Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
-научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;
-начать формировать представление о реках и их частях,
-создать образ реки различного типа.
Развивающие:
- развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;
-развивать познавательный интерес к предмету;
- продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;
-составлять описание географического объекта.
Воспитательные:
-способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;
-воспитывать любовь к природе.
Форма урока:
Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Оборудование:
Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.
Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет.
На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.
знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.
Тип урока(по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.
В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.
Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.
Ход урока (структура урока)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Продолжительность, минут |
||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Все готовы– все в порядке
|
Учащиеся приветствуют учителя |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
II. Мотивационно - целевой |
Цитата о воде, ее значении. Определение темы урока при помощи загадки о реке. Формулировка целей и задач урока |
Формулируют тему, цели урока. |
3 |
||||||||||||||||||||||||||
III.Актуализация знаний |
Задаёт вопросы: 1. Назовите 2 различия между морем и рекой?
2. Что же такое река? |
Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления
Формируют понятие: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки. |
2
|
||||||||||||||||||||||||||
IV. Усвоение новых знаний: 1. Работа с понятием река и физической картой России
2.Знакомство с новыми определениями исток реки, устье реки.
3. Знакомство с частями реки, новыми терминами по теме.
4 Физминутка
5. Работа с дополнительной информацией по теме
6. Знакомство с особенностями горных и равнинных рек.
V. Закрепление материала
|
Задает вопросы для работы по карте: Индивидуальная работа 1. Найти на карте реку Лена. Как реки показаны на карте. 2.Знакомство с правилом показа реки и её частей. Одинакова ли линия показывающая реки на карте?
А). Объясняет (Работа с презентацией): Все реки имеют исток – начало реки.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Виды устья (дельта, эстуарий)
Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0» (в России – Балтийский футшток). Важно: чтобы определить правые и левые притоки реки, нужно представить устье впереди. Тогда правые притоки будут справа впадать в главную реку, а левые- слева.
Б) Парная работа по карте: Определить начало, конец реки и направление течения Волга, Миссисипи, Нил, Амазонка, Конго.
1. Знакомит с характеристикой профиля реки ( работа с презентацией): Русло Речная долина . Пойма Речная система Боссейн реки Водораздел Бессейн реки.
2. Работа в группах ( по рядам) Инструктирует к выполнению заданий ( карточка с заданием передается по партам ряда, школьники проверяют, что написали предыдущие школьники и дописывают свою информацию)
Приглашает по 1 человеку к доске для устного ответа, корректирует ответы учащихся. Вопросы для понимания материала Для 1 группы: что значит бассейн внутреннего стока? Для 2 группы: от чего зависит количество притоков ? Для 3 группы: каким притоком является наша река Ока?
Поднимаем
руки все
Работа с презентацией Крупнейшие реки мира¸ России и Рязанской области Предлагает назвать интересные факты о реках мира и России, используя карты атласа стр 21, 22.
Работа с презентацией: Задает вопросы: Какие реки есть в Рязанской области?
Работа с презентацией. Поясняет зависимость рек от рельефа. Формирует понятия Пороги. Водопады. Приводит примеры водопадов мира и России.
Задает вопросы по слайду презентации: -назовите, для чего использует реки человек; -какая особенность у использования горных рек человеком; -для чего используются воды равнинных рек. -какой вред может нанести человек водам рек? - что можно сделать, чтобы сократить загрязнения рек? -что может сделать каждый из нас, чтобы наша река Ока была чистой?
|
В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на настенной карте)
Слушают объяснение
Ищут в атласах, показывают и определяют по карте. Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.
Проверка у доски: показ и определение направления течений.
Слушают объяснение
Учащиеся на практике тренируются определять бассейны рек, называть речные системы рек и определять правые и левые притоки.
1 ряд заполняет таблицу « Бассейны рек мира»:
2ряд дописывает по 1 примеру притоков речной системы, используя карты «Гидросфера» и «Физическая карта Российской Федерации» для рек:
3ряд определяет притоки правого и левого порядка реки Волги по карте учебника или карте Российской Федерации. Данные заносят в таблицу:
Проверяют выполненные задания, анализируют ошибки, допущенные при выполнении заданий.
Школьники двигаются, отдыхают, переключают внимание.
Школьники называют реки мира и зачитывают интересную информацию об этих реках ( из атласа): Ганг, Дунай, Замбези, Муррей, Нил, Хуанхэ, Янцзы. Школьники называют реки России и зачитывают интересную информацию об этих реках ( из атласа): Амур, Енисей, Дон, Лена.
Записывают названия рек своей местности: Пра, Мокша, Пара, Цна
Слушают информацию, определяют характеристику горной реки и равнинной реки. Делают выводы по использованию горных и равнинных рек человеком.
Отвечают на вопросы при помощи слайда презентации. Делают вывод о загрязнении воды рек человеком и его хозяйственной деятельностью. |
2
2
3
2
5
3
2
3
3
4 |
||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексивно - оценочный |
1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: -мне понравилось……. -мне не понравилось…… -я задумалась…….. -в следующий раз мне хотелось бы……
2. Выставляет и комментирует оценки |
Выполняют поставленную задачу
Взаимооценка |
2
|
||||||||||||||||||||||||||
VI. Информирует учащихся о домашнем задании |
Задаёт задание: Параграф 17, Познакомиться с описанием горной и равнинной рек на примере Волги и Терека в учебнике. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
2
|
Литература, источники:
1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.
3. Интернет – ресурсы.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.
6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Учебные атласы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.