыми способствовала формированию передового и независимого мировоззрения.

В 1812 году Грибоедов готовится к сдаче экзамена на степень доктора права, однако начавшаяся война с Наполеоном резко меняет его планы. Он поступает добровольцем в Московский гусарский полк. Все это наполнило его новыми впечатлениями, помогло ближе узнать и полюбить русского солдата.

В 1816 году после окончания войны уходит в отставку. Поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где в это время служили Пушкин, Кюхельбекер, близко с ними сходится, а также со многими другими служащими - будущими декабристами.

В это время Грибоедов очень увлекается театром, начинает сотрудничать в журналах, пишет пьесы: «Молодые супруги», «Своя семья или Замужняя невеста», «Студент». Некоторые из пьес пишутся в соавторстве.

В 1818 г. Грибоедова направляют в качестве дипломата в Персию (фактически это ссылка за участие в дуэли секундантом). По пути на Восток он заехал в Москву. Своими горькими и безотрадными впечатлениями он делится со своим другом С.Н.Бегичевым: « В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему…». Настроение Грибоедова сродни настроениям его будущего героя Чацкого.

Оказавшись в Персии помимо желания, Грибоедов, однако, и здесь проявляет свои незаурядные способности. Он добивается освобождения из плена и возвращения на родину 150 русских солдат. В 1819 году в своем путевом дневнике записывает: «Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль… Голову мою положу за несчастных соотечественников».

В 1822 году Грибоедова переводят в Тифлис, и он служит секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове, который был известен своим вольномыслием, независимыми взглядами, был близок ко многим декабристам. С этого же времени начинает работать над комедией «Горе от ума».

С 1823 по 1825 г.г. ему был разрешен длительный отпуск. Грибоедов едет в Москву, затем в Петербург, оказывается вновь в центре культурной и общественной жизни обеих столиц. Читает друзьям сцены из «Горе от ума».

В конце 1825 года возвращается на Кавказ. Но после событий восстания 14 декабря его арестовывают. Четыре месяца длилось следствие. Обвинение вскоре с него снято. Но здесь немалую услугу оказал ему Ермолов, его заступничество перед царем.

В 1826 году возвращается на Кавказ. Велики его заслуги в подписании мирного договора с Персией (Россия 3 года вела войну). Царь по заслугам оценивает деятельность Грибоедова. Его назначают послом в Персию после подписания мира. Но сам Грибоедов считает это ссылкой. Его письма к друзьям исполнены мрачных предчувствий. Он понимает, что придется оставить творчество, что там его ждут тяжкие испытания, неизбежные опасности.

В это же время в его личной жизни произошли большие изменения. Будучи в Тифлисе, он женится на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта. Она отличалась необыкновенной красотой, но всем своим поклонникам предпочла Грибоедова. Ее любовь к поэту была огромна, она осталась верна ей и после его смерти. На надгробии могилы Грибоедова мы можем и сейчас видеть слова его жены: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

В Персии в качестве посла Грибоедов успевает сделать много полезного и нужного для России. Он действует с присущей ему настойчивостью и энергией. Но это не устраивает врагов России. Организуется заговор, и как результат - нападение на русское посольство и разгром его.
При таких трагических событиях погибает А.С.Грибоедов, умнейший и деятельнейший человек своей эпохи.

- И в заключение нашего разговора давайте прослушаем один из вальсов Грибоедова.

2Чтение и обсуждение составленных планов.

- Итак, давайте обсудим наши планы. Как всегда, стараемся придерживаться следующих критериев:
а) полнота материала;
б) логика, последовательность;
в) правильность формулировок;

План лекции.

  1. А.С. Грибоедов - разносторонне одаренная личность.
  2. Детство, юность.
  3. Учеба в Московском университете.
  4. События 1812 года. Их влияние на судьбу Грибоедова.
  5. Служба в Коллегии иностранных дел г. Петербурга.
  6. Увлечение театром. Первые литературные опыты.
  7. Дипломатическая служба в Персии.
  8. Служба на Кавказе (Тифлис) при генерале Ермолове. Начало работы над комедией «Горе от ума».
  9. Жизнь в Москве и Петербурге. Создание комедии «Горе от ума».
  10. 1825 год. Арест Грибоедова.
  11. Снова в Персии. Участие в подписании мирного договора между Россией и Персией.
  12. Женитьба на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта.
  13. 1829 год. Трагические события в Персии. Гибель Грибоедова.

- А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя А.С.Грибоедова бессмертным.

3. Сообщение ученика по теме «История создания и судьба комедии «Горе от ума». (Основные направления, по которым строится сообщение, учитель определяет заранее).

Комедия «Горе от ума» - это «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».

Грибоедов закончил комедию в 1824 году, но, несмотря на все его старания, при жизни Грибоедова комедия напечатана не была. Слишком остро ставился автором и раскрывался как личный, так и общественный конфликт комедии. Разрешена к печати лишь в 1831 году. Изъяты были те места, которые цензура царская посчитала слишком неблагонадежными. Поставлена была в Петербурге, затем в Москве с участием самых популярных актеров. Чацкого играл Мочалов, а Фамусова - Щепкин. Комедия жива и доныне. С успехом идет на сценах наших театров.

4. Беседа.

- «Горе от ума» - комедия. Печальны или смешны для вас события пьесы Грибоедова?

- Посмотрите внимательно, перед нами герои грибоедовской комедии. Кого из них вы узнали?

- Почему комедия называется «Горе от ума»?

(Учащиеся: «В ней трагедия умного человека (Чацкого), который попадает в общество людей, далеких от него и по мыслям, и по устремлениям».

Учитель: «И еще в пьесе очень важен антикрепостнический мотив. Без него любовная драма Чацкого была бы только частным случаем, личной неудачей»).

- Давайте вспомним, как строится драматическое произведение?

(Учащиеся: «В сюжете драматического произведения можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку»).

- Вот сегодня мы и будем работать с экспозицией пьесы. Она представлена в 1-5 явлениях 1 действия, которое происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Чем живет дом Фамусова до приезда в него Чацкого?

5. Чтение в лицах Д.1 явл.5. (По репликам Софьи и Лизы охарактеризовать Чацкого).

IV. Заключительный этап. Итоги урока

Д.З. Прочитать 1 действие до конца; определить смысл завязки.


Скачано с www.znanio.ru

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова

Ход урока I. Организационный этап

Ход урока I. Организационный этап

Оказавшись в Персии помимо желания,

Оказавшись в Персии помимо желания,

А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя

А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023