Конспект урока по географии на тему «Строение гидросферы и литосферы»
Оценка 5

Конспект урока по географии на тему «Строение гидросферы и литосферы»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
география
11 кл +1
23.06.2024
Конспект урока по географии на тему «Строение гидросферы и литосферы»
Конспект урока по географии на тему «Строение гидросферы и литосферы»
7_60_Отношения_России_со_странами_Западной_Европы_и_Востока.docx

Дата:

Класс: 7

Учитель:

Предмет: История

 

Тема: «Отношения России со странами Западной Европы и Востока»

 

1.                  Контролируемые умения

 

·                    Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов

·                    Развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

·                    Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

 

2.                  Проверяемые элементы содержания

 

·                    Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Войны России в XVII в. «Азовское осадное сидение»

 

3.                  Предметные умения

 

·                    Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

·                    На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, поводы, последствия; указывать значение исторических событий (явлений, процессов)

·                    Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации

·                    Синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов

·                    Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

 

4.                  Личностные результаты

 

·                    Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 

5.                  Функциональная грамотность

 

·                    Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

·                    Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

·                    Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

·                    Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

 

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a189c2c

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

1.                  Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1              Мотивация на учебную деятельность

 

«Учение – путь к умению» (русская народная пословица)

 

1.2              Актуализация опорных знаний

Столбовский и Вестфальский мирные договоры

Внимательно прочитай обе статьи.

 

Договор завершил Тридцатилетнюю войну в Европе. Вестфальский мир означал победу антигабсбургской коалиции, уравнял в правах католиков и протестантов, закрепил раздробленность германских земель.

Территориальные изменения затронули практически всю Европу. Официально были признаны независимыми Швейцария и Нидерланды. Авторитет Габсбургов и Священной Римской империи был подорван, а наибольшие приобретения были у Франции и Швеции.

Франция получила Эльзас и ряд других территорий и заняла доминирующее положение в Европе на ближайшие полтора века. Усилилась и роль Швеции в международной политике. Помимо контрибуции в 5 млн талеров, Швеция получила о. Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании, города Штеттин, Висмар и Бремен. Во владении Швеции оказались важные гавани Балтийского и Северного морей. Под фактический контроль перешли устья крупнейших рек северной Германии. Как владелица германских княжеств, она могла отныне посылать своих депутатов на имперские рейхстаги.

Во второй половине XVII века Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой («Шведским озером») и оказывающую влияние на немецкие государства. Положение Швеции вызывало недовольство соседей — Дании, Саксонии, Пруссии, Речи Посполитой и России.

 

·                     Определи причины, по которым отдельные страны могли быть недовольны положением Швеции в середине XVII века.

·                     Какое положение в Европе стала занимать Швеция в первой половине XVII века?

·                     Какие государства могли быть недовольны таким положением в международной обстановке?

1.3              Целеполагание

 

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?

 

 

2                    Освоение нового материала

 

2.1              Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Важнейшие даты:

1591 г. — Крымский поход на Москву

1595 г. — Тявзинский мир

 

Термины: шляхта

 

Персоналии: Л. Сапега, Казы-Гирей, Аббас I Великий

 

Внешнеполитический курс России в конце XVI — начале XVII в. был направлен на решение трёх основных задач: 

1. Западной: возвращение всех исконно русских земель, входивших в состав Речи Посполитой, и выход в Балтийское море. 

2. Южной: обеспечение безопасности южных границ и борьба с Крымским ханством и Османской империей за выход в Чёрное море. 

3. Восточной: дальнейшее продвижение в Сибирь и на Дальний Восток.

Россия и Европа перед Тридцатилетней войной

Во второй половине XVI в. сильнейшим государством Европы стала Испания, которую возглавляли правители из династии Габсбургов. Император Карл V Габсбург получил в наследство обширные территории в Европе, в числе которых были территории Австрии, Нидерландов и Италии. Испанская армия была самой мощной и хорошо подготовленной, что обеспечило военное превосходство Габсбургов в Европе над остальными государствами в течение долгого времени.

 

Своей главной задачей в это время испанские монархи считали охрану позиций католической церкви, которые серьёзно пошатнулись в связи с Реформацией. Именно поэтому главными врагами Испании в этот момент стали веротерпимая Франция, а также протестантские Англия и Голландия. Эти страны смогли отстоять свою независимость в тяжёлых сражениях с испанской армией. 

В начале XVII в. началось активное нашествие турок в Европу, что привело к длительным войнам между Османской империей и Священной Римской империей, а также её союзниками.

С конца XVI в. утвердилось присутствие Русского царства на границах Чёрного моря, что ослабляло влияние турок на Кавказе и приводило к русско-турецким войнам. 

В Восточной и Северной Европе основные военные действия разворачивались между Русским царством, Швецией и Речью Посполитой. 

После войны со Швецией 1590–1595 гг. за утерянные в ходе Ливонской войны земли был заключён Тявзинский мир, по которому России возвращались крепости Ивангород, Ям, Копорье и Корела.

 

Борис Годунов старался использовать противоречия между европейскими державами. Сначала царь пытался заключить союз с императором Священной Римской империи для совместной борьбы против шведов. Однако ничего не получилось: император опасался, что тесное сотрудничество с Россией обострит отношения Священной Римской империи с Речью Посполитой. После этой дипломатической неудачи Россия предложила создать союз Дании, в Москву даже прибыл датский принц Иоанн. Чтобы укрепить возможные датско-русские договорённости, он должен был жениться на дочери Бориса Годунова, но внезапно заболел и скончался. Стремление российского царя найти союзника в Европе, в том числе благодаря укреплению династических связей, вызвало недовольство среди бояр. Они опасались, что в будущем царский престол наследует иноземец. Это ослабило позиции Бориса Годунова в России. 

Отношения России и Речи Посполитой

Противоречия между Польшей и Великим княжеством Литовским, вошедшими в Речь Посполитую, и Россией обострились в конце XVI в. после того, как династия Рюриковичей прервалась. 

Речь Посполитая в это время находилась в тяжёлом экономическом положении, выйти из которого надеялась через приобретение новых земель на востоке. 

В 1600 г. польский посол Л. Сапега предложил России проводить единую внешнюю политику с Речью Посполитой. Военно-политический союз двух держав также предполагал, что после смерти правителя в России польский король мог претендовать на российский престол и, наоборот, после смерти польского монарха новым королём Речи Посполитой мог стать русский царь. Дополнительно польская сторона предложила разрешить в России свободно проповедовать католическую религию и приравнять в правах российское и польско-литовское дворянство — шляхту. В таком случае польские и литовские дворяне могли получать за службу земельные участки в России. 

 

Борис Годунов отверг предложенный договор, что не устроило Речь Посполитую. Это подтолкнёт польского короля к борьбе с Борисом Годуновым в период русской Смуты.

Отношения России и Крымского ханства

Сложными и неспокойными оставались взаимоотношения России и с Крымским ханством, которое угрожало нападением на Русь.

Русское государство тратило огромные средства на обустройство государственной границы на юге, где крымские татары в любой момент могли совершить грабительские набеги. 

В 1591 г. крымский хан Казы-Гирей вторгся в Россию. Возглавляя большое войско, он дошёл до Москвы и осадил её. Решающая битва произошла на берегу Москвы-реки у стен Кремля — крымское войско было разгромлено, а сам Казы-Гирей бежал, бросив попавших в плен товарищей и захваченную добычу. 

Мирный договор между Россией и Крымским ханством был подписан спустя три года. После мира Казы-Гирей уже не предпринимал попыток напасть на Россию, что позволило Борису Годунову значительно сократить численность русских войск на южных границах страны. 

 

Ещё со времён Ивана IV Россия успешно использовала в борьбе с крымскими татарами новое служилое сословие — донских казаков. Казаки эффективно отражали набеги крымчан и сами при первой возможности активно нападали на их территории. 

Россия и Персия

После присоединения к России Астраханского ханства российско-персидские торгово-экономические отношения стали укрепляться. В течение всего XVII в. активно шла торговля персидским шёлком и хлопком по устойчивому и безопасному пути через Каспийское море и Волгу. 

Шах Персии Аббас I Великий стремился установить прочные политические отношения с Россией. При нём обе страны регулярно обменивались посольствами, а в 1594 г. Россия и Персия даже установили беспошлинную торговлю друг с другом. Когда Борис Годунов стал царём, персидский шах прислал ему в качестве подарка трон, покрытый золотыми пластинами и украшенный большим количеством драгоценных камней. 

 

В свою очередь, Борис Годунов видел выгоду в развитии успешных торговых и дипломатических отношений с Персией: эта страна была одним из главных исторических соперников Османской империи. 

Отношения России и Османской империи

С конца XVI в. Османская империя становится опасным и могущественным противником России. Сильная армия и колоссальные богатства позволяли Османской империи держать в постоянном напряжении Центральную и Восточную Европу. 

Долгое время Россия старалась поддерживать мирные отношения с империей. В то же время Священная Римская империя и Речь Посполитая видели в России возможного союзника против турецкого султана. 

В 1595 г. даже был заключён антитурецкий союз с германским императором — так называемая Священная лига. Российское царство рассчитывало на этот союз, надеялось на помощь Священной Римской империи в вопросе получения выхода к Балтийскому морю, но безуспешно. Убедившись, что все ожидания напрасны, российское правительство снова пошло на сближение с Османской империей. 

 

В конце XVI — XVII в. Россия проводила активную внешнюю политику, пытаясь решить свои основные задачи. Экономические и политические отношения со странами Европы и Персией в это время успешно развиваются. В то же время сохраняется угроза нападений на южных рубежах страны.

 

3                    Применение изученного материала.

 

3.1              Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

Рассмотри карту и выполни задания.

Укажи век, когда произошли события, обозначенные на карте

 

·                    Укажи название города, обозначенного на карте цифрой.

·                    Прочитай отрывок из исторической статьи и укажи цифру, обозначающую на карте город, название которого пропущено в данном отрывке.

·                    Перемирие между Россией и Швецией подписали в __________ (под Нарвой) в декабре 1658 года, после долгих переговоров. Перемирие было заключено на три года. По условиям этого договора, Москва закрепляла за собой часть завоеваний в Ливонии: занятые крепости, где успели закрепиться русские гарнизоны.

 

 

4.                  Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Русско-шведская война (1656–1658 годов)

Внимательно рассмотри карту и ответь на вопросы.

1.                  Военные действия между какими государствами изображены на карте? 

2.                  В какие годы шла эта война?

3.                  Когда и где состоялись важнейшие битвы в ходе войны?

4.                  Насколько успешно Россия вела боевые действия? На основании чего ты сделал такой вывод?

5.                  Когда и где было заключено перемирие между странами — участницами войны?

6.                  Какие территории отошли к России в результате этого перемирия?

7.                  Когда и где заключен был мирный договор? На каких условиях?

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                  Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1              Рефлексия

·                    сегодня я узнал…

·                    было интересно…

·                    было трудно…

·                    я выполнял задания…

·                    я понял, что…

 

5.2              Домашнее задание. Задание по учебнику.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 7 Учитель:

Дата: Класс: 7 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Западной : возвращение всех исконно русских земель, входивших в состав

Западной : возвращение всех исконно русских земель, входивших в состав

Мирный договор между Россией и

Мирный договор между Россией и

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 4

Проверка приобретенных знаний, умений и навыков 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024