Тема: "Циклоны и антициклоны"
Класс: 8
Цели урока:
Оборудование: таблицы, учебник, презентация, стенная карта видеофрагменты.
Ключевые слова: погода, климат, циклон, антициклон.
Ход урока
I . Организационный момент.
-Приветствую вас сегодня на уроке географии. Проверим все ли готово к уроку?
II . Повторение:
-Вспомним, какой большой раздел географии мы изучаем? (Природа России)
-В каком разделе сейчас находимся? (Климат)
-Какая сегодня погода за окном? Бывает ли погода плохой? А что это значит?
Звучит фрагмент песни «У природы нет плохой погоды».
-Погода и климат – это одно и то же? В чем отличие?
-Какие факторы влияют на формирование климата? Перечислите их.
-Что означает поговорка: Погодой год припоминается.
-Что
изучили на прошлом уроке? (Атмосферные фронты)
Выполним задания в рабочих листах (приложение №1).
Прочитайте внимательно характеристики атмосферных фронтов и распределите номера высказываний.
1.Теплый воздух надвигается на холодный.
2.Выталкивает вверх легкий теплый воздух.
3.Холодный воздух надвигается на теплый.
4.Затяжные дожди.
5.Быстрое похолодание, ясная погода.
6.Теплый легкий воздух поднимается вверх.
7.Ливни, грозы.
8.Медленное потепление.
Теплый фронт |
Холодный фронт |
|
|
Проверим ответы (взаимопроверка, сравнение ответов с эталоном, выставление отметок)
Ответы:
Теплый фронт – 1, 4, 6, 8 |
Холодный фронт – 2, 3, 5, 7 |
1.Теплый воздух надвигается на холодный. |
2.Холодный воздух надвигается на теплый. |
4.Теплый легкий воздух поднимается вверх. |
3.Выталкивает вверх легкий теплый воздух. |
6.Затяжные дожди. |
5.Ливни, грозы. |
8.Медленное потепление. |
7.Быстрое похолодание, ясная погода. |
7-8 – «5»
5-6 – «4»
4 -3 – «3»
III. Актуализация знаний, постановка цели урока
Показ фрагмента о предстоящей погоде.
-Какое явление вызвало такую погоду на Ямале? (Пришел антициклон)
-Как будет называться тема нашего урока? (Циклоны и антициклоны)
-Какую цель поставим? (узнать, что такое циклоны и антициклоны, чем они различаются и какая погода будет, когда они будут над территорией России, уметь работать с синоптической картой, выполняя задания из ОГЭ)
IV. Изучение нового материала.
Предлагается изучить материал учебника и заполнить недостающие ячейки таблицы:
ЦИКЛОНЫ И АНТИЦИКЛОНЫ (П. 20)
На основе параграфа 20 (стр. 60-61) заполните таблицу и сделайте вывод
Таблица. Сравнительная характеристика циклонов и антициклонов
План характеристики |
Циклон |
Антициклон |
Определение |
Это атмосферный вихрь с … |
Это атмосферный вихрь с …
|
Обозначение на синоптической карте |
|
|
Размеры |
|
|
Особенности горизонтального движения воздушных масс |
Воздух движется против … |
Воздух движется по … |
Особенности вертикального движения воздушных масс (рисунок) |
|
|
Особенности погоды зимой |
|
Ясная с … |
Особенности погоды летом |
Прохладная с … |
|
-Где проходят циклоны и антициклоны над территорией России?
-Посмотрите на слайде, какие картины природы могут быть при циклонах и антициклонах.
V. Закрепление.
-Посмотрите за окно. Что сегодня над территорией г. Кирова (циклон или антициклон)? Объясните почему.
-Бывают ли такие вихри на других планетах?
Интересный факт: Циклоны и антициклоны образуются не только на Земле, но и на других планетах. Одним из самых больших антициклонов является огромное пятно на поверхности Юпитера
-Циклональную и антициклональную погоду мы можем отыскать и в русской поэзии. Попробуйте определить:
В отрывках стихотворений А.С. Пушкина описывается погода, характерная для:
1)Какая ночь! Мороз
трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звёздами… (антициклон)
2) "...Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит..." (циклон)
3) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (циклон)
Практическая работа.
ЗАДАНИЯ ИЗ ОГЭ (№ 5)
1) Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Воронеж 2) Тикси 3) Хабаровск 4) Якутск
2) Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Мурманск 2) Новосибирск 3) Тикси 4) Магадан
VI. Домашнее задание
Параграф 20, записать народные приметы о погоде.
VII. Анализ деятельности.
Продолжите предложения:
Я не умел, а теперь умею …
Значительные трудности я ощутил …
Мой самый большой успех сегодня на уроке – это …
-Как вы думаете, пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока?
-Какую цель ставили на уроке? Поднимите руку те, кто этой цели достиг.
-Спасибо за работу на уроке! Прекрасного дня!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.