Конспект урока по географии 5 класса по теме Воды суши. Реки
Оценка 4.6

Конспект урока по географии 5 класса по теме Воды суши. Реки

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл—9 кл
25.04.2020
Конспект урока по географии 5 класса по теме Воды суши. Реки
План урока.docx

                                    Урок  по географии. Воды суши. Реки. 5 класс.

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

-научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

-начать формировать представление о реках и их частях,

-создать образ реки различного типа.

Развивающие:

- развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

-развивать познавательный интерес к предмету;

- продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

-составлять описание географического объекта.

Воспитательные:

-способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;

-воспитывать любовь к природе.

Форма урока:

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование:

Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи

На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

 знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока(по дидактической цели) урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.

Ход урока (структура урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность, минут

I.Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Все готовы– все в порядке
И учебник, и тетрадки
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать

 

Учащиеся приветствуют учителя

 

2

II. Мотивационно - целевой

Цитата о воде, ее значении. Определение темы  урока при помощи загадки о реке. Формулировка целей и задач урока

 

Формулируют тему, цели урока.

 

3

III.Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

1. Назовите  2 различия между морем и рекой?

 

2. Что же такое река?

Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления

 

Формируют понятие:

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

 

2

 

 

IV. Усвоение новых знаний:

1. Работа с понятием река и физической картой России

 

 

 

 

 

 

2.Знакомство с новыми определениями исток реки, устье реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Знакомство с  частями реки, новыми терминами по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа с дополнительной информацией по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Знакомство с особенностями горных и равнинных рек.  

 

 

 

 

 

  V.  Закрепление материала

 

 

 

 

Задает вопросы для работы по карте:

Индивидуальная работа

1. Найти на карте реку Лена. Как реки показаны на карте.

2.Знакомство с правилом показа реки и её частей. Одинакова ли линия показывающая реки на карте?

 

А). Объясняет (Работа с презентацией):

Все реки имеют исток – начало реки.

 

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Виды устья (дельта, эстуарий)

 

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0»  (в России – Балтийский футшток).

Важно: чтобы определить правые и левые притоки реки, нужно представить устье впереди. Тогда правые притоки будут справа впадать в главную реку, а левые- слева.

 

 

Б) Парная работа по карте:

Определить начало, конец реки и направление течения

Волга, Миссисипи, Нил, Амазонка, Конго.

 

1.      Знакомит с характеристикой профиля реки ( работа с презентацией):

Русло

Речная долина .

Пойма

Речная система

Боссейн реки

Водораздел

Бессейн реки.

 

2.      Работа в группах ( по рядам)

Инструктирует к выполнению заданий ( карточка с заданием передается по партам ряда, школьники проверяют, что написали предыдущие школьники и дописывают свою информацию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашает  по 1 человеку к доске для устного ответа, корректирует ответы учащихся.

Вопросы для понимания материала

Для 1 группы: что значит бассейн внутреннего стока?

Для 2 группы:  от чего зависит  количество притоков ?

Для 3 группы: каким притоком является наша река Ока?

 

Поднимаем руки все
Поднимаем руки все - это "раз",
Повернулась голова — это "два",
Руки вниз, вперёд смотри — это "три",
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".
Посидим  мы, отдохнём,
И  опять учить начнём
.

 

 

Работа с презентацией

Крупнейшие реки мира¸ России и Рязанской области

 Предлагает назвать интересные факты о реках мира и России, используя карты атласа стр 21, 22.

 

 

Работа с презентацией:

Задает вопросы:

Какие реки есть в Рязанской области?

 

 

 

Работа с презентацией.

Поясняет зависимость рек от рельефа.

Формирует понятия Пороги. Водопады.

Приводит примеры водопадов мира и России.

 

 

Задает вопросы по слайду презентации:

-назовите, для чего использует реки человек;

-какая особенность у использования горных рек человеком;

-для чего используются воды равнинных рек.

-какой вред может нанести человек водам рек?

- что можно сделать, чтобы сократить загрязнения рек?

-что может сделать каждый из нас, чтобы наша река Ока была чистой?

 

 

 

В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на настенной  карте)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищут в атласах, показывают и определяют  по  карте.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

 

Проверка у доски: показ и определение направления течений.

 

Слушают объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся на практике тренируются определять бассейны рек, называть речные системы рек и определять правые и левые притоки.

 

 

1 ряд заполняет таблицу « Бассейны рек мира»:

Бассейн

 

 

 

 

Река

 

 

 

 

2ряд дописывает по 1 примеру притоков речной системы, используя карты «Гидросфера» и «Физическая карта Российской Федерации» для рек:

Река

Притоки

Амазонка

 

Волга

 

Объ

 

Енисей

 

Лена

 

 

3ряд определяет притоки правого и левого порядка реки Волги по карте учебника или карте Российской Федерации. Данные заносят в таблицу:

Левые притоки

Правые притоки

 

 

 

 

Проверяют выполненные задания, анализируют ошибки, допущенные при выполнении заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьники двигаются, отдыхают, переключают внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьники называют реки мира и зачитывают интересную информацию об этих реках ( из атласа): Ганг, Дунай, Замбези, Муррей, Нил, Хуанхэ, Янцзы.

Школьники называют реки России и зачитывают интересную информацию об этих реках ( из атласа): Амур, Енисей, Дон, Лена.

 

Записывают названия рек  своей местности:  Пра, Мокша, Пара, Цна

 

 

 

 

 

 

Слушают  информацию, определяют характеристику горной реки и равнинной реки. Делают выводы по использованию  горных и равнинных рек человеком.

 

 

 

Отвечают на вопросы при помощи слайда презентации.

Делают вывод о загрязнении воды рек человеком и его хозяйственной деятельностью.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

VI. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

-мне понравилось…….

-мне не понравилось……

-я задумалась……..

-в следующий раз мне  хотелось бы……

 

2. Выставляет и комментирует оценки

 

Выполняют поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

 

2

 

 

 

 

VI. Информирует учащихся о домашнем задании

Задаёт задание:

Параграф 17,

Познакомиться с описанием горной и равнинной рек на примере Волги и Терека в учебнике.

 

Записывают домашнее задание, задают вопросы

 

2

 

 

 

 

Литература, источники:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.

3. Интернет – ресурсы.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.

5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.

6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Учебные атласы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по географии. Воды суши

Урок по географии. Воды суши

А работать и искать Учащиеся приветствуют учителя 2

А работать и искать Учащиеся приветствуют учителя 2

Знакомство с частями реки, новыми терминами по теме

Знакомство с частями реки, новыми терминами по теме

Физминутка 5

Физминутка 5

IV . Усвоение новых знаний: 1

IV . Усвоение новых знаний: 1

Конспект урока по географии 5 класса по теме Воды суши. Реки

Конспект урока по географии 5 класса по теме Воды суши. Реки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020