Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1–5. 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
Ключевые слова: А.С.Грибоедов, А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Цель:
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Методы обучения:
Формы организации учебной деятельности:
Техническое оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап введения в тему урока
1. Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».
« …Отдохнув несколько минут, я пустился далее… Мы ленивы и нелюбопытны…)
- Каким чувством проникнуты воспоминания Пушкина о Грибоедове?
- О чем сожалеет поэт?
III. Работа по новой теме
1. Лекция о жизни и творчестве Александра Сергеевича Грибоедова. Лекция. Учащиеся составляют план лекции.
Материалы лекции.
1 слайд
Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу прежде всего как автор комедии «Горе от ума», хотя написал еще несколько пьес, поэм, стихотворений. Обладал он и даром музыканта: играл на фортепьяно, органе, флейте, сочинял музыку. Сохранилось несколько его вальсов. Один из них мы обязательно послушаем.
Родился в 1795 году в именитой дворянской семье. Получил блестящее образование. Сначала дома: у него были хорошие домашние учителя (библиотекарь Московского университета Петрозилиус, а также питомец Геттингенского университета Б.И.Ион). Потом учился в Московском благородном пансионе, из стен которого в разное время вышли знаменитые поэты и деятели культуры: В.А.Жуковский, А.И.Тургенев, В.Ф.Одоевский и др.
В 1806-1812 г.г. учился в Московском университете, где закончил словесный и юридический факультеты и занимался на физико-математическом. Он изучил греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий языки. Кроме того, с детства владел французским, английским, немецким и итальянским языками.
Ближайшими друзьями по университету были Петр Чаадаев, Никита Муравьев, И.Тургенев, дружба с которыми способствовала формированию передового и независимого мировоззрения.
В 1812 году Грибоедов готовится к сдаче экзамена на степень доктора права, однако начавшаяся война с Наполеоном резко меняет его планы. Он поступает добровольцем в Московский гусарский полк. Все это наполнило его новыми впечатлениями, помогло ближе узнать и полюбить русского солдата.
В 1816 году после окончания войны уходит в отставку. Поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где в это время служили Пушкин, Кюхельбекер, близко с ними сходится, а также со многими другими служащими - будущими декабристами.
В это время Грибоедов очень увлекается театром, начинает сотрудничать в журналах, пишет пьесы: «Молодые супруги», «Своя семья или Замужняя невеста», «Студент». Некоторые из пьес пишутся в соавторстве.
В 1818 г. Грибоедова направляют в качестве дипломата в Персию (фактически это ссылка за участие в дуэли секундантом). По пути на Восток он заехал в Москву. Своими горькими и безотрадными впечатлениями он делится со своим другом С.Н.Бегичевым: « В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему…». Настроение Грибоедова сродни настроениям его будущего героя Чацкого.
Оказавшись в Персии помимо желания, Грибоедов, однако, и здесь проявляет свои незаурядные способности. Он добивается освобождения из плена и возвращения на родину 150 русских солдат. В 1819 году в своем путевом дневнике записывает: «Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль… Голову мою положу за несчастных соотечественников».
В 1822 году Грибоедова переводят в Тифлис, и он служит секретарем по дипломатической части при генерале Ермолове, который был известен своим вольномыслием, независимыми взглядами, был близок ко многим декабристам. С этого же времени начинает работать над комедией «Горе от ума».
С 1823 по 1825 г.г. ему был разрешен длительный отпуск. Грибоедов едет в Москву, затем в Петербург, оказывается вновь в центре культурной и общественной жизни обеих столиц. Читает друзьям сцены из «Горе от ума».
В конце 1825 года возвращается на Кавказ. Но после событий восстания 14 декабря его арестовывают. Четыре месяца длилось следствие. Обвинение вскоре с него снято. Но здесь немалую услугу оказал ему Ермолов, его заступничество перед царем.
В 1826 году возвращается на Кавказ. Велики его заслуги в подписании мирного договора с Персией (Россия 3 года вела войну). Царь по заслугам оценивает деятельность Грибоедова. Его назначают послом в Персию после подписания мира. Но сам Грибоедов считает это ссылкой. Его письма к друзьям исполнены мрачных предчувствий. Он понимает, что придется оставить творчество, что там его ждут тяжкие испытания, неизбежные опасности.
В это же время в его личной жизни произошли большие изменения. Будучи в Тифлисе, он женится на Нине Чавчавадзе, дочери известного грузинского поэта. Она отличалась необыкновенной красотой, но всем своим поклонникам предпочла Грибоедова. Ее любовь к поэту была огромна, она осталась верна ей и после его смерти. На надгробии могилы Грибоедова мы можем и сейчас видеть слова его жены: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
В Персии в качестве посла Грибоедов успевает сделать много
полезного и нужного для России. Он действует с присущей ему настойчивостью и
энергией. Но это не устраивает врагов России. Организуется заговор, и как
результат - нападение на русское посольство и разгром его.
При таких трагических событиях погибает А.С.Грибоедов, умнейший и деятельнейший
человек своей эпохи.
- И в заключение нашего разговора давайте прослушаем один из вальсов Грибоедова.
2. Чтение и обсуждение составленных планов.
- Итак, давайте обсудим наши планы. Как всегда, стараемся
придерживаться следующих критериев:
а) полнота материала;
б) логика, последовательность;
в) правильность формулировок;
План лекции.
- А теперь мы переходим к разговору о комедии «Горе от ума», которая сделала имя А.С.Грибоедова бессмертным.
3. Сообщение ученика по теме «История создания и судьба комедии «Горе от ума». (Основные направления, по которым строится сообщение, учитель определяет заранее).
Комедия «Горе от ума» - это «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира».
Грибоедов закончил комедию в 1824 году, но, несмотря на все его старания, при жизни Грибоедова комедия напечатана не была. Слишком остро ставился автором и раскрывался как личный, так и общественный конфликт комедии. Разрешена к печати лишь в 1831 году. Изъяты были те места, которые цензура царская посчитала слишком неблагонадежными. Поставлена была в Петербурге, затем в Москве с участием самых популярных актеров. Чацкого играл Мочалов, а Фамусова - Щепкин. Комедия жива и доныне. С успехом идет на сценах наших театров.
4. Беседа.
- «Горе от ума» - комедия. Печальны или смешны для вас события пьесы Грибоедова?
- Посмотрите внимательно, перед нами герои грибоедовской комедии. Кого из них вы узнали?
- Почему комедия называется «Горе от ума»?
(Учащиеся: «В ней трагедия умного человека (Чацкого), который попадает в общество людей, далеких от него и по мыслям, и по устремлениям».
Учитель: «И еще в пьесе очень важен антикрепостнический мотив. Без него любовная драма Чацкого была бы только частным случаем, личной неудачей»).
- Давайте вспомним, как строится драматическое произведение?
(Учащиеся: «В сюжете драматического произведения можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку»).
- Вот сегодня мы и будем работать с экспозицией пьесы. Она представлена в 1-5 явлениях 1 действия, которое происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Чем живет дом Фамусова до приезда в него Чацкого?
5. Чтение в лицах Д.1 явл.5. (По репликам Софьи и Лизы охарактеризовать Чацкого).
IV. Заключительный этап. Итоги урока
Д.З. Прочитать 1 действие до конца; определить смысл завязки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.