Тема урока: «Южная Америка. История открытия. Географическое положение.»
Классы: 7-а, 7-б, 7-в
Урок № 36
Дата: 17.01.2024г.
Цели урока: сформировать представление о географическом положении материка Южная Америка, познакомить с историей исследования; продолжить формирование у обучающихся навыков самостоятельного поиска информации, плакирования учебной деятельности, самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
• выявление особенностей географического положения и изучение истории исследования Южной Америки.
Метапредметные:
• развитие способностей анализировать, выделять главное, сравнивать;
• умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать вопросы и задачи; умение анализировать свою деятельность;
• развитие исследовательской культуры; развитие кругозора, любознательности, привитие интереса к путешествиям.
Личностные:
• воспитание умения слушать других, культуры речи, общения; воспитание потребности в овладении географическими и метапредметными знаниями, умениями, навыками;
• воспитание веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
• воспитание умения управлять собой, своим поведением.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки, портреты путешественников и мореплавателей, учебник «География 7 класс», «Полярная звезда», под редакцией А.И. Алексеева, издательство «Просвещение», 2024 г.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие. (2 минуты).
Проверка готовности учащихся к уроку, (наличие атласа, учебника, контурных карт, тетрадей, письменных принадлежностей).
2. Актуализация опорных знаний
(Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Да осенит вас Южный Крест).
Да осенит вас
Южный крест,
названия-
почти как музыка.
Хибарки посредине мусора,
да осенит вас
Южный крест…..
Стада,
уставшие пастись
Голодно-царственные
гаучо.
И птицы-
Крохотнее бабочек.
И бабочки-
с размахом птиц….
Вопрос: Всем ли слова из стихотворения Р. Рождественского знакомы вам?
(Ответы учащихся: Да, нет –хибарки, Южный Крест, гаучо).
-Сегодня мы будем с вами изучать новый материк Южная Америка. Это материк- материк многих рекордов.
3. Изучение нового материала (30 минут).
Южная Америка-это материк многих рекордов.
Здесь находится самая длинная горная цепь на суше, самая высокая вершина Западного полушария, самое высокогорное озеро, самая большая низменность, самый обширный массив вечнозелёных лесов, самая полноводная и длинная река в мире, самый высокий действующий вулкан в мире, стране этого материка принадлежит самый удалённый от населённых территорий остров и многое другое.
Своими очертаниями материк похож на гроздь винограда, которая висит на Панамском перешейке. Береговая линия проста-ни одного крупного залива, полуострова.
Работа на контурной карте и с атласом (стр. учебника 249 «Физическая карта Южной Америки»).
-Покажите на контурной карте (записываю на доске):
а) острова: Огненная Земля, Фолклендские, Галапагосские;
б) проливы: Магелланов, Дрейка;
в) мысы: Кабу- Бранку, Фроуард, Париньяс, Гальинас;
Вопрос: Что ещё мы можем сказать об этих мысах?
(Ответы учащихся: они являются крайними точками материка)
г) Панамский канал.
Вопрос: Какие два океана омывают материк Южная Америка?
(Ответы учащихся: с западной стороны –Тихий океан, а с восточной- Атлантический).
-Нанесите эти океаны на контурную карту.
Вопрос: Какое море омывает северную часть материка?
(Ответы учащихся: Карибское море).
-Нанесите его на контурную карту.
История открытия Южной Америки (рассказ учителя).
-Единого мнения о том, кто первым достиг Америки, нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие склоняются к мнению, что азиаты, третьи-что жители Океании. Но доподлинно известно, что после плавания Колумба, эта земля стала известна всему свету, стала заселяться и осваиваться. Хотя материк был открыт в 15 веке, Южная Америка долго, вплоть до 18 века , оставалась загадкой.
-Считается, что Америку открыл Колумб. А почему же она получила такое название, в честь кого?
-По одной из версий, Америго Веспуччи и не собирался давать имя новому континенту. Он был картографом и подписывался на своих картах, его подпись попала на новую территорию, а покупатели карты думали, что так называется эта земля. Таким образом «Америка» случайно появилась на картах.
Несколько столетий материк не изучался, а подвергался разграблению. Открытие Нового Света повлекло за собой КОНКИСТУ (по испански-«завоевание»),названную португальским исследователем Мариатеги, последним крестовым походом. КРЕСТ и МЕЧ стали символами конкисты, а жестокость, жадность и лицемерие- неотъемлемыми чертами большинства завоевателей. Конкиста положила начало разрушению уникальных культур американских индейцев, неповторимых цивилизаций инков, майя, ацтеков.
В конце 15 века миражи заокеанских богатеев пленили воображения тысяч испанцев, устремившихся по проторенной Колумбом дороге.
Золото-вот магическое слово, которое заставило испанских королей покорить отдалённый на тысячи километров огромный континент с населением, значительно превышающим население Испании. Первыми удар европейцев на себе испытали аборигены островов Карибского моря. Колумб фактически завоевал Гаити и Ямайку. Затем наступила очередь Пуэрто-Рико и Кубы.
Конкиста превратила Испанию в крупнейшую империю того времени. Для покорённых народов последствия имели двоякое значение: с одной стороны, был нанесён огромный ущерб их уникальной культуре, с другой-положено начало процессу взаимообогащения цивилизаций Европы и Америки.
Несколько столетий продолжалась конкиста, а природа материка практически не была изучена.
Исследование материка (составление таблицы, записываю на доске).
Имя путешественника, мореплавателя |
Время открытия |
Район исследования |
Значение исследования |
Христофор Колумб |
1492- 1498 г.г. |
Побережье островов Карибского моря, устье реки Ориноко. |
Открытие Нового Света |
Америго Веспуччи |
1498 г. |
Север Южной Америки |
Описание северных территорий, догадка, что открыт новый материк. |
Александр Гумбольдт и Эме Бонплан |
Конец 18 в. Начало 19 в. |
Природа Анд и прибрежных территорий |
Первая геологическая карта, описано Перуанское течение, открыта высотная поясность. |
Николай Иванович Вавилов |
1923- 1933 г.г. |
Анды, Бразильское плоскогорье |
Установлены центры древних очагов культурных растений. |
Работа на контурной карте (учебник стр. 249 «Физическая карта «Южной Америки»)
а) выделите экватор, южный тропик
б) подпишите залив Ла-Плата, морские течения.
Вопрос: Что общего в положении южной Америки и Африки по отношению к экватору и южному тропику?
(Ответы учащихся: оба материка пересекаются экватором и южным тропиком, следовательно, оба материка получают много тепла и влажности).
4. Физкультминутка (2 минуты)
Все встают и руками тянутся вверх, в стороны, вытянуты перед собой (3 раза).
Друг с другом здороваются правой и левой рукой (3 раза).
5. Закрепление изученного материала (5 минут).
.В учебнике выполнить задание №2, стр. 142, параграф 35 (назвать «+» и «-» географического положения Южной Америки).
6. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты).
- Мне удалось…
- Теперь я знаю...
- Было удивительным...
- Я смогу рассказать друзьям…
7. Домашнее задание
§. 35, изучить, стр. 142, №3,7(письменно). Подготовить сообщение на тему: «Александр Гумбольдт, его жизнь и научная деятельность» (сообщение выполнит всем).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.